Бюрократическая составляющая изменений законодательства
ГАЛИУЛЛИНА А.М.
сотрудник ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет; САНДАКОВ В.А., генеральный директор НПОУ ИЦ «Техника»
Номер журнала:
Рубрика:
Вся система управления систематизируется в процессах, процедурах и стандартах. Для этого на протяжении ряда лет в России вносились изменения в нормативно-техническую документацию. Кроме того, во многих отраслях лицензирование деятельности было заменено декларированием, что также стало весомым шагом в создании новой модели развития.
Однако единой политики в данном направлении все-таки нет. К слову, на сегодняшний день существует множество межотраслевых правил, некоторые из которых периодически меняются. Так, министерством труда и социальной защиты были отменены «Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте ПОТ Р М-012-2000, а Ростехнадзор приказом от 12 ноября 2013 года № 533 отменил действие четырех видов правил безопасности: Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97), Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-611-03), Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников (ПБ 10-518-02). Вместо них группа экспертов из разных регионов России зарегистрировала в Министерстве юстиции приказ №155 от 28 марта 2014 года «Правила по охране труда при работе на высоте», где определены требования к работникам на производство работ на высоте, преподавателям и членам аттестационных комиссий.
Следует отметить, что новые правила — это возврат к прошлому, так как основная канва документа в том, что кто пострадал, тот и виноват, а тот, кто должен обеспечивать безопасность работ, ответственность уже не несет. То есть систему управления, в соответствии с которой должны быть предусмотрены все необходимые меры безопасности, не разрабатывает руководитель.
К тому же документом для членов аттестационной комиссии вводится производственное обучение (осуществляется руководство и контроль над проведением аттестации на всех ее этапах, формируются необходимые для проведения аттестации нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы и организуется их изучение). Однако в документе никак не прописана практическая часть такого обучения, и нет определенной классификации.
Кроме того, Правила ведут к значительному увеличению расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Только на обучение, если посчитать в среднем до 10 000 руб. за человека, дополнительные расходы предприятий вырастут в разы.
Вызывает удивление и тот факт, что предпочтение, учитывая, что действуют множество межотраслевых правил, было отдано именно данному документу. Нельзя сказать, что «Правила безопасной эксплуатации и охраны труда для нефтеперерабатывающих производств» важнее «Правил по охране труда на высоте» и где гибнет больше людей. По статистике на нефтеперерабатывающих предприятиях погибает около 18 тысяч человек в год, а при работе на высоте — около 17,2 тысяч человек в год. Тогда почему группа экспертов выдвинула именно эти Правила и как бы ограничила важность деятельности в другой отрасли? Почему создаваемая годами система, когда за безопасность несет ответственность руководитель, резко меняется документом, который перекладывает эту ношу на работника? Почему в федеральных законах и правилах есть различия по вопросам охраны труда, и почему не проводится единая политика, направленная на улучшение системы управления? Все эти вопросы уже долгое время остаются открытыми и требуют немедленного ответа, так как от этого зависит количество несчастных случаев, которые могут произойти из-за бюрократической неразберихи.
По статистике на нефтеперерабатывающих предприятиях погибает около 18 тысяч человек в год, а при работе на высоте — около 17,2 тысяч человек в год. Тогда почему группа экспертов выдвинула именно эти Правила по охране труда на высоте и как бы ограничила важность деятельности в другой отрасли?