Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Беспроблемная газификация

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Редакцией журнала «Промышленная и экологическая безопасность» совместно с Правительством Удмуртской Республики, Западно-Уральским управлением Ростехнадзора проведен круглый стол на тему «Градостроительный кодекс РФ и проблемы в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов газовой инфраструктуры».

Программа эффективной газификации
По словам министра строительства, архитектуры и жилищной политики УР Александра Григорьевича Ходырева развитие газификации региона осуществляется на основании действующих схем газоснабжения городов и районов, согласно которым необходимо построить 16,8 тысячи км газопроводов. На сегодняшний день построено половина – 8,1 тысячи км. В текущем году планируется направить на строительство газовых сетей около 1 млрд. рублей, будет введено в эксплуатацию не менее 600 км газопроводов.  
Уровень газификации квартир природным газом в среднем по республике 60%, в сельской местности – 31% (в ПФО 76% и 59% соответственно).
В настоящее время все 25 районов республики частично газифицированы природным газом, но средняя загрузка существующих ГРС не превышает 30%. Из общего количества котельных более 40% работают на природном газе.
Мероприятия по газификации и в перспективе станут одним из приоритетных секторов системы государственного управления. На сегодняшний день Правительством УР принято решение о разработке новой республиканской целевой программы «Газификация Удмуртской Республики на 2010-2014 гг.». В число основных задач входит развитие сети распределительных газопроводов, особенно внутрипоселковых. В рамках программы ставится целью завершить разработку оптимальной расчетной схемы газоснабжения, которая войдет в схему территориального планирования Удмуртской Республики. Главным же образом важно решить проблему софинансирования строительства объектов за счет привлеченных средств федерального бюджета и ОАО «Газпром» - оптимизировать работу муниципалитетов, повысить инвестиционную активность населения для газификации домовладений. Только при совместной работе инвесторов, всех заинтересованных субъектов деятельности можно спрогнозировать существенный эффект будущей программы.

Проблемные компоненты развития газовой инфраструктуры
Вопросы государственного надзора за опасными производственными объектами, эксплуатируемыми предприятиями газовой инфраструктуры поднял начальник Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопасностью Западно-Уральского управления Ростехнадзора Борис Иванович Шапкин: «В 2008 году только по газовому виду надзора было осуществлено порядка 460 плановых оперативных проверок, в ходе которых выявлено и предписано к устранению 4500 нарушений. Часть из них могли стать причинами аварий и инцидентов, возникающих при эксплуатации объектов газовой отрасли. За допущенные нарушения к административной ответственности привлечены 186 должностных и юридических лиц. Через судебное производство приостановлена эксплуатация технических устройств и оборудования на 4-х предприятиях. Благодаря проведению надзорных мероприятий все выявленные нарушения были устранены предприятиями в срок.
Следует отметить характерные нарушения, выявляемые в ходе обследований. Поднадзорными предприятиями не соблюдаются графики проведения планово-предупредительных ремонтов, не проводятся или несвоевременно осуществляются работы по техническому обслуживанию сетей газоснабжения, оборудования систем газоснабжения и газопотребления. Не организуются тренировки персонала по ликвидации возможных аварийных ситуаций, нарушается порядок проведения газоопасных работ. На объектах не осуществляется необходимый авторский и технический надзор, о чем свидетельствует отсутствие соответствующей документации, подтверждающей проверку качества выполняемых строительно-монтажных работ. Частым является нарушение правил ведения работ в охранных зонах. Выявляются многочисленные факты выдачи разрешений на начало ведения строительства в случаях, когда проектная документация для строительства отсутствует, или выдачи разрешений до прохождения экспертизы проектной документации. В ряде случаев проектная документация не согласовывается с эксплуатирующей организацией. Системно нарушается порядок приемки объекта в эксплуатацию, процедура работы комиссий по приемке объекта в эксплуатацию. Зачастую в нарушение требований строительных норм и правил функции комиссии выполняет сам застройщик. В результате вышеуказанных нарушений организация-владелец не может в установленном порядке зарегистрировать объект, произвести страхование опасного производственного объекта, регистрацию в государственном реестре. Все это снижает уровень дальнейшей безопасной эксплуатации объектов. В ряде строительных компаний, за исключением крупных монтажных и эксплуатационных предприятий, не организуется обучение и аттестация персонала, связанного с эксплуатацией опасных производственных объектов, строительными работами, также в таких компаниях отсутствуют соответствующие комиссии. Указанные серьезные нарушения, допускаемые организациями, снижают качество строительно-монтажных работ.
Основной мерой, способствующей решению проблем в отрасли, является внедрение системы контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в рамках самих предприятий, внутренней системы авторского надзора и контроля компаний. Что касается выдачи разрешений на начало строительства, то администрациям муниципальных образований необходимо поручить более основательно подходить к этому вопросу и не выдавать разрешений в случае невыполнения предприятиями требований Градостроительного кодекса РФ. Строительно-монтажным организациям важно своевременно направлять уведомления в надзорные органы об окончании соответствующих этапов строительства, обеспечивать качественную подготовку, обучение и аттестацию персонала, строго и в полном объеме соблюдать процедуру приемки объекта в эксплуатацию.
Совместная работа с предприятиями, другими заинтересованными субъектами отраслевой деятельности позволит не допустить возникновения на территории республики аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов, защитит жизненно важные интересы граждан Удмуртской Республики.

