Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Лес и населенный пункт – противопожарное обустройство

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Федеральным законом от 24.07.2023 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 343-ФЗ) уточнен порядок осуществления охраны лесов от пожаров.

Ранее Минприроды России Письмом от 26.05.2023 № 04-16-53/19458 «О проведении в лесных насаждениях, расположенных вблизи населенных пунктов, противопожарных мероприятий» (далее – Письмо Минприроды России) дало разъяснения, кем и как должны проводиться необходимые противопожарные мероприятия. 
В Письме Минприроды России отмечено, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Ст. 18 Федерального закона № 69-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, к которым в том числе относятся:
- организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
- осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации, в населенных пунктах, в том числе в городских лесах.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее — Правила противопожарного режима), определены случаи, в которых населенный пункт считается подверженным угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
В силу п. 76 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления поселений, городских и муниципальных округов ежегодно к началу пожароопасного сезона разрабатывается и утверждается паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, ежегодно устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 417 Правил противопожарного режима).

Планировка населенных пунктов 

Также в Письме Минприроды России говорится, что в соответствии с п. 10 ч. 4 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) материалы по обоснованию проекта планировки территории, подготовка которого согласно ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории, должны содержать перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне.
Ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент) определено, что противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений.
В соответствии с п. 74 Правил противопожарного режима на объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,4 м, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
Также установлен запрет на использование противопожарных минерализованных полос и противопожарных расстояний для строительства различных сооружений и подсобных строений, ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов.
П. 4.14 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, определено, что противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород — не менее 30 м.
Противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов в зонах индивидуальной и малоэтажной жилой застройки, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных или садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояния до границ лесных насаждений от садовых домов и хозяйственных построек (гаражей, сараев и бань) должны составлять не менее 15 м.
Противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных, временных сооружений (построек) должны составлять не менее 15 м.

Охрана лесов от пожаров

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 343-ФЗ (ч. 4 ст. 51 Лесного кодекса РФ), охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования.
Новой ст. 51.1. Лесного кодекса РФ установлены требования к  лесопожарному зонированию:
1. В зависимости от природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование).
2. При лесопожарном зонировании выделяются территории, на которых тушение лесных пожаров осуществляется с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор) (зоны контроля лесных пожаров).
3. Лесопожарное зонирование, включая нормативы и критерии выделения зон контроля лесных пожаров, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный лесной контроль (надзор).
Меры пожарной безопасности установлены ст. 53 Лесного кодекса РФ и включают в себя:
1) предупреждение лесных пожаров;
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Как следует из обновленной Федеральным законом № 343-ФЗ ст. 53.1 Лесного кодекса, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности в лесах.
К мерам противопожарного обустройства лесов отнесены:
1) создание, содержание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) создание, содержание и эксплуатация посадочных площадок, используемых в целях проведения авиационных работ по охране лесов от пожаров;
3) прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) создание, содержание и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов);
5) создание в целях тушения лесных пожаров условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения;
6) проведение гидромелиорации земель;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Ширина просек, указанных в п. 3, устанавливается в пределах от 10 до 100 м в соответствии с лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду либо используемых на основании сервитута, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка, землепользователями, обладателями сервитута, публичного сервитута.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Противопожарные требования 

Возвращаясь к Письму Минприроды России, процитируем: «Требования к объектам противопожарного обустройства лесов в зависимости от целевого назначения земель, лесов и требований пожарной безопасности в лесах, при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов и осуществлении иной деятельности в лесах, предусмотрены ГОСТ Р 57972-2017 «Объекты противопожарного обустройства лесов».
Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 (далее — Правила пожарной безопасности), устанавливаются основные требования, направленные на недопущение возникновения пожаров, в том числе в лесах, расположенных вблизи населенных пунктов.
В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м или иным противопожарным барьером.
Согласно п. 5 Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 № 378, в текстовой части сводного плана указываются меры по охране земель и земельных участков, имеющих общую границу с лесничествами, а также меры по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, расположенных на таких землях и земельных участках.
Таким образом, решение о конкретных видах противопожарных мероприятий, в том числе о разрубке противопожарных разрывов на землях лесного фонда, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений.
Минприроды России совместно с Рослесхозом рекомендует подходить к проблеме противопожарного обустройства лесов, граничащих с населенными пунктами, которые подвержены угрозе лесных пожаров, и внесенных регионами в ежегодный перечень, комплексно.
Планирование и создание объектов противопожарного устройства лесов необходимо осуществлять с учетом местных климатических и лесорастительных условий, рельефа местности, наличия зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, использовать естественные противопожарные барьеры, канавы, просеки, пожароустойчивые опушки, а также полосы, очищенные от пожароопасных сухой травяной растительности, валежа, хвороста, кустарниковой растительности. Кроме этого, допускается обрезка нижних сучьев деревьев на высоту 1,5-2 м.
К Письму Минприроды России прилагаются разработанные ФБУ ВНИИЛМ типовые схемы противопожарного обустройства территорий без проведения сплошной рубки лесных насаждений, одна из которых была апробирована при обустройстве лесов, поврежденных сибирским шелкопрядом, подверженных риску повреждения лесными пожарами, в нескольких населенных пунктах, расположенных в Нижнеенисейском и Енисейском районах Красноярского края.

Все статьи рубрики