Забота об охране окружающей среды является одной из приоритетных задач ООО «Газпром трансгаз Чайковский». В этом году из-за санитарно-эпидемиологической обстановки предприятию пришлось скорректировать количество мероприятий по охране природы. Тем не менее газовики, как и в прошлые годы, выходили на уборку территорий от мусора, посадку саженцев, проводили работы по благоустройству парков и мест отдыха людей.

Статья находится в свободном доступе благодаря Газпром Трансгаз Чайковский

«Татнефть» разделяет мировую озабоченность по изменению климата, расширяет периметр добровольной ответственности, участвуя в реализации глобального договора ООН, принципов и целей устойчивого развития. Компания обновила корпоративную экологическую политику, дополнив ее приоритетами по предотвращению изменения климата и снижению углеродного следа, и ставит целью снизить выбросы парниковых газов к 2030 г. на 20 % с дальнейшим переходом  к углеродной нейтральности. 

Статья находится в свободном доступе благодаря ГК «ТАТНЕФТЬ»

08.07.2020 г. Минюстом России зарегистрирован Приказ Росприроднадзора от 29.05.2020 г. № 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов 
опасности».

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 10 (163), октябрь, 2020
В номере:

Теги

80% очистных сооружений ПФО нуждаются в реконструкции и модернизации

Кручинин Олег Викторович, начальник Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу

Кручинин Олег Викторович
начальник Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу

Номер журнала: 

Рубрика: 

Ситуация с неудовлетворительным качеством воды остро стоит и в Приволжском федеральном округе, даже несмотря на существующую тенденцию сокращения объемов водопотребления и водоотведения.
По данным Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу общий объем сброса сточных вод в водные объекты в 2016 г. в регионах округа составил 6051 млн м3, неочищенными или недостаточно очищенными сбрасываются 40 % из них.
В регионах ПФО на сбросе сточных вод в поверхностные водные объекты используется порядка 1069 очистных сооружений и установок, 80 % из которых не обеспечивают очистку воды до установленных нормативов. 
Кроме того, согласно данным Стратегии социально-экономического развития округа на период до 2020 г. в регионах ПФО 504 из 1337 населенных пунктов с центральной канализацией не имеют очистных сооружений, либо они находятся в аварийном состоянии. 
Практически на всей территории округа очистные сооружения построены еще в 70-х гг. XX века. Неслучайно, что наибольшее количество жалоб и обращений, поступающих на сегодняшний день в Департамент Росприроднадзора по ПФО, касается именно охраны водных ресурсов. 
В 2016 г. специалистами ведомства только в Нижегородской области было проведено 55 надзорных мероприятий за использованием и охраной водных объектов (29 из которых — плановые и 26 — внеплановые). Выявлено 130 нарушений. Наложены административныу штрафы на сумму более 2,4 млн руб.

Характерные нарушения
Характерным нарушением, выявляемым инспекторским составом на подконтрольных объектах, является сброс недостаточно очищенных сточных вод, что приводит к загрязнению и истощению водных объектов, причинению вреда окружающей среде. 
Наиболее часто в ходе проверок в очищенных сточных водах на сбросе в водоем специалистами подведомственного Росприроднадзору ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ПФО» выявляются превышения по аммоний-иону, нитрит-аниону, фосфатам, БПК и ХПК, реже — по нитрат-аниону при наличии в составе сточных вод предприятий хозяйственно-бытовых сточных вод.
Кроме того, в числе характерных нарушений — сброс сточных вод после очистных сооружений без разрешительных документов, в частности, без решения о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ либо с нарушением условий использования водного объекта, а также без разрешения на сброс загрязняющих веществ. Данные правонарушения несут опасность наступления негативных последствий для других водопользователей. Кроме того, они приводят к отсутствию у собственника водного объекта (государства) объективных данных о его состоянии и проводимых на нем работах.
Так, в 2016 г. при проведении пла-новой комплексной проверки в отношении ПАО «Т Плюс» было установлено, что Новогорьковская и Дзержинская ТЭЦ филиала «Нижегородский» осуществляли сброс сточных вод в реки Ока и Кудьма с превышением предельно допустимых значений. 
Аналогичная проверка в отноше-нии АО «Выксунский металлургический завод» показала, что водоотведение с территории предприятия осуществлялось в р. Железница с превышением нормативов допустимых сбросов по целому ряду вредных загрязняющих веществ. Результаты анализов, отобранных специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», показали негативное влияние на водный объект.
Зачастую в списке нарушителей оказываются предприятия ком-мунального хозяйства. В текущем году к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ привлечено Муниципальное предприятие Борского района Нижегородской области «Линдовский комбинат коммунальных предприятий и благоустройства». Осуществляя сброс сточных вод после очистных сооружений в реки Честка, Кеза и ручей Арман, предприятие не имело даже утвержденных проектов нормативов допустимых сбросов (НДС) и разрешения на сброс загрязняющих веществ в эти водные объекты.
Фактически неработающая из-за неудовлетворительного технического состояния и разукомплектации система биологической очистки очистных сооружений МУП «Новосмолинское» (Нижегородская область) стала причиной загрязнения р. Оки.

