Актуальная стратегия энергоэффективности
Номер журнала:
Основные направления деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определены Энергетической стратегией Российской Федерации и нашли дальнейшее развитие в принятом Федеральном законе от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Указе Президента РФ от 4 июня 2008 г. №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». В Ижевске состоялась конференция «Энергоэффективность в Удмуртской Республике: пути повышения».
Бикбулатов Ильдар Ильшатович, заместитель председателя Правительства УР |
Радионов Олег Викторович, министр промышленности, энергетики и транспорта УР |
Наболевший вопрос
Работа энергетического комплекса оказывает влияние на различные отрасли экономики. «События, которые происходят сейчас на мировых рынках, стимулируют Россию заниматься вопросами энергоэффективности, - говорит Ильдар Ильшатович Бикбулатов. - От этого зависит конкурентоспособность нашей промышленности, возможность экономить значительные средства в масштабах государства. Если просто увеличивать добычу энергоресурсов, не уделяя внимания грамотному расходованию энергии, результат будет плачевным».
Энергоемкость российской экономики превышает аналогичный показатель в США, Японии и других развитых странах. После внедрения энергосберегающего и энергоэффективного оборудования такого же уровня, как в странах Европейского союза, эта цифра снизилась бы до 650 млн. т, или почти на 35%.
Нехватка энергии может стать существенным фактором сдерживания экономического роста государства. «Запасов нефти и газа в России достаточно, однако увеличение объема добычи углеводородов и развитие транспортной инфраструктуры требуют значительных инвестиций, - считает О.В. Радионов. - Существует два пути решения возникшей проблемы. Первый, крайне капиталоемкий – наращивание добычи нефти и газа и строительство новых объектов электрогенерации. Второй, существенно менее затратный, связан с обеспечением экономического роста за счет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Следует отметить, что на практике необходим симбиоз первого и второго вариантов с несомненным приоритетом в пользу энергоэффективности».
Первый заместитель Председателя Региональной энергетической комиссии УР Валерий Иванович Кашин выделил несколько проблем, сдерживающих развитие энергосбережения:
- слабая мотивация к экономии ресурсов;
- недостаток информации о вопросах энергосбережения. Привычка экономить энергию еще не распространилась в обществе достаточно широко, и многие предприятия и организации действуют по привычной схеме;
- нехватка опыта инвестирования проектов со стороны инвестиционных банков;
- сложности с организацией и координацией при реализации проектов по повышению энергоэффективности.
Раньше препятствием можно было назвать и недостаточное развитие современных технологий, однако сейчас, благодаря появлению инновационных методов, этот вопрос утратил актуальность.
В настоящее время политика в области энергосбережения должна обеспечить выполнение следующих задач:
1) энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском жилищно-коммунальном хозяйстве. Повсеместное внедрение энергосберегающего оборудования и технологий позволит достичь экономии энергии;
2) расширение использования на базе инновационных технологий твердых видов топлива без ухудшения технологических характеристик энергоустановок, применение биомассы и попутного нефтяного газа. По сути, это направление связано с вовлечением в топливно-энергетический баланс местных видов топлива;
3) рациональное и эффективное использование энергоресурсов в промышленности и естественных монополиях, являющихся основными потребителями топливно-энергетических ресурсов в стране и республике.
И.И. Бикбулатов сообщил, что на сегодняшний день в этой области сделано многое, но остается ряд моментов, над которыми надо работать: «Энергосбережение – важный вопрос для организаций бюджетной сферы. Особенно сложная ситуация складывается на промышленных предприятиях. В соответствии с государственной политикой РФ тарифы на энергоресурсы растут, что побуждает рационально их расходовать.
Ситуацию усугубляет износ оборудования. Реконструкция и строительство сетей не велись десятилетиями. Оборудование ветшает, что приводит к печальным последствиям. Наглядный пример – авария на Саяно-Шушенской ГЭС. В настоящее время принимаются серьезные решения о реализации инвестиционных программ в топливно-энергетическом комплексе как на республиканском, так и на федеральном уровне».
В законе дается определение такого понятия, как энергосбережение: это «реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования, в том числе объема производимой продукции и выполненных работ». По замыслу авторов законопроекта, его реализация поможет обеспечить прорыв в создании и развитии институтов энергосбережения рынка энергосервисных услуг, формировании нового образа энергопотребления граждан и организаций и распространении инноваций в разных сферах деятельности.
Для достижения этой цели обозначено несколько направлений:
- запуск программ по производству и установке приборов учета;
- использование энергосберегающих ламп вместо ламп накаливания;
- реализация проектов повышения энергоэффективности;
- внедрение инноваций как в традиционной, так и в альтернативной энергетике;
- одно из перспективных направлений, особенно актуальное для Удмуртии, – применение биоресурсов (древесины, торфа, отходов производства) для получения энергоносителей.
Цель государственной энергетической политики России и энергетической стратегии до 2030 г. – максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала данного сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия в укреплении ее внешнеполитических позиций.