Качество проекта    
На недостаточное качество проектной документации для строительства газовых сетей сделал акцент в своем  докладе начальник Управления государственной экспертизы проектов Анатолий Петрович Егоршин:
- Проектная документация по объектам газовой инфраструктуры в целом разрабатывается организациями на достаточно высоком уровне. Однако по некоторым разделам присутствуют типичные замечания, системно повторяющиеся в проектной документации для объектов газоснабжения. В разделе «Проект организации строительства» зачастую отсутствует обоснование объемов работ, отмечается нерациональный подход к выбору механизмов для разработки грунта, завышаются объемы работ по разборке и восстановлению дорожного покрытия, а также завышаются объемы выполнения земляных работ. Относительно сметного раздела отмечается следующее – как правило, устройство основания или засыпка газопровода предусматривается из привозного песка вместо пригодного для этих целей местного грунта. Отсутствуют сравнительные варианты экономических расчетов при намечаемом прохождении через преграды: к примеру, не всегда целесообразно предлагаемое использование метода горизонтального бурения. При пересчете сметной стоимости из базисного уровня цен в текущий применяется общий ежеквартальный индекс изменения стоимости СМР, утвержденный Минрегионом России, ввиду отсутствия индекса пересчета для газопроводов.
Самое значительное число замечаний отмечается в отношении раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды». «В данном случае, - уточнил Анатолий Петрович Егоршин, - весьма часто наблюдается отсутствие раздела «Проект рекультивации нарушенных земель», мероприятий по рациональному использованию плодородного слоя почвы. Затраты на рекультивацию нарушенных земель не отражаются в сметном разделе проектной документации. Не предоставляется разбивка земель по населенным пунктам при проектировании распределительных газопроводов, в проекте не отражается временное и постоянное изъятие земельных ресурсов. Отсутствуют соглашения о временном занятии земельного участка между собственником участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка. В случае, когда намечается пересечение трассой газопровода поверхностных вод, в составе проектной документации отсутствуют: предусмотренное ст. 8 Водного кодекса РФ письмо отдела водных ресурсов по Удмуртской Республике Камского БВУ, заключение Филиала по воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства УР, согласование Отдела по УР Средневолжского территориального Управления Госкомрыболовства РФ, рыбохозяйственная характеристика водотоков в районе размещения объекта. А также не указываются факторы воздействия проектируемого объекта на условия обитания и воспроизводства рыбных запасов, мероприятия, направленные на предотвращение ущерба рыбным запасам и восстановление мест обитания рыб, нет расчета ущерба водным биологическим ресурсам. Отсутствуют количественные и качественные характеристики выбросов загрязняющих на период строительства объектов. Организации зачастую не указывают разрывы от ШРБ, ГРП до нормируемых объектов. При наличии свода древесных насаждений предприятия не получают разрешения на вырубку деревьев и кустарников. Нередко, когда планируется прохождение трасс газопроводов на землях лесного фонда, игнорируется необходимость разработки мероприятий, направленных на снижение воздействия на лесные участки. В разделе не указываются данные об образующихся отходах в процессе строительства проектируемых трасс газопроводов и пути их утилизации. Предоставляются нечитаемые графические материалы прохождения трасс газопроводов – без указания масштаба, водоохранных зон поверхностных водных объектов, зон санитарной охраны эксплуатационных скважин подземных вод.
Рассматривая системно возникающие нарушения, А. П. Егоршин еще раз напомнил представителям проектных организаций о том, что ст. 48 Градостроительного кодекса РФ «Архитектурно-строительное проектирование» определены разделы проектной документации, обязательные к разработке для строительства различных объектов капитального строительства. «16 февраля 2008 года вышло Постановление Правительства РФ №87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию», в том числе и по линейным объектам, - сказал руководитель. - Проектная документация объектов, проектирование которых начато до вступления в силу указанного Постановления, проходит государственную экспертизу на соответствие составу и требованиям к содержанию разделов этой документации, установленным нормативными техническими требованиями. На сегодняшний день на экспертизу не было представлено ни одного проекта, разработанного в соответствии с Постановлением Правительства РФ №87 от 16.02.08 г.».     

