МЧС России совершенствует надзорную деятельность
![](https://prominf.ru/files/styles/article_medium/public/image/article/prominfru_189_51.jpg)
Номер журнала:
Рубрика:
МЧС России в конце ноября провело заседание координационного совета по вопросам совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России.
На заседании было отмечено, что МЧС России — на первом месте среди федеральных контрольных органов в рейтинге эффективности надзорной деятельности, лидер по количеству проведенных профилактических визитов.
Профилактический визит
Сотрудники Государственного пожарного надзора МЧС России стали в два раза чаще использовать профилактические визиты вместо проверок объектов бизнеса.
На заседании обсудили возможность замены контрольных мероприятий профилактическими визитами. С появлением обязательной нормы — обязательный профилактический визит — необходимы дополнения в Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которые дадут оценку новой норме. Главное отличие профилактического визита от проверок заключается в том, что по его итогам организацию или ее руководителя не могут привлечь к административной ответственности, оштрафовать или приостановить деятельность объекта.
Учитывать риски
Рекомендовано переводить работу надзорных органов в более плановый режим, плановые проверки должны быть основаны на обоснованных рисках. Категорию риска объекта, от которой зависит периодичность плановых проверок, можно определить самостоятельно, используя калькулятор рисков. Категории риска были введены в России при переходе на риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности. Всего их шесть: чрезвычайно высокая, высокая, значительная, средняя, умеренная и низкая. Для каждой категории определена периодичность проверок на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. Из-за моратория пожарный инспектор может провести проверку только объектов чрезвычайно высокой и высокой категории рисков.
Ключевая задача по внеплановым проверкам – работа с индикаторами рисков, которые определят ее необходимость. При этом для ее проведения должны быть основания, прописаны все нарушения.
Реагировать на обстановку
По словам участников совещания, законодательство в сфере пожарной безопасности требует постоянного совершенствования. Это связано в первую очередь с необходимостью реагирования на складывающуюся обстановку с пожарами, снижением доли государственного регулирования в предпринимательской деятельности, внедрением инновационных технологий противопожарной защиты объектов экономики и социальной сферы.
Приказом МЧС России в этом году в эксплуатацию введена Автоматизированная аналитическая система поддержки и управления контрольно-надзорными органами МЧС России. Обязанность по учету объектов надзора в Системе закреплена нормативно в соответствующих положениях о видах надзоров, утвержденных Правительством РФ.
Система разработана на все виды надзора, является единым инструментом для инспекторов. Она позволяет оперативно получать и проще анализировать информацию. Содержит информацию о поднадзорных объектах, собственниках, категориях риска объектов, определить который можно как в автоматическом режиме с помощью калькулятора риска, так и в ручном режиме с использованием функционала реестра, обеспечивает полный учет профилактических мероприятий, а подготовка необходимых документов при заполнении всех форм реестров данных будет осуществляться автоматически. Отмечено, что более активное использование информационной системы самым позитивным образом отразится на деятельности инспекторского состава.
Источник: mchs.gov.ru