Чувашская Республика: профилактика аварийности
Номер журнала:
Рубрика:
Сегодня в Чувашской Республике для обеспечения безаварийной работы опасных производственных объектов необходимо решить ряд актуальных проблем в области промышленной и экологической безопасности.
Об общем состоянии промышленной безопасности предприятий, поднадзорных Приволжскому управлению Ростехнадзора на территории Чувашской Республики, рассказывает заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора Андрей Семенович Данилов.
- Андрей Семенович, охарактеризуйте Чувашскую Республику с точки зрения промышленной и экологической безопасности.
- На территории республики находится 1 041 предприятие, поднадзорное Чувашским территориальным отделам Приволжского управления Ростехнадзора, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности. Из данного числа в 1 001 организации эксплуатируются 1 783 опасных производственных объекта. Среди поднадзорных организаций все самые крупные в республике: ОАО «Промтрактор», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ОАО «Химпром» и другие.
Также под надзором находятся организации, осуществляющие деятельность по различным направлениям в области энергетики: 2 предприятия, эксплуатирующие электростанции (филиал ОАО «РусГидро» - «Чебоксарская ГЭС» и филиал ОАО «ТГК-5» «Марий Эл и Чувашии»), 378 организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, 18 предприятий электрических сетей, 26 предприятий тепловых сетей, 5 292 предприятия – потребители электроэнергии.
Таким образом, республика обладает весьма внушительным и разнообразным промышленным и энергетическим потенциалом.
На территории региона различные виды деятельности осуществляют 3 138 юридических лиц, являющихся плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду.
Если сопоставить все вышеприведенные данные и тот факт, что в текущем году на поднадзорных предприятиях и объектах не произошло аварий и социально значимых инцидентов, то ситуация в республике в вопросах соблюдения требований промышленной, энергетической и экологической безопасности более благоприятна, чем в соседних регионах. Хотя это ни в коей мере не повод для самоуспокоения - проблем еще очень много и приходится постоянно работать над их решением.
- Какие вопросы в области промышленной безопасности наиболее остро стоят перед Приволжским управлением Ростехнадзора в Чувашской Республике?
- Основными факторами и угрозами, негативно влияющими на состояние промышленной безопасности опасных производственных объектов и их противоаварийную устойчивость, продолжают оставаться высокая степень износа основных производственных фондов и низкая инвестиционная и инновационная активность в промышленности, что сдерживает развитие промышленных предприятий и повышает риск аварий на опасных производственных объектах.
Так, на текущий период 2009 г. изношенность технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах Чувашской Республики, составляет по оборудованию, работающему под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 1150 С - 58,7 %; по подъемным сооружениям – 79,9 %.
- Какие мероприятия предусмотрены Чувашскими территориальными отделами Приволжского управления Ростехнадзора для снижения риска возникновения аварий по причине большого износа основных фондов?
- В сложившейся ситуации, когда более половины эксплуатируемых на опасных производственных объектах и объектах энергетики технических устройств отработали нормативный срок службы, предлагаем при осуществлении контрольно-надзорной деятельности обращать самое пристальное внимание на следующие факторы, снижающие риск возникновения аварий:
- квалификация промышленно-производственного персонала, обслуживающего опасные производственные объекты и объекты энергетики;
- наличие и техническое состояние устройств и приборов безопасности.
Анализ причин аварий на поднадзорных Ростехнадзору объектах показывает, что более 2/3 их них происходит по причинам, связанным с вышеперечисленными факторами.
- Расскажите о наиболее действенных механизмах повышения промышленной безопасности на предприятиях реального сектора экономики и экспертизе промышленной безопасности как одном из них.
- В числе мероприятий, предлагаемых Приволжским управлением Ростехнадзора и ориентированных на руководителей и специалистов предприятий, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах, а также инспекторского состава, особое место отводится комплексному решению вопроса повышения уровня технологической и производственной дисциплины на участках производства работ, эффективности надзорной деятельности.
В условиях ограниченных финансовых возможностей приоритетным направлением является проведение комплекса мероприятий по экспертному обследованию и техническому диагностированию технических устройств, отработавших нормативный срок службы, что позволяет обеспечить их работоспособность в период до замены.