Качество строительства   
На существующие прецеденты низкого качества производства строительных работ обратил внимание начальник Государственной строительной инспекции Алексей Анатольевич Балакирев:
- При проведении проверок специалисты инспекции выявляют ряд значимых проблем, связанных со строительством газопроводов. Следует обозначить наиболее важные из них. Проектными институтами на основании технических заданий разрабатываются проекты на протяженные газопроводов от 30 до 70 км и более. В состав таких проектов входят как межпоселковые, так и внутрипоселковые газопроводы.  Для реализации таких проектов у заказчиков, как правило, не хватает средств, вследствие чего объект «делится на части». Также объект делится по источникам финансирования и соответственно на межпоселковый (высокого давления) и внутрипоселковый (низкого давления). Необходимо на стадии проектирования предусматривать деление протяженных объектов на этапы с обязательным отражением безопасного функционирования каждого этапа как во всем проекте, так и в проекте организации строительства. При строительстве это даст возможность размещать объект по разным заказчикам в соответствии с источником финансирования, исключит необходимость проведения корректировки, прохождение дополнительных экспертиз, а специалистам инспекции обеспечит возможность принимать объект по этапам. При разработке проектов не указываются конкретные здания и сооружения в радиусе 50 метров, в которых необходимо выполнить и проверить герметизацию вводов существующих инженерных сетей. Существует проблема выдачи разрешений на строительство со сроком, превышающим расчетный, т. е. в соответствии с проектом организации строительства. Данным фактом нарушается ст.51.ч.19 Градостроительного кодекса РФ.  При выдаче разрешений на строительство районные Администрации не направляют копии разрешений в инспекцию Госстройнадзора в течение установленного срока. При ведении авторского надзора по объектам не в полном объеме отображаются все производимые изменения. Что касается исполнительной документации, то она не соответствует предъявляемым требованиям СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы» - в исполнительных чертежах не полностью отражены привязки, не показаны привязки при пересечках, замена материалов труб и футляров, трассировка газопровода. Акты на скрытые работы также выполняются не в полном объеме, отсутствует исполнительная документация по электрохимзащите,  отсутствуют акты проверки диэлектрической сплошности изоляционных покрытий, отсутствуют акты входного контроля материалов, отсутствуют акты замеров потенциалов и протоколы измерения сопротивления заземляющих устройств.
Нередко при проведении реконструкции котельных в проектной документации с целью ухода от экспертизы проектная работа классифицируется как «техперевооружение», что исключает дальнейшее прохождение экспертизы проекта. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что, согласно разъяснениям Госстроя, «техническое перевооружение» также относится к реконструкции. При разработке проектов котельных, как по реконструкции, так и по техперевооружению, не учитывается существующее состояние строительных конструкций здания. Не выполняется техническое обследование строительных конструкций зданий и соответственно в проектах не закладываются мероприятия по результатам технических заключений и средства на реконструкцию строительной части. По факту получается, что новое оборудование устанавливается в полуразвалившемся здании.
Аукционы по реконструкции котельных выигрывают организации, имеющие большой опыт работы с газовым оборудованием, но при этом разработка общестроительных разделов доверяется субподрядным организациям, неквалифицированно выполняющим работы. В результате инспекцией выявляется огромное число нарушений, влияющих на безопасность и устойчивость зданий  котельных. Нарушения касаются выполнения бетонных работ,  укрепления фундаментов, выполнения кладочных, каменных, кровельных работ. Проверка строительства котельных показывает, что не в полном объеме выполняются требования «Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов», а именно: в  местах подключения заземляющих проводников оборудования не выполняются знаки заземления; паспорта на заземляющие устройства содержат неполные данные; на электродвигателях и пускорегулирующих устройствах не выполняются надписи наименованием агрегата и механизма, к которому они относятся; отсутствуют согласованные и утвержденные производственные и должностные инструкции, инструкции по охране труда, пожарной безопасности; не разрабатываются планы ликвидации аварий в котельных. Также остается без внимания и необходимость благоустройства территории котельных, определенная проектными решениями.

