Вопросы и ответы: газораспределение, котельная и подготовка к ОЗП
Номер журнала:
Рубрика:
Предлагаем вашему вниманию в продолжение темы озвученные на этом совещании актуальные вопросы, касающиеся сетей газораспределения и газопотребления, подготовки к ОЗП и ответы на них.
- Какие меры предусмотрены за нарушения требований Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, выявленных в результате плановой проверки?
- Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 г. № 870. Нарушения требований Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, выявленные при проверке опасного производственного объекта, являются нарушением обязательных требований, установленных федеральным законодательством в области промышленной безопасности и виновные лица за допущенные нарушения привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 9.1 КоАП РФ.
- Необходимо ли участие представителей Ростехнадзора при приемке объектов газопотребления на низком давлении газа?
- Вне зависимости от давления газа приемка сетей газораспределения и газопотребления построенного объекта осуществляется в соответствии с требованиями п.п. 2 и 93 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 г. № 870, с изменениями на 14.12.2018 г., приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором, в состав которой входит в том числе представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору в сфере промышленной безопасности.
При передаче объекта в аренду арендодатель утрачивает право владения и (или) пользования переданным объектом (в зависимости от условий договора) на срок, определенный договором аренды.
- Организация – юридическое лицо, владеет на праве собственности опасным производственным объектом (котельная). Деятельность по эксплуатации данного объекта осуществляет арендатор котельной. Кто из двух организаций должен получить лицензию на право эксплуатации взрывоопасного объекта?
- В соответствии со ст. 606 ч. II Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
При передаче объекта в аренду арендодатель утрачивает право владения и (или) пользования переданным объектом (в зависимости от условий договора) на срок, определенный договором аренды. Та же позиция содержится в информационном письме Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.01.2002 г. № 66. То есть действие лицензии на эксплуатацию опасных объектов, полученной арендодателем, не распространяется на объект, переданный в аренду.
На основании изложенного в период действия договора аренды лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности обязана иметь организация-арендатор.
- На ОПО 3 класса «Сеть газопотребления» эксплуатируется блочно-модульная котельная. Котельная имеет в своем составе два котла и газорегуляторный пункт ГРУ. В паспорте на блочно-модульную котельную указан расчетный срок службы 10 лет. В паспорте ГРУ указан срок службы 15 лет. Какие виды ЭПБ необходимо проводить для ОПО (газовых котельных) и с какой периодичностью?
- Экспертизе промышленной безопасности подлежат: технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Согласно п. 6 ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 г. № 538: техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):
- до начала применения на опасном производственном объекте;
- по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
- Внесены ли изменения (и какие изменения) при проверках теплосетевых организаций по подготовке к работе в осенне-зимний период 2019-2020 гг.?
- Подготовка к работе в осенне-зимний период 2019-2020 гг. проводится в соответствии:
- С Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Минэнерго РФ от 12.03.2013 г. № 103;
- С Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»
- с ежегодно издаваемым приказом Приволжского Управления Ростехнадзора, где прикладывается Программа проведения проверки готовности к отопительному периоду.
Информация об изменениях в нормативные документы при проверках энергоснабжающих организаций при подготовке к работе в осенне-зимний период 2019-2020 гг. не поступала.
- Как оформляются результаты проверок готовности оборудования, работающего под избыточным давлением, к пуску в работу, осуществляемых комиссиями, сформированными в установленных случаях?
- Согласно требованиям п. 209 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее ФНП ОРПД), утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. № 116 с изменениями, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 12.12.2017 г. № 539 и вступивших в действие с 26.06.2018 г., результаты проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией должны оформляться актом готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию (далее акт готовности оборудования) в соответствии с приложением № 7 к настоящим ФНП.
При несогласии с выводами комиссии член комиссии имеет право изложить в письменном виде и передать комиссии особое мнение, содержащее обоснования по существу имеющихся возражений, с указанием пунктов, частей, глав нормативных правовых актов, в том числе федеральных норм и правил в области промышленной безопасности и/или технических регламентов, а также проектной (конструкторской) документации и (или) технической документации изготовителя, выполнение требований которых не обеспечено.
Решение руководителя о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением должно быть оформлено распорядительным документом эксплуатирующей организации и не должно противоречить акту готовности оборудования.
Особое мнение (при наличии) должно прилагаться к акту готовности оборудования, являясь его неотъемлемой частью, с внесением отметки о наличии особого мнения в акт готовности оборудования.
Акт готовности оборудования должен быть приложен к паспорту оборудования под давлением и передан руководителю эксплуатирующей организации для принятия решения о вводе (неготовности к вводу) оборудования в эксплуатацию с учетом содержащихся в акте готовности оборудования выводов, особого мнения (при наличии) и рекомендаций (при наличии) по устранению, изложенных в акте готовности оборудования (особом мнении) замечаний.
В случае если в выводах комиссии (особом мнении) указаны нарушения, наличие которых отрицательно влияет на работоспособность и безопасность эксплуатации оборудования, эксплуатирующая организация должна принять меры по их устранению до пуска оборудования в работу и проинформировать об этом комиссию.
Замечания по содержанию представленной при проверке готовности оборудования документации (производственных инструкций, руководства по эксплуатации), требующие ее доработки или пересмотра, должны устраняться в сроки, определенные руководителем эксплуатирующей организации по согласованию с разработчиком документации. Информация о принятых мерах по устранению нарушений, выявленных при проверке, должна направляться в адрес организаций, входивших в состав комиссии.
Решение руководителя о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением должно быть оформлено распорядительным документом эксплуатирующей организации и не должно противоречить акту готовности оборудования.
Сведения о принятом решении записывают в паспорт оборудования и заверяют либо подписью ответственного специалиста эксплуатирующей организации, на которого распорядительными документами эксплуатирующей организации возложены соответствующие должностные обязанности, либо подписью председателя комиссии 9 (в случаях, указанных в п. 206 настоящих ФНП).