Актуальные задачи госрегулирования при рациональной разработке нефтяных месторождений
МУСЛИМОВ Ренат Халиуллович
академик РАЕН и АН РТ, профессор кафедры геологии нефти и газа КГУ
Номер журнала:
Рубрика:
К этим документам очень много замечаний. Поэтому были подготовлены и проходят сложную процедуру согласований и обсуждений два документа: Национальные стандарты РФ «Месторождения нефтяные, газовые и нефтегазовые. Правила проектирования разработки» и «Месторождения нефтяные и газовые. Правила разработки».
Из выступления на конференции «Инновации РАН - 2010», проходившей с 1 по 3 июня 2010 в г. Казань
Казалось бы, что с утверждением данных документов вопросы повышения качества проектных документов будут решены на длительный период. Однако опыт и анализ современного состояния проектирования разработки показывает, что это не так.
В основе утвержденных стандартов должны лежать принципы рациональной разработки месторождений, которые нужно обсуждать и принимать на уровне ЦКР Роснедра.
Кардинальное решение проблемы рациональной разработки нефтяных месторождений с достижением высокой нефтеотдачи, соответствующей уровню науки и техники XXI столетия, можно осуществить по путям инновационного развития. Последнее время ознаменовалось резко возросшей активностью в обсуждении проблематики модернизации отечественной экономики. Создание Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики РФ, появление при ней постоянно действующих рабочих групп – все это порождает определенные надежды на то, что ситуация в российской экономике начнет меняться к лучшему.
Мы поддерживаем идею, что государству следует подталкивать к инновациям в нефтедобывающей отрасли не только с помощью финансовых мер, но и через установление жестких национальных стандартов, технических регламентов, нормативов и действенный контроль за их исполнением. Государству следует принудить бизнес ввести предельные целевые нормы, технологические условия, в нефтегазодобывающем комплексе– это КИН, воспроизводство сырьевых ресурсов. Тогда тем, кто не отвечает новым требованиям, придется либо закрыться, либо использовать инновации.
Новая техническая политика должна предусматривать институциональные механизмы «принуждения к инновациям». Как можно скорее надо создать ситуацию, когда бизнесу в России работать без применения новых технологий будет еще труднее, чем не платя налоги.
Проблема не сводится к созданию новых технологий. Она предполагает концептуальную «перезагрузку»: изменение характера взаимодействия между научно-исследовательским, образовательным и производственным секторами, упорядочение организационно-управленческого взаимодействия между участниками (ГКЗ, ЦКР, недропользователи, проектировщики, разработчики и т.д.) научновнедренческой инновационной системы. Решающим сдерживающим фактором сегодня является отсутствие системной работы на рынке активов разработки нефтяных месторождений по реализации «пакета инноваций», связанного с непосредственным получением коммерческого эффекта. Это может быть продажа патента или лицензии, создание совместного предприятия, совместное продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, вхождение в действующее предприятие с интеллектуальной собственностью и др. Надо создать максимально выгодные условия для всех участников процесса разработки новых объектов интеллектуальной собственности и освоения инноваций. Патентование изобретений, полезных моделей, товарных знаков, заключение лицензионных договоров, другие новшества и получение достойных дивидендов должны стать важнейшим направлением в мотивации инновационной деятельности. Решением этой проблемы может быть организация центров трансфера и коммерциализации технологий, которые целесообразно создавать на базе государственных научных центров, высших учебных заведений, академических и отраслевых институтов для стимулирования передачи разработанных в госсекторе технологий, промышленным предприятиям, а также для стимулирования появления в научно-технической сфере новых и развития существующих динамично растущих бизнес-структур.
В текущем году Кабинетом министров РТ принята к исполнению «Программа создания научных основ инновационного проектирования разработки нефтяных месторождений». В данной Программе предусматривается проведение экспериментального инновационного проектирования разработки четырех нефтяных месторождений малых нефтяных компаний, содержащих разные категории трудноизвлекаемых запасов нефти (Аканское, Тавельское – ЗАО «Предприятие Кара Алтын», Дачное, Аделяковское – ООО «УК «Шешмаойл»). Срок исполнения - 2009-2012 гг.
Одновременно будут вестись научно-исследовательские работы по проблеме «Создание научных основ инновационного проектирования разработки нефтяных месторождений». Срок выполнения данной работы - 2010-2012 гг. Ее выполнение укажет на конкретные пути совершенствования разработки нефтяных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти. Результатом станет существенное (в 1,5-2 раза) повышение нефтеотдачи конкретных групп трудноизвлекаемых запасов, что по Татарстану позволит увеличить извлекаемые запасы, в основном, мелких месторождений на 400 млн т, а по крупнейшим месторождениям в дальнейшем – до 800 млн т.
Работа будет выполняться на условиях частно-государственного партнерства с привлечением Академии наук РТ, КГУ, ИОФХ, ИММ КНЦ РАН, Научного центра нелинейной волновой механики и технологии РАН и других институто