Цивилизованное управление отходами: роскошь или обязанность для регионов?
НЕБОВ Николай Владимирович
министр экологии и природных ресурсов Нижегородской области
Номер журнала:
Рубрика:
Ведение кадастра отходов производства и потребления — это, по сути, не столько мониторинговый, сколько аналитический инструмент. Постоянный «пересчет рисков» обеспечивает сбор, накопление и систематизацию данных в области обращения с отходами, более того — дает оценку текущей ситуации.
Организация, выполняющая работы по сопровождению информационных баз данных по обращению с отходами в Нижегородской области (далее — уполномоченная организация), консультирует по процедуре предоставления сведений по обращению с отходами и заполнению отчетных форм по письменным обращениям, телефону, электронной почте.
При предоставлении консультаций по письменным обращениям ответ на письменное обращение направляется почтой в адрес заявителя в срок, не превышающий 30 дней с момента поступления письменного обращения. При консультациях по телефону предоставляется информация по следующим вопросам:
- сведения об электронном информационном ресурсе, на котором размещены формы для заполнения сведений, необходимых для внесения в региональный кадастр отходов;
- сведения о входящих номерах, под которыми зарегистрированы материалы, представленные для постановки на учет в региональный кадастр отходов.
При консультировании по электронной почте ответ на обращение направляется на электронный адрес заявителя в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента поступления обращения. Иные вопросы рассматриваются только на основании соответствующего письменного обращения в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее — Министерство).
Организацию и ведение регионального кадастра отходов осуществляет Министерство. Эта же структура определяет уполномоченную организацию, которая формирует базу данных по обращению с отходами в Нижегородской области, осуществляет прием данных по разделам регионального кадастра отходов, в срок, не превышающий 30 дней, направляет по электронной почте в адрес заявителя уведомление о приеме данных либо об отказе в приеме с указанием причин отказа, формирует ежегодный сводный отчет «Сведения об обращении с отходами производства и потребления на территории Нижегородской области за отчетный период».
Что касается хозяйствующих субъектов, то они в соответствии с действующим законодательством ведут учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, осуществляют предоставление в уполномоченную организацию сведений, необходимых для составления и ведения кадастра.
В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов) приложения 2-8 к инструкции заполняются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.
Если хозяйствующий субъект выступает в качестве арендодателя части производственных территорий, помещений или оборудования и предоставляет арендатору право размещать отходы на собственных объектах, то отходы арендатора должны быть включены в отчетность арендодателя.
Порядок предоставления первичных сведений о хозяйствующем субъекте следующий. Ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, хозяйствующие субъекты предоставляют в уполномоченную организацию на электронном и бумажном носителях «Первичную информацию о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе)» (приложение 2 к инструкции).
Учету в РККО подлежат все виды отходов за исключением радиоактивных.
Хозяйствующие субъекты единожды до 1 марта года, следующего за отчетным, предоставляют в уполномоченную организацию копии паспортов и свидетельств на отходы, заверенные хозяйствующим субъектом. При изменении данных об отходах либо оформлении документов паспортизации на вновь образующиеся отходы в течение 10 рабочих дней после утверждения паспортов и свидетельств на отходы предоставляют их копии, заверенные хозяйствующим субъектом, в уполномоченную организацию.
При отсутствии паспортов и свидетельств на отходы предоставляют до 1 марта года, следующего за отчетным, «Перечень отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности за отчетный период» (приложение 3 к инструкции).
Включению в реестр объектов размещения отходов подлежат места захоронения и длительного (более трех лет) хранения отходов производства и потребления, включая твердые бытовые отходы:
- действующие объекты размещения отходов;
- объекты размещения отходов, временно не эксплуатируемые;
- объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации, но не рекультивированные;
- рекультивированные объекты размещения отходов;
- несанкционированные свалки отходов площадью более 100 м2.
Не подлежат включению в реестр ОРО кладбища и скотомогильники, относящиеся к ведению санитарного и ветеринарного надзора.
Ежегодно хозяйствующие субъекты, на балансе которых находятся ОРО, осуществляющие их эксплуатацию или имеющие иные основания осуществления деятельности на ОРО, заполняют форму «Характеристика объектов захоронения и длительного хранения отходов» (приложение 4 к инструкции) и передают ее на электронном и бумажном носителях в уполномоченную организацию до 1 марта года, следующего за отчетным.