Привлечение к ответственности
Административным кодексом РФ за подобные нарушения пре-дусмотрено привлечение к ответственности по ст. 7.6. «Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий» (максимальный штраф для «юридических лиц» — от 50 до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток), по ст. 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов» (штраф для юридических лиц — от 30 до 40 тыс. руб.) и по ст. 8.14 «Нарушение правил водопользования» (штраф для юридических лиц — от 80 до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Более действенной мерой с финансовой точки зрения для нарушителей становится расчет и предъявление вреда, нанесенного водному объекту. Здесь суммы могут доходить до десятков и даже сотен миллионов рублей. И это уже действительно может заставить владельцев бизнеса задуматься о необходимости модернизации очистных сооружений.
В 2016 г. в результате расследований подобных инцидентов Департаментом Росприроднадзора по ПФО к оплате было предъявлено шесть расчетов вреда на сумму более 9,9 млн руб.
Это непростая процедура, длящаяся, порой, по несколько лет. Возмещать вред нарушители в добровольном порядке, как правило, не торопятся, в итоге дела рассматриваются в судебном порядке.
В текущем году Первый арбитражный апелляционный суд подтвердил правомерность требований Департамента к МУП «Биологические очистные сооружения» (г. Лысково, Нижегородская область) о взыскании с него в счет возмещения вреда, причиненного водному объекту (р. Валава), более 40 млн руб. При этом сам факт загрязнения реки, повлекший, в том числе, замор рыбы, был зафиксирован еще в мае 2014 г.
При этом главная задача Росприроднадзора — не взыскание штрафов и сумм ущербов, а восстановление экологической обстановки. Департаментом взят курс на применение практики заключения в суде мировых соглашений, предметом которых может являться признание ответчиком вины и уменьшение исчисленного вреда на величину фактических затрат, понесенных ответчиком на выполнение мероприятий по строительству и/или реконструкции очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения, направленных на снижение негативного воздействия на водные объекты до установленных нормативов.

Модернизация требует затрат
Нужно понимать, что реконструкция и строительство новых очистных сооружений с внедрением на них современных технологий по глубокой очистке стоков требуют серьезных затрат и в каждом случае рассчитываются индивидуально. Приведем несколько примеров для понимания порядка цифр, о которых нужно вести речь.
В Республике Мордовия в настоящее время завершается процесс модернизации очистных сооружений водоканала. Стоимость работ — порядка 1 млрд 150 млн руб.
В Башкортостане Группа компаний «Роснефть» вводит в эксплуатацию мощнейшие очистные сооружения.  Объект должны сдать осенью текущего года. Стоимость работ оценивается в сумму порядка 10 млрд руб. Решение данной проблемы в части муниципальных водоканалов и предприятий ЖКХ лежит в плоскости безусловного выполнения принятых федеральных и региональных программ в сфере водопользова-ния, увеличения объемов финансирования на строительство и реконструкцию с обязательным усилением контроля за выполнением проводимых работ и целевым использованием выделяемых средств, привлечения инвестиционных ресурсов. 
Частным компаниям неизбежно придется закладывать затраты на модернизацию очистных сооружений в инвестиционную составляющую. Причем касается это не только предприятий-водопользователей, осуществляющих сброс сточных вод непосредственно в поверхностные водные объекты, но и тех, кто сбрасывает стоки в систему коммунальной канализации. 
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в целях охраны водных объектов от загрязнения все абоненты, среднесуточный объем отводимых сточных вод с которых составляет более 200 м3 в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения, обязаны иметь локальные очистные сооружения. 
Данное требование должно было вступить в силу еще с 01.01.2015 г. Сегодня предприятия получили «отсрочку» до 01.01.2019 г. Складывается ощущение, что многие из них ошибочно отложили решение вопроса в долгий ящик, в то время как на проработку проекта, поиск инвестиций и выполнение самих работ осталось, на самом деле, не так много времени. 
Определенных требований к тому, какими именно должны быть локальные очистные сооружения (ЛОС) нет, каждое предприятие принимает решение в соответствии со своими потребностями. Размеры инвестиций, соответственно, тоже разные. 
Для примера, один из крупнейших производителей молочной продукции Нижегородской области завершает разработку проекта ЛОС, общая стоимость которых составит 3-4 млн долл. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на 2019 г. 
О планах по строительству и модернизации локальных очистных сооружений заявляет и ряд других крупных предприятий региона.
В то же время всегда существуют варианты оптимизации и снижения затрат. В их числе, например, модернизация самого производственного процесса, направленная на снижение содержания в сточных водах вредных загрязняющих веществ или внедрение на производстве оборотных систем водоснабжения. 
Сегодня имеется законодательно закрепленная возможность для предприятий (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.04.2013 г. № 347 «Об утверждении Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий») получить вычет из расходов по плате в бюджет за сброс загрязняющих веществ в водный объект за счет суммы расходов, затраченных на модернизацию очистных сооружений, но он применим только в пределах установленных нормативов и поэтому оценивается в небольшую сумму, а значит, мало интересен для бизнеса.
Безусловно, необходима разработка на уровне государства новых методов экономического стимулирования и привлечения инвестиционных ресурсов.
Пока заинтересованность предприятий в модернизации очистных сооружений, внедрении наилучших доступных технологий в большей степени лежит в плоскости законодательных требований и наказаний.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики