НАСФ: общие принципы создания и учет специфики предприятия
Идрисов Эдуард Минивалиевич
временно исполняющий обязанности начальника ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, полковник внутренней службы
Номер журнала:
Рубрика:
В настоящее время нештатные аварийно-спасательные формирования в системе обеспечения промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера в нашей стране имеют важное значение. С вопросами о создании, подготовке и функционировании данных формирований редакция обратилась в Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан.
Существующее российское законодательство предусматривает создание на предприятиях различных нештатных аварийно-спасательных формирований по составу, техническому оснащению, предназначению, уровню оперативного реагирования, уровню квалификации спасателей, что, в свою очередь, позволяет снизить негативные последствия на жизнь и здоровье работников предприятия, минимизировать ущерб и будет способствовать успешному выполнению аварийно-спасательных работ на начальном этапе возникновения происшествия, аварии.
- Какими нормативными документами в 2022 году регулируется создание и поддержание в готовности нештатных аварийно-спасательных формирований на предприятиях?
- К нормативным правовым документам, регулирующим создание и поддержание в готовности нештатных аварийно-спасательных формирований на предприятиях, относятся:
- Конституция РФ;
- Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
- Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», ст. 19;
- Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», ст. 16.2;
- Приказ МЧС России от 23.12.2005 № 999 (ред. от 08.10.2019) «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2006 № 7383);
- Приказ МЧС России от 29.11.2013 № 765 (ред. от 24.02.2019) «Об утверждении Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд» (зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2013 № 30896);
- Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 (ред. от 17.12.2021) «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2008 № 12740), п. 16.7;
- Методические рекомендации МЧС России по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне от 02.12.2021 № МР-ВЯ-1.
На высокий уровень готовности нештатных аварийно-спасательных формирований к выполнению возложенных задач значительно влияет грамотное руководство самих предприятий, правильно выстроенная система обеспечения промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
- На каких предприятиях создание нештатных аварийно-спасательных формирований обязательно? На каких предприятиях создание НАСФ также желательно? Какое значение имеют эти формирования?
- Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание нештатных аварийно-спасательных формирований обязательно в организациях, имеющих мобилизационное задание (заказ) и входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО ФОИВ, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО регионального и местного уровней, при этом эксплуатирующие:
- опасные производственные объекты I и II классов опасности;
- особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты;
- ГТС чрезвычайно высокой и высокой опасности.
П. 4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999, в зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы на предприятиях допускается создание других нештатных аварийно-спасательных формирований, то есть кроме тех НАСФ, которые создаются на предприятиях в обязательном порядке.
В таком случае нештатные аварийно-спасательные формирования рекомендуется создавать по решению руководителя предприятия исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных и аварийных ситуаций на предприятии, с учетом:
- удаленности от предприятия, обслуживаемого профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием);
- особенностей технологического процесса, при котором необходимо непосредственное участие спасателей нештатного аварийно-спасательного формирования в проведении специальных подвидов аварийно-спасательных работ (высотных работ, в загазованной среде, на подвесных канатных дорогах, фуникулерах и т.д.).
Руководствуясь п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, в том числе по проведению работ по выводу из технологического режима аварийного оборудования и последующей безопасной остановки технологического объекта, что, в свою очередь, делается для минимизации последствий и снижения риска получения травм необученного персонала. Для проведения указанных работ целесообразно создавать нештатные аварийно-спасательные формирования, имеющие соответствующую профессиональную подготовку, техническое оснащение, снаряжение и экипировку.
Нештатные аварийно-спасательные формирования предприятий имеют важное значение, так как своими действиями позволяют снизить негативные последствия на жизнь и здоровье работников предприятия, минимизировать ущерб, способствуют успешному выполнению аварийно-спасательных работ на начальном этапе возникновения происшествия, аварии.
К задачам НАСФ относятся проведение аварийно-спасательных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций и обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, как в мирное, так и в военное время.
- Какими документами закрепляется создание НАСФ на предприятии?
- Создается нештатное аварийно-спасательное формирование на предприятии путем принятия (утверждения) приказа о создании формирования, устава (положения) формирования, штатного состава и структуры формирования, табеля технического оснащения.
Следует учесть, что согласно п.6 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999, состав, структура и оснащение НАСФ определяются руководителями предприятий и согласовываются с соответствующим Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого расположен опасный производственный объект.
- Какие требования предъявляются к НАСФ? Какие требования предъявляются к сотрудникам, входящим в формирование?
- Требования к нештатным аварийно-спасательным формированиям зависят от вида аварийно-спасательных работ, на право ведения которого в установленном порядке аттестуется формирование.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» к аварийно-спасательным работам относятся:
- горноспасательные работы;
- газоспасательные работы;
- противофонтанные работы;
- поисково-спасательные работы;
- аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;
- работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Для каждого вида аварийно-спасательных работ предъявляются определенные свои требования по профессиональному обучению спасателей, входящих в нештатное аварийно-спасательное формирование, по техническому оснащению формирований и экипировке спасателей, по ведению аварийно-спасательных работ с учетом технологии их ведения, по организации внутренней деятельности формирований, направленных на обеспечение их готовности к действиям по предназначению и т.д.
Данные требования, исходя из вида аварийно-спасательных работ, на который аттестуется нештатное аварийно-спасательное формирование, изложены в следующих документах:
- Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения газоспасательных работ;
- Методические рекомендации по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения горноспасательных работ;
- Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров;
- Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации;
- Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.
Нормативными правовыми документами, регулирующими порядок прохождения аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, предъявляются одинаковые требования как к профессиональным, так и к нештатным аварийно-спасательным формированиям, в том числе к спасателям.
- Расскажите поподробнее о порядке аттестации нештатного аварийно-спасательного формирования и самих членов НАСФ.
- Учитывая, что НАСФ предприятий аттестуются в соответствующих аттестационных комиссиях, созданных на базе федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, данными комиссиями могут быть изданы дополнительные ведомственные методические рекомендации по аттестации на право ведения соответствующих видов аварийно-спасательных работ, которые, в свою очередь, могут иметь особенности при подготовке и прохождении аттестации.
Нормативными правовыми документами, регулирующими порядок прохождения аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, предъявляются одинаковые требования как к профессиональным, так и к нештатным аварийно-спасательным формированиям, в том числе к спасателям.
Согласно п. 12 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091, обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации нештатного аварийно-спасательного формирования, являются:
а) наличие учредительных документов нештатного аварийно-спасательного формирования (устава (положения), приказа или иного документа о создании нештатного аварийно-спасательного формирования;
б) соответствие состава и структуры нештатного аварийно-спасательного формирования, утвержденных учредителями или организацией, создавшей нештатное аварийно-спасательное формирование;
в) укомплектованность личного состава спасателями, не менее 75 процентов которых аттестованы на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование);
г) оснащенность в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями нештатного аварийно-спасательного формирования, аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение заявленных видов аварийно-спасательных работ и принадлежащими этому формированию на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации;
д) наличие условий, обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по обучению спасателей, к выполнению заявленных видов аварийно-спасательных работ в соответствии с технологией их ведения;
е) постоянная готовность к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
Согласно п. 22 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091, обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, в том числе нештатных аварийно-спасательных формирований, являются:
а) прохождение медицинского осмотра (обследования) и психиатрического освидетельствования на предмет пригодности к выполнению аварийно-спасательных работ с учетом технологии их ведения;
б) выполнение нормативов по физической подготовке, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей.
Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями предприятий и согласовываются с соответствующим Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого расположен опасный производственный объект.
- Кем и как осуществляется подготовка состава нештатных аварийно-спасательных формирований?
- Основной формой подготовки НАСФ к ликвидации ЧС и в области ГО являются учения и тренировки. В ходе учений и тренировок целесообразно моделировать наиболее сложную обстановку, которая может сложиться в организации при возникновении ЧС. Для подготовки к ведению ГО рекомендуется последовательная отработка НАСФ мероприятий по ГО, включенных в план гражданской обороны организации.
Одним из важнейших вопросов, отрабатываемых в ходе учений и тренировок, является организация взаимодействия и отработки совместных действий при ликвидации ЧС и выполнении мероприятий по ГО с органами управления и силами ТП РСЧС и ГО регионального и муниципального уровней.
Основным руководящим документом, в соответствии с которым на предприятии может быть организован процесс подготовки НАСФ к ликвидации ЧС и в области ГО, является Примерная программа курсового обучения личного состава НАСФ, утвержденная МЧС России 20.11.2020 № 2-4-71-28-11 (далее — Примерная программа).
Данная Примерная программа предназначена для руководителей организаций, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии готовности НАСФ, в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения личного состава НАСФ предприятий по месту работы.
Примерная программа раскрывает организацию и порядок проведения курсового обучения, рекомендуемые результаты обучения.
В Примерной программе отражены описание знаний, умений, навыков в области ГО, качественного изменения которых планируется достичь в результате обучения, а также исходя из местных условий, особенностей и степени подготовленности обучаемых: расчет времени, отводимого на изучение тем, их содержание, последовательность изучения, формы и методы проведения занятий.
Целью курсового обучения по Примерной программе является совершенствование имеющихся у обучаемых знаний и навыков по умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий при приведении НАСФ в готовность, проведении ими аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в интересах защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы на предприятиях допускается создание других нештатных аварийно-спасательных формирований, то есть кроме тех нештатных аварийно-спасательных формирований, которые создаются на предприятиях в обязательном порядке.
- Как часто и в каком порядке проходят проверки нештатных аварийно-спасательных формирований? Насколько важно поддерживать знания и умения членов таких формирований на требуемом уровне?
- Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Периодичность проведения аттестации НАСФ составляет 3 года. Таким образом, 1 раз в 3 года проводится проверка соответствия формирования обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации на право ведения соответствующего вида аварийно-спасательных работ (АСР). По результатам данной проверки решается вопрос об аттестации либо отказе в аттестации на право ведения АСР.
Внутренними нормативными документами на предприятиях в плановом порядке в целях контроля за оперативной готовностью нештатного аварийно-спасательного формирования к действиям по предназначению организуются внутренние проверки, которые также могут совмещаться с командно-штабными, тактико-специальными учениями и тренировками.
В ходе данных проверок, учений, тренировок руководящим составом предприятия, НАСФ проверяется правильность отработки практических действий спасателей по различным вводным, умение спасателей оказывать первую помощь пострадавшим, умение применять аварийно-спасательную технику, оборудование и снаряжение, соблюдение технологии ведения аварийно-спасательных работ, взаимодействие и слаженность профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) с другими аварийными и экстренными службами.
В последнее время ежегодно в ходе Всероссийской тренировки по гражданской обороне 4 октября на предприятиях активно проводятся практические показательные учения и тренировки с участием нештатных аварийно-спасательных формирований, в ходе которых также осуществляется проверка их готовности к действиям по предназначению.
Учитывая, что к задачам НАСФ относятся проведение аварийно-спасательных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций и обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, как в мирное, так и в военное время, важно поддерживать знания и умения личного состава таких формирований на требуемом уровне.
Внутренними нормативными документами на предприятиях в плановом порядке в целях контроля за оперативной готовностью нештатного аварийно-спасательного формирования к действиям по предназначению организуются внутренние проверки, которые также могут совмещаться с командно-штабными, тактико-специальными учениями и тренировками.
- Какие недостатки чаще всего выявляются при проведении тренировок и проверок нештатных аварийно-спасательных формирований?
- При проведении тренировок и проверок НАСФ могут выявляться абсолютно разные по характеру недостатки. К основным недостаткам относятся:
- недостаточная практическая подготовка членов формирования;
- недостаточное оснащение формирования аварийно-спасательными средствами, снаряжением, экипировкой;
- наличие (или отсутствие) учебно-тренировочной базы, не позволяющей в полной мере проводить практические занятия и тренировки.
Конечно же, те или иные замечания не могут относиться поголовно ко всем нештатным аварийно-спасательным формированиям на тех или иных территориях, все формирования индивидуальные, у них своя специфика, свои цели и задачи, имеются отличительные особенности, которые влияют на их деятельность и готовность к действиям по предназначению.
Недостатки могут быть связаны с недостаточным финансированием нужд формирования, нарушением плана подготовки, невыполнением в полной мере мероприятий оперативной подготовки и другими причинами.
На высокий уровень готовности нештатных аварийно-спасательных формирований к выполнению возложенных задач значительно влияет грамотное руководство самих предприятий, правильно выстроенная система обеспечения промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, в том числе по проведению работ по выводу из технологического режима аварийного оборудования и последующей безопасной остановки технологического объекта, что, в свою очередь, делается для минимизации последствий и снижения риска получения травм необученного персонала.