Так, в 2008 г. в Управление было представлено 1 807 заключений экспертизы промышленной безопасности, из них — 1 389 заключений экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. 1 802 заключения экспертизы промышленной безопасности были утверждены, в утверждении 5 по различным причинам было отказано. За 9 месяцев текущего года на утверждение было представлено 897 заключений экспертизы промышленной безопасности, из них - 682 заключения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. 904 заключения экспертизы промышленной безопасности было утверждено, в утверждении 7 по различным причинам отказано.
Наиболее ответственными организациями в вопросе проведения мероприятий по экспертному обследованию и техническому диагностированию эксплуатируемых ими технических устройств являются ФГУП «Комбинат «Буревестник», ОАО «Химпром», филиал ОАО «ТГК-5» «Марий Эл и Чувашии».
Из экспертных организаций можно выделить ООО «Энергокран», ОАО «Чувашэнергоремонт».
- Насколько проводимая политика в области снижения административных барьеров и борьба с коррупцией влияют на повышение промышленной и экологической безопасности в Чувашской Республике?
- Одним из основных факторов, создающих административные барьеры и подпитывающих коррупцию, является отсутствие, недостаточная доступность и прозрачность информации, в том числе при осуществлении контрольно-надзорной и лицензионно-разрешительной деятельности.
Значительный вклад в преодоление этого фактора вносит эффективное функционирование Интернет-сайтов территориальных управлений федеральных органов государственной власти Российской Федерации, в том числе и Интернет-сайта Приволжского управления Ростехнадзора и его территориальных отделов. Размещенная здесь информация позволяет получить сведения о режиме работы по приему заявлений и материалов на выдачу тех или иных лицензий, разрешений, согласований; ознакомиться с образцами заполнения тех или иных необходимых документов, узнать о сроках их рассмотрения. Изучив размещенные на сайте законодательные, нормативно-правовые, технические документы, касающиеся вопросов промышленной, энергетической и экологической безопасности, занятые в данных сферах деятельности специалисты действуют не «по подсказке», а с учетом полученных знаний - в рамках установленного законом порядка.
- Одним из актуальных вопросов остается проблема промышленной безопасности на объектах энергетики. Расскажите о деятельности Приволжского управления Ростехнадзора в области повышения энергетической безопасности в Чувашской Республике.
- Деятельность Чувашских территориальных отделов по направлению энергетического надзора осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-правовых актов по энергетической безопасности на основании плана работы Приволжского Управления Ростехнадзора на 2010 г.
Основной формой надзорной деятельности является проведение комплексных, целевых и оперативных проверок.
Так, за 9 месяцев 2009 г. государственными инспекторами Чувашских территориальных отделов проведено 703 обследования организаций в области энергетической безопасности. При этом было выявлено и предписано к устранению 6 660 нарушений установленных требований норм и правил. За допущенные нарушения к административной ответственности привлечены 359 должностных лиц и 2 юридических лица, общая сумма наложенных штрафов составила 399 тыс. руб.
Было рассмотрено 1 037 проектов электроснабжения и 66 проектов теплоснабжения, допущено к эксплуатации 674 новой и реконструированной энергоустановки и 39 тепловых установок.
Рассмотрено 121 обращение и жалоба по данному направлению деятельности. Обращения касаются неудовлетворительного состояния электрических сетей, несанкционированных подключений к электросетям жилых домов торговых киосков, автостоянок и т.д.
При проверках государственными инспекторами выдавались предписания об отстранении от работы в энергоустановках за нарушение правил эксплуатации энергоустановок, за несвоевременное прохождение проверки знаний. За 9 месяцев текущего года было отстранено 22 человека.
На основании проведенных проверок можно выделить следующие основные проблемы в области энергетической безопасности:
- выработанный парковый ресурс и физический износ оборудования;
- устаревшее и нефункционирующее оборудование, контрольно-измерительные приборы и автоматика;
- неукомплектованность эксплуатационных и аварийных служб спецтехникой, механизмами и запасами материалов и оборудования для проведения ремонтных работ.
Например, степень износа основных фондов филиала МРСК «Волги» - «Чувашэнерго» составляет более 70%. В связи с недостаточным финансированием реконструкции сетей их износ ежегодно увеличивается на 1-2%. Общее количество силовых трансформаторов напряжением 35-110 кВ – 192 шт., из них 102 имеют срок службы более 25 лет.
