Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Постановлением от 29.12.2023 № 2386 Правительство России утвердило структуру и функции единой цифровой платформы в социальной сфере. Постановление вступило в силу с 1 января 2024 г., за исключением отдельных положений.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 02 (202), февраль, 2024
В номере:

Теги

Борис Шапкин: «Мы ориентируем экономику на повышение качества жизни граждан России»

 
Шапкин Борис Иванович, заместитель руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике

Шапкин Борис Иванович
заместитель руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике

Номер журнала: 

Рубрика: 

— Борис Иванович, выполнен ли план мероприятий по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности и безопасности в электроэнергетике, принятый для Управления на 2005-2006 годы?

— Управлением осуществлялся надзор за соблюдением требований промышленной безопасности в 1197 поднадзорных организациях, в том числе в 943 организациях, на которых эксплуатируются 2996 опасных производственных объектов, из них: 40 объектов — I типа, 1496 объектов — II типа и 1459 объектов — III типа.

Управление ведет надзор за соблюдением требований промышленной безопасности за нефтегазодобывающими предприятиями, предприятиями, эксплуатирующими сети газоснабжения и газораспределения, объекты котлонадзора, оборудование, работающее под давлением, и подъемные сооружения. Отделом по надзору в электроэнергетике осуществляются контрольные и надзорные мероприятия более чем за 10 000 потребителей электрической энергии, генерирующими компаниями и гидротехническими сооружениями. Управлением выполнены в полном объеме надзорные и контрольные мероприятия, предусмотренные комплексными планами работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2005-2006 годы и планами работы Управления. По итогам двухлетней деятельности инспекторским составом проведено более 6000 обследований поднадзорных объектов, в ходе которых выявлено и предписано к устранению 52 тысячи нарушений федерального законодательства, правил и норм по безопасному ведению работ.

— Насколько эффективна деятельность Управления?

— В 2005 году коэффициент эффективности надзора (отношение количества предписанных к устранению нарушений к общему количеству проверок) по Управлению составил 8,8. Этот показатель выше на 16,4% среднего коэффициента по Федеральной службе, который составляет 7,56. За 11 месяцев 2006 года проведено 3000 обследований, выявлено и предписано к устранению 26 тысяч нарушений правил и норм, тем самым коэффициент эффективности надзорной деятельности остался на прежнем уровне. За нарушения требований норм и правил безопасности привлечены к административной ответственности 817 должностных и юридических лиц. Наложено штрафов на сумму, превышающую 2,5 млн рублей. Выдано 317 предписаний на приостановку работ на опасных производственных объектах, которые велись с угрозой жизни и здоровью людей.

— Как вы считаете, адекватен ли объем и количество надзорных мероприятий той ситуации, которая сложилась в промышленности? Не чрезмерно ли их количество?

— Учитывая, что Управлению Ростехнадзора по Удмуртской Республике поднадзорно более 15 тысяч юридических лиц, количество надзорных мероприятий не является чрезмерным. Необходимо иметь в виду, что Ростехнадзор объединяет технологический, энергетический и экологический надзор. Только понятие «технологический» подразумевает десятки видов надзора, в том числе строительный, нефтяной, надзор за химически опасными объектами, за подъемными сооружениями и так далее.

Необходимо отметить, что решение об обследовании поднадзорной организации проводится на основании всестороннего анализа ее деятельности, состояния промышленной, энергетической и экологической безопасности, динамики аварийности, травматизма и инцидентов. Эту информацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.99 № 283 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» поднадзорные организации обязаны в установленные сроки предоставлять в Управление Ростехнадзора России.

При этом штрафы и предписания, которые почему-то расцениваются поднадзорными организациями как репрессивные меры, для Управления не самоцель, а вынужденные меры. Государство должно обеспечить такие условия, в которых исполнение требований федерального законодательства о промышленной и экологической безопасности было бы выгодно собственнику, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения престижа. Добиваясь максимального снижения рисков нанесения вреда окружающей среде, здоровью человека, мы тем самым ориентируем экономику на повышение качества жизни граждан России.

— Управлением Ростехнадзора по Удмуртской Республике организовано и проведено около двух десятков комплексных обследований крупных промышленных предприятий и организаций, в их числе ОАО «Ижсталь», РОАО «Удмуртгаз», ОАО «ЧМЗ», ОАО «Удмуртнефть», ОАО «Ижавто», ОАО «Буммаш» и другие. Что показали обследования?

