Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

январь 2025

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Разработка систем управления промышленной безопасностью

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Ростехнадзор приказом от 09.03.2023 № 103 утвердил новое Руководство по безопасности «Методические рекомендации по разработке систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты». Признается утратившим силу приказ Ростехнадзора от 29.06.2020 № 248, которым утверждено аналогичное руководство.

Руководство распространяется на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II классов опасности, которые обязаны создавать системы управления промышленной безопасностью (далее — СУПБ)  и обеспечивать их функционирование, а также на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III или IV классов опасности, которые могут создавать СУПБ и обеспечивать их функционирование на добровольной основе.
Руководство содержит общие рекомендации по разработке документации СУПБ, рекомендации по внедрению СУПБ, а также рекомендации по повышению результативности функционирования СУПБ в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

Цели и задачи СУПБ

СУПБ в соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» должна обеспечивать:
- определение целей и задач организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и задачах;
- идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угроз;
- планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями;
- координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на опасных производственных объектах;
- осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
- безопасность опытного применения технических устройств на опасных производственных объектах в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
- участие работников организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
- информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
СУПБ рекомендуется создавать как неотъемлемую часть управленческой и (или) производственной системы эксплуатирующей организации.

Документация СУПБ 

Документация СУПБ разрабатывается для одной эксплуатирующей организации либо для двух и более эксплуатирующих организаций, являющихся группой лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Документация СУПБ  должна содержать:
а) заявление о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности;
б) положение о СУПБ;
в) положение (положения) о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
г) документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
д) иные документы, обеспечивающие функционирование СУПБ, предусмотренные положением о СУПБ.
Документы СУПБ рекомендуется согласовать со всеми задействованными структурными подразделениями организации, эксплуатирующими опасные производственные объекты.

Заявление о политике

Заявление о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности должно содержать:
а) цели и обязательства по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
б) обязательства по проведению консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности;
в) обязательства по совершенствованию СУПБ.
Заявление о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности утверждается руководителем эксплуатирующей организации и размещается на сайте эксплуатирующей организации (при наличии сайта), иных информационных ресурсах эксплуатирующей организации либо публикуется в средствах массовой информации в течение 30 календарных дней со дня его утверждения.
Ознакомление с заявлением о политике эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности рекомендуется включать в программу проведения вводного инструктажа по охране труда.

Положение о СУПБ

Положение о СУПБ эксплуатирующей организации должно содержать следующие сведения:
а) задачи в области промышленной безопасности;
б) описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления;
в) перечень опасных производственных объектов, на которые распространяется действие СУПБ (допускается указание номера свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов);
г) функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующих организаций, их заместителей, работников в области промышленной безопасности;
д) порядок проведения консультаций с работниками опасных производственных объектов и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности;
е) организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ;
ж) порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
з) порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих и предупреждающих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности;
и) организация информационного обеспечения в рамках СУПБ;
к) порядок подготовки в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций;
л) организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ;
м) порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах;
н) порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов.
Положение о СУПБ утверждается руководителем эксплуатирующей организации.
Всю документацию СУПБ эксплуатирующей организации рекомендуется располагать на внутреннем сетевом ресурсе в нередактируемом формате, обеспечивая ее сохранность и актуальность, или использовать иные способы предоставления доступа работникам эксплуатирующей организации к действующим редакциям документов.

Подраздел о задачах

В подразделе положения о СУПБ эксплуатирующей организации «Задачи в области промышленной безопасности» рекомендуется указывать основные задачи в области промышленной безопасности:
а) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется с применением такого обоснования безопасности;
б) создание условий для укрепления производственной и технологической дисциплины путем мотивации работников к формированию заинтересованности в организации условий безопасной эксплуатации опасных производственных объектов;
в) обеспечение противоаварийной устойчивости и снижения количества аварий, инцидентов и несчастных случаев;
г) разработка методов сбора информации в области промышленной безопасности и оценка уровня безопасности производства;
д) выявление опасных технологий, участков, рабочих мест и предупреждение аварий, инцидентов и несчастных случаев;
е) финансирование мероприятий в области промышленной безопасности;
ж) управление основными производственными рисками;
з) взаимодействие с:
- федеральными органами исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- органами местного самоуправления;
- профессиональными союзами, осуществляющими контроль за соблюдением прав и интересов работников опасных производственных объектов;
- научными организациями, деятельность которых связана с посещением опасных производственных объектов;
и) подготовка и распространение эксплуатирующей организацией информации о состоянии промышленной безопасности;
к) обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
л) контроль за созданием системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и указанные системы в пригодном к использованию состоянии;
м) взаимодействие с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями), которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.

Подразделы о структуре СУПБ и ОПО

В подразделе положения о СУПБ «Описание структуры СУПБ и ее места в общей системе управления эксплуатирующей организации» рекомендуется указывать уровни управления эксплуатирующей организации.
В качестве уровней управления эксплуатирующей организации могут рассматриваться:
а) уровень производственной бригады;
б) уровень производственного участка;
в) уровень производственного цеха (структурного подразделения);
г) уровень филиала (обособленного структурного подразделения);
д) уровень службы (совокупности нескольких структурных подразделений);
е) уровень руководителя эксплуатирующей организации в целом.
С учетом специфики эксплуатирующей организации для целей СУПБ могут рассматриваться и иные уровни управления.
В подразделе положения о СУПБ «Перечень опасных производственных объектов эксплуатирующей организации, на которые распространяется действие СУПБ» рекомендуется указать: наименование, класс опасности, адрес местонахождения, номер свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов.

Подраздел о функциях работников

В подразделе положения о СУПБ «Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующей организации, их заместителей, работников в области промышленной безопасности», исходя из особенностей организации СУПБ в эксплуатирующей организации, рекомендуется указать следующие функции работников эксплуатирующей организации:
а) организация и координация СУПБ;
б) принятие решений по обеспечению промышленной безопасности, в том числе по обеспечению необходимого и своевременного финансирования в области промышленной безопасности;
в) ежегодная подготовка и направление руководителю эксплуатирующей организации и управляющей комиссии по оценке состояния промышленной безопасности отчетной информации:
- о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;
- о проведении проверок соблюдения работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;
- об идентификации опасностей, оценке и управлении рисками на опасных производственных объектах;
г) ознакомление с документами, фото- и видеоматериалами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
д) рассмотрение актов проверок соблюдения требований промышленной безопасности, проведенных контрольно-надзорными органами, а также документов, составленных контрольно-надзорными органами в рамках постоянного государственного надзора;
е) рассмотрение актов расследования причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
ж) анализ аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
з) ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности с учетом проведенного анализа причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев как на опасном производственном объекте эксплуатирующей организации, так и на аналогичных опасных производственных объектах других эксплуатирующих организаций;
и) ежегодный (по окончании календарного года) анализ эффективности СУПБ эксплуатирующей организации;
к) ежегодная (по окончании календарного года) разработка плана профилактических мероприятий по предупреждению аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах (далее — план профилактических мероприятий) и плана мероприятий по совершенствованию СУПБ с учетом анализа эффективности СУПБ;
л) отстранение от работы лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности, а также лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе на опасном производственном объекте;
м) проведение приостановок работ, осуществляемых с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников опасного производственного объекта, или работ, которые могут привести к аварии или инциденту;
н) привлечение к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности, а также поощрение работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению уровня промышленной безопасности;
о) доведение до сведения работников опасного производственного объекта информации о состоянии промышленной безопасности, об изменениях требований промышленной безопасности, а также обеспечение наличия на рабочих местах эксплуатирующей организации действующих нормативных правовых актов, устанавливающих требования в области промышленной безопасности;
п) взаимодействие с контрольно-надзорными органами, местными органами управления, общественными организациями, научными организациями по вопросам промышленной безопасности;
р) изучение и распространение передового опыта в области промышленной безопасности.
Права и обязанности работников эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности рекомендуется устанавливать в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления могут устанавливаться права и обязанности в области промышленной безопасности персонально для каждого работника эксплуатирующей организации, исходя из специфики эксплуатируемых опасных производственных объектов.

Подраздел о консультировании

В подразделе положения о СУПБ «Порядок проведения консультаций с работниками опасного производственного объекта и их представителями по вопросам обеспечения промышленной безопасности» рекомендуется указывать:
- должности работников эксплуатирующей организации, которые проводят консультирование работников опасных производственных объектов и представителей работников опасных производственных объектов по вопросам обеспечения промышленной безопасности, а также по вопросам последствий при нарушениях требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется с применением такого обоснования безопасности;
- форму и срок предоставления письменных консультаций.
В подразделе рекомендуется указывать вопросы, рассматриваемые при устной и письменной консультациях, в том числе:
- права и обязанности работников опасного производственного объекта в части выполнения требований промышленной безопасности на рабочих местах;
- изменения действующих требований промышленной безопасности;
- фактическое соответствие опасных производственных объектов требованиям промышленной безопасности;
- последствия нарушения требований промышленной безопасности;
- иные вопросы, отнесенные к компетенции работников опасного производственного объекта.

Финансирование и планирование

В подразделе положения о СУПБ «Организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ» рекомендуется указывать порядок финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ, сведения по организации материального обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ. Источник средств финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ, рекомендуется определять руководителю эксплуатирующей организации.
В подразделе положения о СУПБ «Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ, и перечень документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасном производственном объекте» рекомендуется указывать порядок формирования планов мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, профилактических мероприятий и планы мероприятий по совершенствованию СУПБ (далее — планы мероприятий).
Структура и содержание планов мероприятий могут определяться руководителем эксплуатирующей организации и пересматриваться по окончании календарного года на основании анализа аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте, а также эффективности СУПБ эксплуатирующей организации.
Документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на опасном производственном объекте рекомендуется формировать на срок более одного календарного года.

Подраздел об анализе

В подразделе положения о СУПБ «Порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности» рекомендуется указывать:
- порядок и ссылки на результаты оценки достижения целей и задач эксплуатирующей организации в области промышленной безопасности, определенных в СУПБ, за отчетный период;
- ссылки на сравнительный анализ эффективности организации СУПБ за отчетный период с предыдущими периодами;
- выявленные недостатки в организации СУПБ за отчетный период.
При проведении анализа функционирования СУПБ рекомендуется учитывать результаты расследования аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасном производственном объекте, а также дополнительные факторы, которые могут влиять на функционирование СУПБ.
Работников опасного производственного объекта рекомендуется ознакомить с результатами и выводами анализа функционирования СУПБ.
На основании выводов анализа функционирования СУПБ при необходимости принимается решение о разработке и осуществлении корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям промышленной безопасности и повышение уровня промышленной безопасности.

Информационное обеспечение

В подразделе положения о СУПБ «Организация информационного обеспечения в рамках СУПБ» рекомендуется указывать:
- применяемые средства получения информации по вопросам промышленной безопасности;
- информацию о текущем количестве аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
- ссылки на видеоролики по безопасным методам производства работ;
- обзоры аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
- справочные правовые системы на рабочих местах для лиц, ответственных за обеспечение промышленной безопасности.

Подготовка в области ПБ

Подраздел положения о СУПБ «Порядок подготовки в области промышленной безопасности руководителей и работников эксплуатирующих организаций» рекомендуется разрабатывать в соответствии с требованиями ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и соответствующими требованиями нормативных правовых актов в  области промышленной безопасности.

Документационное обеспечение

В подразделе положения о СУПБ «Организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ» для оценки состояния промышленной безопасности рекомендуется описать порядок организации документационного обеспечения СУПБ, а также порядок ознакомления с техническими и организационными видами документации, такими как:
- проектная документация на опасный производственный объект;
- технологические регламенты;
- документация о мероприятиях по снижению риска аварий на опасных производственных объектах на срок более одного календарного года;
- паспорта на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах;
- документация на проведение опасных видов работ;
- документация по вопросам обеспечения промышленной безопасности по всем основным направлениям деятельности опасных производственных объектов;
- документация о проведении профилактических мероприятий на опасных производственных объектах.

Взаимодействие с подрядчиками

В подразделе положения о СУПБ «Порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах» рекомендуется описать порядок взаимодействия при проведении совместной работы работников опасных производственных объектов и подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах. В данном подразделе рекомендуется указывать:
- требования к подрядным организациям, осуществляющим деятельность на опасных производственных объектах;
- систему проверки соответствия требованиям промышленной безопасности подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах;
- систему допуска подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасных производственных объектах;
- реквизиты локального нормативного акта организации, определяющего взаимодействие с подрядными организациями.

Оценка рисков

В подразделе положения о СУПБ «Порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов» рекомендуется указывать:
- процедуру идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий и инцидентов;
- состав комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков возникновения аварий и инцидентов.
Идентификация опасностей и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов может проводиться вновь при:
- выполнении работ, для которых не разработана техническая документация;
- существенных изменениях в технологии производства работ;
- замене технических устройств, применяемых в технологических процессах;
- проведении опытных испытаний технических устройств, если опасности и оценка рисков возникновения аварий и инцидентов не определены в технической документации на эти технические устройства;
- привлечении подрядных организаций, осуществляющих деятельность на опасном производственном объекте;
- возникновении аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах.

Мониторинг и анализ

С целью повышения результативности функционирования СУПБ в эксплуатирующей организации рекомендован механизм регулярного мониторинга хода достижения целей и запланированных мероприятий. В случае возникновения отклонений рекомендуется оперативно разрабатывать меры по исправлению ситуации. 
В случае возникновения аварий на эксплуатируемых опасных производственных объектах рекомендуется актуализировать имеющиеся результаты оценки риска аварий и инцидентов.
В соответствии с п. 12 требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1243, в эксплуатирующей организации не реже 1 раза в течение календарного года оформляются документально результаты анализа функционирования СУПБ.
При проведении анализа функционирования СУПБ рекомендуется рассматривать следующее:
- результаты выполнения решений предыдущего анализа;
- степень достижения целей в области промышленной безопасности;
- тенденции аварийности и количества инцидентов на эксплуатируемых опасных производственных объектах;
- результаты выполнения законодательных требований в области промышленной безопасности;
- изменения требований в области промышленной безопасности;
- результаты оценки риска аварий;
- достаточность имеющихся ресурсов;
- действия по дальнейшему снижению риска аварий на опасных производственных объектах.
По результатам анализа функционирования СУПБ рекомендуется принять меры по совершенствованию СУПБ и снижению уровня рисков аварий на опасных производственных объектах.
Результаты анализа функционирования СУПБ рекомендуется оформлять в виде отчета, утверждаемого руководителем эксплуатирующей организации. Отчет с результатами анализа функционирования СУПБ рекомендуется размещать на внутреннем сетевом ресурсе эксплуатирующей организации.

Все статьи рубрики