Анализ состояния промышленной безопасности на предприятиях оборонно-промышленного и машиностроительного комплексов Урала
ТКАЧЕНКО Вадим Михайлович
руководитель Уральского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Показатели аварийности и производственного травматизма
Одним из основных показателей эффективности надзорной деятельности считается уровень аварийности и травматизма в поднадзорных организациях. За 2014 год и первое полугодие 2015 года на предприятиях оборонно-промышленного и машиностроительного комплексов аварий не зарегистрировано. Однако в 2015 году зарегистрировано 22 случая производственного травматизма, не связанных с эксплуатацией ОПО (ОАО «Уралтрансмаш», АО «НПК «Уралвагонзавод»). Несчастных случаев со смертельным исходом, связанных с эксплуатацией ОПО, не зарегистрировано. Анализ результатов расследований несчастных случаев на предприятиях показал, что причинами стали: низкая трудовая и технологическая дисциплина, отсутствие надлежащего контроля над производственным процессом.
Соблюдение законодательно установленных процедур регулирования промышленной безопасности
На всех подконтрольных предприятиях и объектах Уральского управления Ростехнадзора организован и осуществляется производственный контроль. С этой целью на предприятиях разработаны соответствующие Положения о производственном контроле, назначены работники, ответственные за осуществление производственного контроля. При численности работников, занятых эксплуатацией опасных производственных объектов, свыше 500 человек на предприятиях созданы службы производственного контроля.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года на предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II класса опасности, разработаны «Положения о системе управления промышленной безопасностью».
Так, в рамках концепции внедрения системы управления промышленной безопасностью Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия разработана документация системы управления промышленной безопасностью на объекте уничтожения химического оружия, расположенного в Щучанском районе Курганской области: заявление о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности; положение о системе управления промышленной безопасностью; положение о производственном контроле соблюдения требований промышленной безопасности на ОПО; документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО; планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах; информационная система управления промышленной безопасностью, обеспечивающая функционирование системы управления промышленной безопасностью.
Кроме того, на предприятиях разрабатываются, согласовываются и утверждаются планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, создаются резервы материальных и финансовых средств (в соответствии с Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 730). В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организации заключают с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 года № 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях» изданы приказы Уральского управления Ростехнадзора на осуществление постоянного контроля над ОПО «Склад взрывчатых материалов» ОАО «Завод «Пластмасс» и ОАО «Калиновский химический завод». Постоянный государственный надзор осуществляется по графику.
Основные проблемы, связанные с обеспечением безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных предприятий
В целом, исходя из данных за 2014 год и первое полугодие 2015 года, состояние промышленной безопасности на подконтрольных объектах ОПК удовлетворительное, всплеска травматизма и аварийности не допущено.
Несмотря на действующие программы модернизации и импортозамещения, в 2015 году остается существенное влияние изношенности основных производственных фондов — до 80 % на обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов на предприятиях оборонно-промышленного и машиностроительного комплексов. Замена зданий и сооружений, технических устройств со стороны поднадзорных предприятий часто компенсируется проведением капитальных ремонтов и выполнением мероприятий проведенных экспертиз.
Также можно выделить следующие основные проблемы, встречающиеся при эксплуатации опасных производственных объектов:
- недостаточная эффективность осуществления производственного контроля за состоянием промышленной безопасности ОПО I ступени (мастера цехов, участков), в результате чего несвоевременно выявляются нарушения требований промышленной безопасности (это выявляется при проверках на I, II ступенях либо при проведении проверок инспекторским составом);
- несвоевременное выполнение мероприятий в отношении технических устройств, зданий и сооружений по результатам проведенных экспертиз промышленной безопасности (в большей степени относится к зданиям и сооружениям, построенным 60-70 лет назад);
- отсутствие планов по замене (модернизации) оборудования, отработавшего более 2-3 нормативных сроков службы (морально устаревшее оборудование, как правило, подъемные сооружения, оборудование под давлением).
Следует отметить, что все проблемы, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации опасных производственных объектов на предприятиях оборонно-промышленного и машиностроительного комплексов, находятся на постоянном контроле Управления.
Предложения
Пока предприятия соседствуют с населенными пунктами, а персонал работает и управляет машинами на производстве, оценка работы в области промышленной безопасности единицей измерения будет иметь здоровье и жизнь конкретного человека. Если смотреть выше, судьба и мирная жизнь многих российских семей напрямую зависят от неукоснительного соблюдения установленных норм и правил промышленной безопасности всеми участниками производственного процесса. И только общей заинтересованностью и совместными усилиями можно вовремя находить актуальные решения в области системной организации промышленной безопасности, соответствующие современному уровню угроз.
В связи с этим, оценивая в целом состояние опасных производственных объектов как удовлетворительное, отмечаем, что назрели и необходимые специальные мероприятия в оборонно-промышленном и машиностроительном комплексах, в том числе и на законодательном уровне:
- разработать и внедрить механизм экономического стимулирования за применение готовых к тиражированию новых технологий, оборудования, автоматизированных систем управления и противоаварийных систем автоматической защиты; технического перевооружения, модернизации и реконструкции основных средств; импортозамещения оборудования и материалов; а также за отсутствие текучести квалифицированного персонала;
- закрепить ответственность собственников объектов за нарушение требований промышленной безопасности, ответственность юридических и должностных лиц за нарушение требований действующих нормативно-правовых актов в области промышленной безопасности.
Также для повышения промышленной безопасности на предприятиях оборонно-промышленного и машиностроительного комплексов необходимо:
1. Внедрить в действие в установленном порядке единую по требованиям систему организации, технического обслуживания и плановых предупредительных ремонтов оборудования.
2. Для устранения вышеуказанных проблем руководителям организаций оборонно-промышленного и машиностроительного комплексов требуется больше уделять внимания состоянию промышленной безопасности. Необходимо взять под личный контроль работу служб производственного контроля предприятия и в рамках этого поставить цель — достижение безопасной и безаварийной эксплуатации опасных производственных объектов.
Во избежание производственного травматизма при эксплуатации ОПО руководители поднадзорных организаций должны:
- обеспечить эффективную организацию и осуществление производственного контроля над соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с разработанными в организациях «Положениями о производственном контроле»;
- обеспечить своевременную аттестацию специалистов организаций на знание требований нормативных документов в области промышленной безопасности;
- не допускать к производству работ повышенной опасности персонал, не прошедший соответствующее обучение и проверку знаний производственных инструкций;
- по результатам расследования аварий и несчастных случаев в рамках осуществления производственного контроля планировать и проводить целевые проверки состояния промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
Возвращаясь к тезису о том, что безопасность объектов ОПК — это национальная безопасность государства, а обеспечение промышленной безопасности объектов ОПК является одной из ее важнейших составляющих, необходимо отметить, что реализация озвученных предложений на практике — это укрепление одного из главных звеньев общей системы обеспечения национальной безопасности России — промышленной безопасности на предприятиях оборонно-промышленного и машиностроительного комплексов.