— Анализ результатов комплексных и оперативных обследований поднадзорных объектов выявил ряд факторов, оказывающих существенное влияние на повышение риска аварий и инцидентов на опасных производственных объектах. В первую очередь, это высокая степень износа основных производственных фондов на фоне низкой инвестиционной активности в промышленности и коммунальной сфере. Наблюдается недопустимо низкий уровень проведения замены и модернизации оборудования, используемого на опасных производственных объектах и объектах электроэнергетики, отработавшего нормативный срок службы.

Не проводится в установленные сроки экспертиза промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, отработавших нормативный срок (особенно это относится к дымовым и вентиляционным трубам, зданиям котельных, подземным газопроводам). Не всегда проводится экспертиза проектной документации на строительство ОПО, экспертиза проектов производства работ кранами.

Не соответствует степени опасности современных производств низкий уровень технологической дисциплины, что выражается в многочисленных нарушениях требований промышленной безопасности, технологических инструкций и регламентов. На многих предприятиях не организован или не эффективно осуществляется производственный контроль. Информация о состоянии промышленной безопасности на предприятиях своевременно не представляется.

Не проводятся в установленные сроки плановые ремонты оборудования согласно требованиям системы ППР, не проводятся капитальные ремонты лифтов.

Имеются сложности в укомплектовании штата работников квалифицированным персоналом. Например, до настоящего времени в ряде районов штат отопительных котельных не укомплектован обученным и аттестованным в установленном порядке персоналом. Неэффективно осуществляется подготовка и проверка знаний персонала, а причинами травм и аварий на производстве все чаще становятся ошибочные действия, незнание персоналом требований безопасности, производства работ, низкий уровень профессиональной подготовки. На большинстве предприятий — потребителей электрической энергии не созданы комиссии по проверке знаний норм и правил у электротехнического и электротехнологического персонала.

Постоянная реорганизация предприятий при смене собственника и проведение других структурных изменений на уровне управления предприятия ведутся без учета необходимости обеспечения безопасности и противоаварийной устойчивости промышленных производств повышенной опасности.

Не решен вопрос о принадлежности и, соответственно, об обеспечении безопасной эксплуатации ряда бесхозных энергетических объектов (электрических сетей) и газовых сетей. Отсутствует должный контроль за техническим состоянием, безопасной эксплуатацией оборудования и производством работ со стороны руководящих работников и ответственных специалистов предприятий.

— В 2005 году произошел несчастный случай со смертельным исходом при эксплуатации подъемных сооружений на одном из предприятий республики (ОАО «Ижсталь»). Как обстоят дела в 2006 году? Что послужило причиной наступления несчастного случая? Какие меры профилактического характера были предложены Управлением?

— Несчастный случай, о котором вы говорите, произошел в феврале 2005 года. Во время работы мостового мульдозавалочного крана произошел обрыв грузового каната вспомогательного подъема. Упавшей крюковой подвеской был смертельно травмирован подручный сталевара. Расследование показало, что причиной несчастного случая явилось сочетание ряда факторов:

  • эксплуатация технически неисправного крана с неисправным ограничителем рабочих движений механизма подъема грузозахватного органа;
  • нахождение рабочего в опасной зоне;
  • неэффективное осуществление производственного контроля и так далее.

Во избежание подобных несчастных случаев проведены следующие профилактические меры:

  • обстоятельства и причины несчастного случая доведены до работников организаций, эксплуатирующих подъемные сооружения;
  • проведена внеочередная проверка знаний и инструктаж ИТР, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и персонала, занятого эксплуатацией грузоподъемных кранов;
  • привлечены к административной ответственности ответственные лица, не обеспечившие содержание кранов в исправном состоянии;
  • материалы расследования несчастного случая со смертельным исходом переданы в прокуратуру.

В 2006 году несчастных случаев со смертельным исходом на объектах, поднадзорных Управлению, не было, но допущено 3 тяжелых несчастных случая.

— Одним из сложных вопросов остается ситуация в лифтовом хозяйстве. Что планируется сделать по улучшению ситуации в 2006 году?

— В настоящее время МУ «Управляющая компания ЖКХ ГЖУ г. Ижевска» заключило муниципальный контракт с ЗАО «Удмуртлифт» на замену лифтов по адресам: В. Шоссе, 4, Молодежная, 69-3, на сумму 1,4 млн рублей, которая должна быть проведена до конца 2006 года.

До конца 2006 года планируется провести конкурсы на право заключения муниципальных контрактов:

  • на поставку, монтаж, пусконаладку комплекса телемеханики «ТМ 88 — 1» для приведения в соответствие с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ПБ 10-558-03 п. 13 диспетчерского контроля лифтов жилых домов по адресам: ул. Ворошилова 48, 46, 40, 60, 56, 58, 107, 42, 52, 28, 62, 36 (51 лифт).
  • на замену лифтов в жилых домах по адресам: ул. Ворошилова, 30, 32; Удмуртская, 263-3; Молодежная, 77-5, 85; Союзная, 101-1 (8 лифтов) на сумму 6,4 млн руб.
— Как вы оцениваете подготовку к осенне-зимнему периоду в 2005 и в 2006 годы?

— Анализ хода подготовки к работе в осенне-зимний период 2006-2007 гг. показал более высокий уровень готовности котельных к несению тепловой нагрузки, по сравнению с прошлым годом. По состоянию на 15 ноября 2006 г. инспекторами Ростехнадзора по УР подписано 1055 актов готовности котельных, что составляет 97% от общего числа. В 2005 году на отчетный период было подписано 95% актов готовности. Тем не менее, некоторые районы УР (Игринский, Завьяловский, Каракулинский, Сарапульский) уделили недостаточно внимания организации своевременной и качественной подготовки к зиме.

Отмечу, что в этом году теплоснабжающими организациями УР произведена замена 106 котлов и 17 дымовых труб в отопительных котельных, установлено 15 транспортабельных котельных установок, заменено 38,7 км тепловых сетей, заканчивается реконструкция котельных с переводом котлов на газообразное топливо в Воткинском, Глазовском, Увинском, Сарапульском, Киясовском, Можгинском, Красногорском и Ярском районах. Построены и сданы в эксплуатацию распределительные газопроводы общей протяженностью 81 километр.

— Реализован ли на объектах, эксплуатирующих ОПО, механизм страхования гражданской ответственности. Какова в этом процессе роль Управления?

— В 2006 году Управление добилось положительной динамики по страховой защите опасных производственных объектов. Договоры страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде заключены на 2735 объектах, что составляет 89% от их общего количества.

Контроль над страхованием гражданской ответственности осуществляется не только в ходе проверок и обследований предприятий. Инспектора осуществляют постоянный мониторинг предприятий и добиваются своевременного заключения договоров страхования.

— Каковы будут основные направления деятельности Управления в 2007 году?

— В целях повышения эффективности надзорной деятельности Управления, в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию и программой социально-экономического развития Правительства Российской Федерации, решениями годовой (по итогам 2005 г.) и полугодовой (по итогам 6 мес. 2006 г.) коллегий Ростехнадзора основными направлениями деятельности Управления будут следующие:

  • содействие обеспечению государственной безопасности и устойчивому развитию экономики путем повышения эффективности государственного надзора за обеспечением промышленной безопасности, предупреждения техногенных аварий и катастроф, способных привести к значительному ущербу объектам экономики, природной среде, отрицательному воздействию в демографической и социальной сфере;
  • создание условий развития и модернизации промышленности на основе внедрения новейших научных достижений в области технического прогресса и путем активного участия в нормативном регулировании в области промышленной безопасности и в совершенствовании проектной и эксплуатационной документации;
  • соблюдение законодательных требований предпринимателями, работниками промышленных предприятий и третьими лицами путем реализации системы лицензирования и лицензионного контроля опасных видов деятельности, координации деятельности по применению технических устройств на опасных производственных объектах, а также осуществления контроля за этой деятельностью, включая принятие необходимых санкций и мер воздействия;
  • содействие повышению кадрового потенциала путем участия в системе подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов в области промышленной безопасности.

Решение об обследовании поднадзорной организации проводится на основании всестороннего анализа ее деятельности, состояния промышленной, энергетической и экологической безопасности, динамики аварийности, травматизма и инцидентов. Эту информацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.99 № 283 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» поднадзорные организации обязаны в установленные сроки предоставлять в Управление Ростехнадзора России.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "АльфаPR"

Все статьи рубрики