Законом предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по энергосбережению. Соответствующая статья вступает в действие через полгода после основного документа. Помимо ответственности, в документе прописаны и налоговые льготы. Уже в 2010 г. организации, осуществляющие инвестиции в создание объектов повышенного класса энергоэффективности, в том числе в многоквартирных домах, объектов по производству тепловой и электрической энергии с КПД более 57%, получат право на инвестиционный налоговый вычет.
Удмуртия: потенциал для роста
В нашей республике вопросам энергосбережения уделяется достаточно внимания. В 2001 г. был принят соответствующий закон. Один из значимых проектов в этой сфере – перевод котельных с нефти на газ
По словам И. И. Бикбулатова, в следующие годы значительные суммы будут выделяться на строительство и реконструкцию оборудования. Удмуртская Республика с 2010 г. включается в систему долгосрочного регулирования тарифов на электрическую энергию, обеспечивающую инвесторам возврат и доходность вложенного капитала, используя мировой опыт реализации RAB-регулирования. В связи с этим объем инвестиций, который планируется направить крупнейшими сетевыми компаниями, – 5,6 млрд. руб., что позволит снизить износ оборудования за 5 лет на 10-12%.
О. В. Радионов дополняет: Удмуртия обладает значительным потенциалом возобновляемых источников энергии. Энергетический потенциал отходов лесозаготовки оценивается в размере 116 тыс. т условного топлива. В период с 2008 по 2015 гг. это число должно увеличиться на 6%, с 2015 до 2020 г. – на 32% по сравнению с 2007 годом.
В республике на сегодняшний день выявлено и учтено 619 торфяных месторождений с общим запасом торфа 204,7 млн. т. Этого достаточно для удовлетворения потребностей в сельскохозяйственном и топливном торфе.
Программа развития
В настоящее время разрабатывается Республиканская целевая программа «Энергоэффективность в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы», которая должна охватить все отрасли экономики нашего региона. Подробнее о пунктах программы рассказал директор АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» П.В. Берлинский.
Снижение энергоемкости валового регионального продукта УР возможно только при целенаправленной реализации политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, в том числе:
- разработка сбалансированной правовой базы энергосбережения;
- совершенствование энергоменеджмента с учетом правовых, организационных, методических, экологических, промышленных, технологических, финансовых условий в части повышения энергоэффективности в УР;
- усиление стимулирующей роли тарифной политики в области энергоэффективности;
- информационное обеспечение, обучение и пропаганда энергосбережения;
- повышение энергоэффективности бюджетной сферы;
- снижение энергоемкости в реальном секторе экономики, стабилизация и активное снижение объемов потребляемой энергии;
- достижение частичного или полного рециклинга отходов.
Основные целевые индикаторы необходимы для оценки эффективности программы в сравнении с показателями 2007 г.:
- энергоемкость ВВП в УР в ценах 2007 г.;
- относительная емкость ВВП в текущих ценах;
- доля фактического выполнения программы;
- удельное потребление энергоресурсов бюджетными организациями и финансирование в бюджете УР;
- доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии.
Мероприятия программы:
- Формирование нормативно-правовой базы в течение 2010 г.
- Внедрение энергоменеджмента.
- Проведение мониторинга энергоэффективности во всех отраслях экономики.
- Проведение энергетических обследований.
- Пропаганда и обучение в области энергосбережения.
- Разработка в 2010-11 годах и реализация крупных инвестиционных проектов до 2014 г., а именно: по использованию местных возобновляемых видов топлива, развитию малой энергетики, замене нефтепродуктов на природный газ, модернизации подвижного состава городского электротранспорта.
- Создание единой системы учета и контроля энергоресурсов.
Планируется разработка и реализация проектов в бюджетной сфере и муниципальных образованиях, проведение энергоэффективных мероприятий на предприятиях реального сектора экономики.
Программа состоит из 6-ти подпрограмм, финансируемых из бюджета УР. Их реализация позволит снизить затраты республиканской казны на энергоносители более чем на 100 млн. руб.
В соответствии с поставленными целями сформулированы первоочередные задачи АНО «Агентство по энергосбережению УР»:
1. Участие в формировании и разработке нормативно-правовой базы.
2. Проведение энергетических обследований предприятий и организаций.
3. Проведение мониторинга потребления энергоносителей на предприятиях и в организациях УР.
4. Разработка инвестиционных проектов энергоэффективных мероприятий.
5. Расчет и утверждение в Минэнерго РФ нормативов технологических потерь при передаче тепловой и электрической энергии.
6. Ведение пропаганды в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, в том числе среди населения.
Объем финансирования составит 5 794 млн. руб., в том числе из бюджета УР планируется направить 537 млн. руб. Предусмотрены и иные источники выделения средств, в частности, привлечение денег из Инвестиционного фонда РФ в объеме 260 млн. руб.
По результатам программы наибольшего снижения потребления энергоносителей в относительном выражении можно достичь в бюджетной сфере и ЖКХ как наиболее управляемых отраслях экономики. Планируемое уменьшение этого показателя составит 15 и 20% соответственно.
В связи с этим актуален вопрос координации действий всех органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов для того, чтобы республиканские программы стали частью мероприятий федерального масштаба.