Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Безопасность при эксплуатации маломерных судов

 
Латыпов Марат Раисович, начальник Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан, генерал-майор внутренней службы

Латыпов Марат Раисович
начальник Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан, генерал-майор внутренней службы

Номер журнала: 

Рубрика: 

15 июня исполнилось 37 лет Государственной инспекции по маломерным судам.  С  ее созданием был наведен порядок в сфере контроля за плаванием судов маломерного флота. В 2004 г. инспекция вошла в состав МЧС России. Сотрудники службы выполняют очень ответственную работу, обеспечивая безопасность на водных объектах. Она особенно масштабна сейчас, в разгар сезона активного использования лодок и катеров. С вопросами о деятельности ГИМС редакция журнала обратилась в Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан.

К управлению маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.

- Расскажите, в чем заключаются обязанности государственных инспекторов по маломерным судам?
- Должность государственного инспектора по маломерным судам накладывает определенные обязанности. Они  выражаются в следующих действиях:
1) организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах;
2) участвует в разработке правил классификации маломерных судов;
3) организует контроль за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами, переправами и наплавными мостами;
4) осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда;
5) разрабатывает типовые программы обучения и осуществляет прием экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами (гидроциклами), аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном, в том числе временных разрешений на право управления маломерным судном;
6) осуществляет ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании;

7) устанавливает в зависимости от конструкции судна и вносит в судовой билет обязательные условия, нормы и требования по количеству людей на маломерном судне, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой маломерное судно может плавать, осадке, минимальному надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием;
8) осуществляет учет аварий и происшествий с маломерными судами, несчастных случаев с людьми на воде;

Маломерное судно — это судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12. К ним относятся: яхты, катера, гидроциклы, надувные лодки и катамараны.

9) осуществляет учет, ежегодное освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами;
10) проводит разъяснительную и профилактическую работу среди населения в целях предупреждения аварийности маломерных судов и снижения травматизма людей на водных объектах;
11) осуществляет в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;
12) представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения в налоговые органы о зарегистрированных, снятых с учета и состоящих на учете маломерных судах и лицах, на которых зарегистрированы эти суда;
13) участвует в поиске и спасании людей на водных объектах;
14) участвует в реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
15) устанавливает с учетом местных условий дополнительные ограничения в режимах пользования поднадзорными судами по мощности и количеству двигателей, площади парусов и скоростям движения.
 
- Очень важно знать, какие права имеют сотрудники ГИМС? На что они по закону могут наложить запрет?
- Должностные лица Государственной инспекции по маломерным судам имеют право:
- запрещать в установленном порядке эксплуатацию маломерных судов, а также задерживать маломерные суда и помещать их на стоянку и хранение;
- запрещать эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также использование пляжей, состояние которых не соответствует требованиям правил по обеспечению безопасности их эксплуатации, охраны жизни людей на воде, угрожает безопасности судоходства и мореплавания;
- останавливать при необходимости маломерные суда, проверять у судоводителей удостоверения на право управления маломерными судами и регистрационные документы на судно;
- отстранять от управления маломерными судами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также судоводителей, не имеющих при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном. Могут освидетельствовать в установленном порядке лиц, управляющих маломерным судном, на состояние алкогольного опьянения, направлять указанных лиц на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
-  составлять протоколы об административных правонарушениях, применять в пределах своей компетенции административные наказания к должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение;
- использовать в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для доставки в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, и транспортировки поврежденных при авариях маломерных судов суда и транспортные средства юридических и физических лиц, кроме судов и транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств и международным 
организациям.

- Какие нормативные акты, принятые в 2020-2021 гг., содержат требования безопасности при эксплуатации маломерных судов?
- В рамках реформирования нормативной базы были приняты следующие документы:
- приказ МЧС России от 06.07.2020 г. № 487 «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации»;
- приказ МЧС России от 20.07.2020 г. № 540 «Об утверждении Правил пользованиями базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации»;
- Методические рекомендации по осуществлению подразделениями Государственной инспекции по маломерным судам территориальных органов МЧС России надзора за пользованием маломерными судами, утвержденные 18.05.2021 г.

Маломерным судном разрешено пользоваться после его государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации.

-  Что судовладельцу необходимо предпринять после покупки маломерного судна? Когда можно спустить на воду новую лодку? 
- Маломерным судном разрешено пользоваться после его государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации. При этом  необходимо  соблюдение установленных производителем судна или указанных в судовом билете условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может эксплуатироваться, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, огнями, навигационным и другим оборудованием.
Порядок и требования предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС, регламентированы в приказе МЧС России от 24.06.2016 г. № 339 «Об утверждении Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России».

- Какие документы необходимо представить для регистрации судна?
- После приобретения маломерного судна собственник должен обратиться в подразделение ГИМС для государственной регистрации в реестре маломерных судов. Для этого судовладелец  должен предоставить следующие документы:
- заявление;
- документ, удостоверяющий личность;
- доверенность (в случаях, если заявитель не является собственником);
- документ, который подтверждает наличие, возникновение, переход прав на судно (договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о праве на наследство, судебный акт и т.д.);
- документ, подтверждающий категорию сложности района плавания (судовой билет, сертификат соответствия или квалификационное свидетельство);
- свидетельство, удостоверяющее исключение судна (в случае если судно ранее было зарегистрировано в иных реестрах судов);
- копию приказа о назначении лица, ответственного за эксплуатацию судна (для юридических лиц).
Также для получения государственной услуги по регистрации судна необходимо оплатить государственную пошлину за регистрацию судна и за судовой билет.

- Кто допускается к управлению данным транспортом? Какие документы должны быть у судоводителя?
- К управлению маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.
Судоводители обязаны иметь при себе во время плавания следующие документы:
- удостоверение на право управления маломерным судном;
- судовой билет маломерного судна или его заверенную копию;
- документы, подтверждающие право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца.

-  Для каких маломерных судов допускается вождение без удостоверения на право управления?
- Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется. 
К таким судам относятся: 
- шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна; 
- суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно;
- спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 м, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

- Расскажите о правилах для безопасного движения судна по водным объектам?
- Остановлюсь на основных ситуациях, которые могут возникнуть при движении маломерного судна, и действиях, которые необходимо предпринять для обеспечения безопасности: 
1) В случае если два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных курсах так, что может возникнуть опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо.
2) В случае если суда следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:
- маломерное судно с механическим двигателем, у которого другое судно с механическим двигателем движется с правой стороны, должно обеспечить ему возможность прохода;
- маломерное судно с механическим двигателем должно обеспечить возможность прохода судну, не использующему механический двигатель, или судну, не являющемуся маломерным;
- маломерное судно, не идущее под парусом, должно обеспечить возможность прохода судну, идущему под парусом.
3) При встречном расхождении в узкостях судно, идущее вниз (от истока к устью реки), имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх (от устья к истоку реки).
4) Каждое маломерное судно должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях.
5) При движении в границах портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха населения на водных объектах, около судов, занятых водолазными работами, безопасная скорость должна исключать волнообразование, которое может вызвать повреждение других судов, плавучих средств, гидротехнических и причальных сооружений.

При встречном расхождении в узкостях судно, идущее вниз (от истока к устью реки), имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх (от устья к истоку реки).

- Какие существуют правила для перевозки пассажиров?
- Очень важное правило — при нахождении на судне все члены экипажа, в том числе и пассажиры судна должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства. Кроме того:
- для посадки и высадки пассажиров, членов экипажа маломерные суда с высотой надводного борта свыше 0,5 м должны быть оборудованы трапами с леерным ограждением;
- на маломерном судне могут находиться дети при условии, что количество детей должно соответствовать количеству взрослых, умеющих плавать;
- запрещается управлять маломерным судном, посадка, высадка и перевозка пассажиров без надетых спасательных жилетов;
- нельзя пересаживаться с одного судна на другое, сидеть на бортах во время движения, раскачивать суда и купаться с них.

- На что владельцам маломерных судов следует обратить особое внимание?
- Существуют требования, о которых владельцы судов зачастую забывают. Однако эти требования очень важные и их необходимо выполнять:
- судно должно пройти техническое освидетельствование периодичностью      пять лет;
- идентификационные номера должны быть нанесены без нарушений правил их нанесения;
- судно запрещается переоборудовать без соответствующего освидетельствования;
- судоводитель не должен управлять маломерным судном без права управления соответствующим типом маломерного судна, в соответствующем районе плавания либо без удостоверения на право управления маломерным судном;
- нельзя управлять судном без судового билета или его заверенной копии, или документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца.

При встречном расхождении в узкостях судно, идущее вниз (от истока к устью реки), имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх (от устья к истоку реки).

-  Какие нарушения чаще всего выявляются инспекторами ГИМС?
1) Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на маломерном судне.
2) Нарушение правил выпуска маломерного судна в плавание (не прошедшие техническое освидетельствование).
3) Управление маломерным судном  без документов, в том числе управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерного судна, судового билета или его копии, заверенной в установленном порядке, также документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения им судном в отсутствии владельца.
4) Нарушение правил плавания, именно: 
- превышение установленной скорости;
- несоблюдение требований навигационных знаков;
- нарушение правил маневрирования.

-  Какие санкции предусмотрены законом и  применяются к нарушителям Правил пользования маломерными судами на водных объектах?
- Да, законом предусмотрено наказание за нарушение требований правил безопасности. В соответствии с гл. 11 КоАП РФ предусмотрены следующие санкции и размеры денежных взысканий (штрафов):
- управление судном, не прошедшим технического осмотра (освидетельствования) либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб.;
- управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 тыс. руб.;
- управление судном, не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, влечет наложение административного штрафа в размере от 15 до 20 тыс. руб.;
- превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 руб. до 1000 руб. или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев и т.д. 

Государственный инспектор по маломерным судам обязан отстранять от управления маломерными судами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также судоводителей, не имеющих при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном. Он может освидетельствовать в установленном порядке лиц, управляющих маломерным судном, на состояние алкогольного опьянения, направлять указанных лиц на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Все статьи рубрики