Угроза национальной безопасности. Износ основных производственных фондов подрывает экономику страны
Номер журнала:
Рубрика:
«Благоприятные внешнеэкономические условия будут продолжаться еще достаточно долго, но они не навсегда. Российская промышленность должна использовать благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру для обновления производственной базы. Износ основных фондов является препятствием высокого промышленного роста». Президент Владимир Владимирович Путин, по сути, определил одно из стратегических направлений развития России – обновление основных фондов и модернизация экономики.
«В первую очередь нужно сосредоточиться на росте технологической и инновационной активности. Необходимо обеспечить четкое исполнение задач по развитию транспортной инфраструктуры, повышению эффективности энергетического сектора и недропользования, придать стимулы развитию высокотехнологичной промышленности и глубокой переработки сырья», – говорит глава государства. Очевидно, что старение основных производственных фондов является одним из серьезнейших препятствий на пути реализации «плана Путина».
Но проблема не только в укреплении конкурентных преимуществ нашего государства в мировой системе, порожденной глобализацией, но и в обеспечении безопасных и комфортных условий проживания. Старение реального сектора экономики, износ основных производственных фондов стали первопричиной роста техногенных угроз жизни, здоровью человеку.
По данным ООН, за последние 30 лет ежегодный ущерб, нанесенный мировой экономике техногенными авариями, увеличился в три раза и достиг 200 млрд долларов. В России совокупный годовой материальный ущерб от техногенных аварий, включая затраты на их ликвидацию, превышает 40 млрд руб. Национальная безопасность, в прямом понимании этого термина, под угрозой. В оборонно-промышленном комплексе, основе отечественного машиностроения, износ основных фондов составляет в среднем 65–70 процентов. Есть предприятия, на которых станки работают третий амортизационный срок. Как следствие – срыв гособоронзаказа. О том, что многие предприятия оборонного комплекса не справляются с заданием правительства, не раз заявлял первый вице-премьер Правительства РФ Сергей Борисович Иванов.
Одной из главных причин аварийности на производственных объектах в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору считают недопустимую изношенность оборудования, некачественного или несвоевременного выполнения работ по обслуживанию и ремонту.
Руководитель Ростехнадзора Константин Борисович Пуликовский неоднократно обращал внимание общественности и государства на состояние парка оборудования: «Серьезной проблемой, снижающей уровень промышленной безопасности отечественных предприятий, является моральный и физический износ эксплуатируемого оборудования, применение устаревших технологий. Темпы обновления производств и замены изношенного оборудования не соответствуют современным требованиям и условиям экономического роста».
Ситуация в Приволжском федеральном округе, где сосредоточено 85% предприятий автомобильной промышленности России, 65% – авиастроения, 40% – отечественной химии, нефтехимии и нефтепереработки, не оригинальна. Так же, как и по всей России, основными проблемами, связанными с обеспечением безопасности и противоаварийной устойчивости предприятий реального сектора экономики, являются высокая степень износа основных производственных фондов и низкая инвестиционная активность в промышленности и энергетике. По словам руководителя МТУ Ростехнадзора по ПФО Владимира Сергеевича Вьюнова, в некоторых случаях ситуация усугубляется низким уровнем технологической дисциплины, не соответствующей степени опасности современных производств, некачественным ремонтом, монтажом технических устройств на опасных производственных объектах, выполняемых организациями.
Собственники и руководители предприятий, даже ведущих отраслей, не всегда заинтересованы в решении проблемы обновления основных производственных фондов. Их стремление снизить издержки и повысить сомнительную эффективность своего бизнеса известно. Размышления на тему повышения конкурентоспособности и безопасности производства для них так и оставались бы пустым звуком, если бы не эффективный государственный инструмент государственного контроля и надзора. Проблема еще и в том, что собственник бизнеса практически никакой ответственности за техническое состояние объектов не несет – ее несут, как правило, наемные руководители и персонал предприятия.
Инвестиционная политика предприятий должна рассматриваться как одно из превентивных и профилактических мероприятий, направленных на снижение промышленной и экологической безопасности. Тем самым обновление основных фондов является ни чем иным, как элементом комплексной системы промышленной и экологической безопасности, реализуемой хозяйствующим субъектом. Позиция Ростехнадзора, озвученная Константином Борисовичем Пуликовским, такова: каждая организация, эксплуатирующая ОПО, должна разработать и утвердить программы обновления и модернизации основного оборудования. «Повышение ответственности промышленников перед государством, ужесточение государственного регулирования и возрастание роли федеральных надзорных органов дадут возможность решить проблемы экологической и технологической безопасности. Этому способствуют инспекторы Ростехнадзора. Наш инспектор должен на равных отстаивать свою позицию перед главным инженером и генеральным директором любого предприятия», – заявляет руководитель Ростехнадзора.
Существует много механизмов финансирования обновления основных производственных фондов. Государство, несмотря на либерализацию экономики, устанавливает некие правила игры, в том числе имеет возможность стимулирования инвестиционной деятельности предприятий. Как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и на уровне субъектов федерации существуют механизмы финансирования предприятий и организаций, направленного на реконструкцию, техническое перевооружение опасных производственных объектов, вывод из эксплуатации оборудования, морально и физически устаревшего. В первую очередь решения данных вопросов требуют предприятия инфраструктурных отраслей – электро- и теплоэнергетики, коммунального хозяйства. Очевидно, что обновление основных производственных фондов, с точки зрения промышленной и экологической безопасности, – это процесс, в котором государственные надзорные и контрольные органы должно принимать участие еще на стадии принятия стратегии модернизации экономики государства, региона, субъекта федерации и отдельного предприятия.
Устойчивое функционирование и развитие экономики является одной из основ национальной безопасности любого государства. Но интенсификация производственной деятельности не должна приводить к увеличению техногенного давления на экологию и человека. Промышленная безопасность является одной из основных составляющих национальной безопасности государства, и этот факт должен осознать каждый руководитель и предприниматель любого уровня, каждый гражданин.