Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

октябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Артем Николаев: «Главное — не искусственное увеличение показателей, а декриминализация наиболее коррупционно емких сфер»

 
Николаев Артем Юрьевич, прокурор Удмуртской Республики, государственный советник юстиции 3 класса

Николаев Артем Юрьевич
прокурор Удмуртской Республики, государственный советник юстиции 3 класса

Номер журнала: 

Рубрика: 

О том, какова ситуация с коррупцией в Удмур-тии, и можно ли ее победить, редакции журнала рассказал прокурор Удмуртской Республики Артем Юрьевич Николаев.

 - Артем Юрьевич, что такое коррупция? Какие преступления относятся к коррупционным? 
- В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается  злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
В данном определении, по сути, раскрывается перечень преступлений коррупционной направленности: злоупотребление служебным положением и полномочиями, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп.
Главными критериями таких преступлений являются отнесение субъекта преступления, то есть того, кто совершил преступное деяние, к категории должностных лиц, наличие у него организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, а также наличие корыстного мотива. 

Считаю, что оснований для ужесточения наказаний за коррупционные преступления не имеется. Важен не только и не столько размер наказания, главное — обеспечить его неотвратимость. 

- Какие санкции применяются к лицам, признанным виновными в коррупционных преступлениях?
- В зависимости от тяжести и квалификации содеянного, а также обстоятельств совершенного преступления наиболее часто за совершение коррупционных преступлений назначается наказание в виде штрафа либо лишения свободы.
Так, например, за получение мелкой взятки (до 10 тыс. руб.) предусмотрено наказание в виде штрафа до 200 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до одного года.
За получение взятки в особо крупном размере (более 1 млн руб.) предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 3 до 5 млн руб. либо лишение  свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до 70-кратной суммы взятки.
Предусматривается также назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (например, за получение взятки в особо крупном размере — до 15 лет).
Надо отметить, что взяткодатель в случае содействия органам следствия в расследовании преступления освобождается от уголовной ответственности.

- Какова ситуация с коррупцией в Удмуртской Республике? Сколько таких преступлений было выявлено в 2018 г. и за истекший период 2019 г.? Какова ситуация с данным видом преступлений в соседних регионах? 
- Как показывает следственная и судебная практика, специфичных для региона причин и факторов, способствующих коррупции, нет.
В 2018 г. в Удмуртии было выявлено 228 преступлений данной категории, по сравнению с 2017 г. их стало больше  на 8,1 %. Отмечу, что в общем массиве зарегистрированных преступлений  коррупционные преступления составляют менее 1 %.
На конец февраля текущего года выявлено 102 преступления коррупционной направленности. Для сравнения, за два первых месяца 2018  г. было выявлено 40 фактов коррупции.
Сравнивать этот показатель с другими регионами, с учетом специфики коррупционных преступлений и особенностей самих регионов (социальных, экономических и ряда других) не совсем корректно. Например, в 2018 г.  в Пензенской и Ульяновской областях зарегистрировано 96 и 177 преступлений соответственно, у наших соседей в Кировской области — 249, в Пермском крае — 662. 
Для нас главное — не искусственное увеличение показателей, а выявление действительно значимых преступлений, представляющих повышенную опасность, декриминализация наиболее коррупционно емких сфер.

Главными критериями таких преступлений являются отнесение субъекта преступления, то есть того, кто совершил преступное деяние, к категории должностных лиц, наличие у него организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, а также наличие корыстного мотива.

 - Что относится к наиболее коррупционно емким сферам? Какой вклад вносит прокуратура республики в борьбу с коррупцией?
-  Приоритетными направлениями деятельности прокуратуры в этой области является пресечение коррупции в сфере госзакупок, хищений и нецелевого использования бюджетных средств, распоряжение государственным и муниципальным имуществом, пресечение фактов конфликта интересов должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.
В 2018 г. в ходе проверок прокуратурой УР выявлено 1771 нарушение закона.
По представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 509 должностных лиц, в том числе 10 уволены в связи с утратой доверия, в административном порядке наказано 83 лица. По материалам прокурорских проверок следственными органами возбуждено 38 уголовных дел.
По результатам проведенных во взаимодействии с органами государственной власти, правоохранительными органами проверок дисциплинарному наказанию подвергнуты два заместителя председателя Правительства Удмуртской Республики, четыре министра, заместитель министра, не продлены контракты с руководителями ряда государственных учреждений.
Еще один вектор работы — проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. В результате вмешательства прокуроров из почти 900 нормативных актов и их проектов исключены коррупциогенные факторы.

- Кто привлекался к уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности в 2018 г.?
- В истекшем году привлечены к уголовной ответственности бывший министр лесного хозяйства республики, бывший руководитель Управления ветеринарии Удмуртской Республики, бывший заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, 11 высокопоставленных должностных лиц администраций муниципальных образований, в том числе бывший глава МО «Воткинский район», а также начальник Управления муниципального жилья Администрации г. Ижевска, руководитель НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», 14 сотрудников правоохранительных органов, в том числе заместитель начальника ОЭБ и ПК МВД России по г. Ижевску.
Так, за злоупотребление должностными полномочиями привлекался к уголовной ответственности депутат Государственного совета Удмуртской Республики — бывший генеральный директор АО «Ижевские электрические сети» С.В. Клементьев. 
Он обвинялся в фиктивном трудоустройстве на предприятие двух лиц, участвовавших в организации и проведении его предвыборной кампании как кандидата в депутаты Государственного совета Удмуртской Республики, которым необоснованно начислена и выплачена заработная плата. Этими действиями Клементьев С.В. причинил АО «Ижевские электрические сети» ущерб на общую сумму более 1 млн руб. В ходе расследования обвиняемый возместил причиненный ущерб, в последующем полномочия депутата с себя сложил.    
Большой резонанс имеет уголовное дело по обвинению бывшего главы республики А.В. Соловьева  в двух фактах получения взятки в особо крупном размере, которое в декабре прошлого года поступило для рассмотрения в Завьяловский районный суд. В настоящее время по делу работниками прокуратуры республики осуществляется поддержание государственного обвинения, и оно находится на моем личном контроле.
В прошлом году правоохранительными органами республики проведена значительная работа по декриминализации в сфере похоронного дела. Закономерным итогом такой работы стало возбуждение в этом году уголовных дел по фактам получения взяток в крупном размере и привлечение к уголовной ответственности управляющих двух кладбищ г. Ижевска, должностных лиц службы администрации кладбищ г. Ижевска. Работа в этой сфере продолжается.

В связи с тем, что коррупционные преступления совершаются в самых разных госструктурах и сферах экономики, их выявление, расследование, а также поддержание государственного обвинения в суде требует от представителей правоохранительных органов различных профессиональных качеств и обширных знаний.

- Какие приговоры вынес суд по уже рассмотренным делам?
- В 2018 г. с вынесением обвинительных приговоров рассмотрено 102 уголовных дела в отношении 105 лиц. В 2017 г. суд рассмотрел 82 дела в отношении 85 лиц.
В 2018 г. семи осужденным назначено наказание в виде реального лишения свободы (в 2017 г. — трем ), 41 лицо осуждено к лишению свободы условно (в 2017  г. — 37), 51 лицу назначен штраф (в 2017 г. — 35), два лица осуждены по совокупности преступлений к лишению свободы условно с применением ст. 73 УК РФ со штрафом как основным видом наказания (в 2017 г. — одно лицо), два лица осуждены к исправительным работам (в 2017 г. — три лица), одно лицо — к обязательным работам (в 2017 г. — 0), одно лицо осуждено к лишению права занимать определенные должности (в 2017 г. — 1).

- На Ваш взгляд, требуется ли ужесточить наказание за коррупционные преступления? Почему не работает механизм конфискации имущества?
- Во времена Ивана Грозного и Петра I за совершение коррупционных преступлений предусматривалась смертная казнь. Тем не менее, казнокрадство и лихоимство процветало.
Считаю, что оснований для ужесточения наказаний за коррупционные преступления не имеется. Важен не только и не столько размер наказания, главное — обеспечить его неотвратимость, в том числе путем возмещения причиненного ущерба. Если каждый факт коррупции будет выявляться, и за этим  неизбежно последует привлечение к уголовной ответственности, то человек, находясь в адекватном состоянии,  вряд ли станет совершать преступление. 
Конфискация имущества как мера наказания существует и активно применяется. Ее нормативное регулирование  закреплено в ст. 104-1 УК РФ. 
В 2018 г. в Удмуртской Республике судами в соответствии со ст. 104-1, ст. 81 УПК РФ применена конфискация имущества по 16 уголовным делам в отношении 16 лиц. Для сведения, до направления дела в суд (изъято и возвращено, а также добровольно погашено) возмещен ущерб по делам коррупционной направленности на сумму более 13 млн руб., еще почти на 12 млн руб. наложен арест на имущество.

- В чем сложность таких дел? Почему они долго расследуются?
- Преступления коррупционной направленности в силу своей специфики обладают высокой латентностью, то есть скрытостью и неявностью. Во многом определяющим фактором в этом является то, что, как правило, обе стороны, как передающий незаконное вознаграждение, так и принимающий его, заинтересованы в получении обоюдной выгоды от результата совершаемых действий.
В этой специфике и заключается сложность в выявлении, раскрытии и расследовании этих преступлений.
Кроме этого, по большинству дел указанной категории имеется необходимость проведения большого объема следственных действий, сложных экспертиз.
Надо отметить, что в связи с тем, что коррупционные преступления совершаются в самых разных госструктурах и сферах экономики, их выявление, расследование, а также поддержание государственного обвинения в суде требует от представителей правоохранительных органов различных профессиональных качеств и обширных знаний.  Например, требуется знание не только уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но и норм права в сфере закупок, о государственной и муниципальной службе, бюджетного, земельного и др. 

- Какие меры, например, организационного характера или внедрение современных технологий позволят уменьшить возможность совершения коррупционных преступлений?
- Безусловно, на снижение коррупции может повлиять более активное применение информационных технологий, обеспечивающих открытость процедур, например, в сфере государственных и муниципальных закупок, предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществления государственного контроля. Использование таких технологий сведет к минимуму человеческий фактор и, как следствие, уменьшит возможность совершения коррупционных правонарушений. Так, реализация принципа  «одного окна» и строгой регламентированности деятельности органов власти можно рассматривать как антикоррупционные меры.
Еще один пример положительного эффекта от внедрения современных технологий: установка дорожных комплексов фото- и видеофиксации позволила свести потенциально опасное в коррупционном плане общение с инспекторами ГИБДД до минимума. 

- Что делать гражданину, если у него вымогают взятку, например, госинспектор при проведении проверки предприятия? Или для заключения договора контрагент требует откат? Каков алгоритм действий в таких случаях?
- Отвечу коротко: сразу обращаться в правоохранительные органы. Ни в коем случае не следует собирать доказательства преступления самостоятельно.

- Артем Юрьевич, так можно ли победить коррупцию? 
- Считается, что самый низкий уровень коррупции наблюдается в Сингапуре. В этой стране за полвека смогли значительно сократить преступность целым рядом достаточно жестких антикоррупционных мер, касающихся как правовой сферы, так и социальной, и экономической. Но каждая страна идет своим путем и решает эту проблему по-своему.
Победить коррупцию полностью, так же как и преступность в целом, невозможно. Цель государства — снизить уровень преступности до минимального уровня и удерживать его в таком состоянии. Задача, стоящая перед прокуратурой, — реализация антикоррупционного законодательства и обеспечение его неукоснительного соблюдения.


Антикоррупционное законодательство

Международные нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции 
1. Конвенция Организации объединенных наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-й сессии Генеральной ассамблеи ООН) ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 г. № 40-ФЗ с заявлением.
2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге от 27.01.1999 г.) ратифицирована Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О ратификации конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».

Нормативные правовые акты Российской Федерации
Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Указ президента РФ от 01.07.2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
Указ президента РФ от 29.06.2018 г. № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 гг.».
Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 г. № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».
Постановление Правительства РФ от 05.03.2018 г. № 228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия».
 

Все статьи рубрики