Оптимизация работы субъектов газовой отрасли
Анализируя возможности дальнейшего развития газовой инфраструктуры республики, участники круглого стола пришли к выводу о том, что только благодаря скоординированным действиям Правительства УР, надзорных и контролирующих органов, хозяйствующих субъектов можно обеспечить решение первоочередных задач – нормативной обеспеченности территорий газовой инфраструктурой, надежной и безопасной эксплуатации объектов. При соблюдении этого фактора, заключили специалисты, отрасль будет развиваться в соответствии с социально ориентированными принципами, а также современной стратегией эффективности развития ведущих секторов экономики.


"Как построено" - новые информационные технологии

Корецкий Владимир Павлович, шеф-редактор журнала "Промышленная и экологическая безопасность"

Являясь инициатором круглого стола, журнал «Промышленная и экологическая безопасность» с большим вниманием следит за процессами, протекающими в газовой отрасли. То, что происходит, является своего рода революцией. Идет слом старой системы промышленной и коммунальной энергосистемы, строят много, еще больше проектов, и соответственно возникают организационно-управленческие проблемы. В том числе и в области накопления и хранения информации, что рано или поздно отразится на безопасности объектов газовой инфраструктуры. В настоящее время ведущие компании газовой отрасли внедряют информационную систему, основанную на достижениях цифровых технологий по работе с исполнительной документацией «как построено».
В отличие от бумажных носителей электронный документооборот позволяет работать не просто с чертежами, технической документацией, а фактически с 3D-моделями объектов, содержащими все необходимую информацию: физические параметры, конструкционные показатели, параметры строительства, данные диагностики, геофизические параметры объектов соответствия нормам и требованиям надзорных органов и прочее. Это не мертвая система, она постоянно пополняется при проведении диагностических, контрольных и ремонтных работ. Это современные технологии, они есть, есть опыт их использования. В условиях, когда человеческий фактор становится все более сомнительным, необходимо максимально использовать все возможности, которые нам предоставляет наука. Пропаганда этого принципа является одной из целей журнала «Промышленная и экологическая безопасность», являющегося одним из ведущих специализированных СМИ, отличающихся высоким уровнем доверия со стороны информационных партнеров и читателей.

 

 

Все статьи рубрики