Для поддержания необходимого уровня энергетической безопасности в числе прочих мер следует обеспечить внедрение современных методов и средств неразрушающего контроля и технической диагностики энергетических объектов - наиболее эффективных и надежных методов и средств.
Особое направление - обеспечение инженерным оборудованием строящихся и реконструируемых жилых зданий системами, обеспечивающими надежное и безопасное энергообеспечение, регулирование и учет потребления, контроль качества и реализацию рыночных механизмов на рынке коммунальных услуг.
- Какие вопросы необходимо решить для обеспечения промышленной безопасности на энергетических предприятиях республики?
- При осуществлении надзорных функций особое внимание обращается на решение поднадзорными организациями вопросов промышленной и энергетической безопасности при реализации следующих задач:
- обеспечение развития сетевой и технологической инфраструктуры через мероприятия по «расшивке узких мест» по пропускной способности и надежности схем электроснабжения;
- преодоление старения и износа оборудования планированием реконструкций и ремонтов по фактическому состоянию сетей и оборудования с использованием современных методов технической диагностики;
- повышение управляемости и уровня защит через внедрение информационных технологий, интеллектуальных электротехнических устройств и программно-технических комплексов (далее - ПТК) верхнего уровня, реализующих задачи автоматизированного, оперативно-диспетчерского управления и учета в соответствии с правилами оптового и розничного рынков энергоносителей. Обеспечение для многоуровневых ПТК программной и аппаратной совместимости и многопользовательских возможностей;
- обеспечение строящихся и реконструируемых жилых зданий инженерным оборудованием и системами, обеспечивающими надежное и безопасное энергообеспечение, регулирование и учет потребления, контроль качества предоставляемых коммунальных услуг.
- Каковы основные итоги подготовки Чувашской Республики к ОЗП? Каковы прогнозы в части основных рисков в период прохождения отопительного периода?
- К мониторингу хода подготовки электро- и теплоснабжающих организаций республики и осенне-зимнему периоду 2009-2010 гг. Чувашские территориальные отделы Приволжского управления Ростехнадзора приступили уже в мае, сразу после завершения отопительного периода 2008-2009 гг. С мая по ноябрь были проведены обследования 4-х электростанций, 14 отопительно-производственных и 658 отопительных котельных, 18 электросетевых организаций. При этом выявлено 436 нарушений правил и норм безопасности, к административной ответственности привлечено 28 должностных лиц, сумма наложенных штрафов составила 50 тыс. руб.
Все запланированные работы по ремонту оборудования и сетей электро- и теплоснабжающих организаций выполнены ими в полном объеме.
Из 129 электро- и теплоснабжающих организаций, запланировавших получение паспортов готовности к работе в осенне-зимний период 2009-2010 гг., 128 организаций паспорта получили.
Не выдан паспорт готовности МУП «Теплоэнерго» г. Шумерля, где имеются отдельные недочеты в подготовке обслуживающего персонала, организации производственного контроля, проведении экспертизы и технического освидетельствования технических устройств. Однако это не значит, что отопительный сезон в г. Шумерля начался с задержкой или тепло подается потребителям с какими-либо ограничениями. МУП «Теплоэнерго» параллельно с выработкой и подачей тепла будет продолжать вести работы по устранению выявленных в ходе проведенных проверок нарушений и недочетов. Определенную долю ответственности за возникшие у МУП «Теплоэнерго» проблемы несет и та часть населения, которая не вносит платежи за теплоснабжение.
Итоги проведенного мониторинга подготовки электро- и теплоснабжающих организаций республики к ОЗП 2009-2010 гг. позволяют надеяться, что отопительный период в республике пройдет без социально значимых аварий и инцидентов.
- Расскажите об основных задачах Чувашских территориальных отделов Приволжского управления Ростехнадзора на ближайший год для повышения промышленной и экологической безопасности в регионе.
- Основная задача остается неизменной – это работа по профилактике аварийности и травматизма на поднадзорных объектах, направленная на создание здоровых и безопасных условий труда, повышение эффективности производственных процессов. В рамках этой работы особое внимание в 2010 г. предполагаем уделить проблемам организации и функционирования системы производственного контроля в поднадзорных организациях, проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств, отработавших нормативный срок службы, модернизации и замены физически и морально устаревшего оборудования.