Программа модернизации объектов энергогенерации требует тщательной разработки критериев отбора
Номер журнала:
Рубрика:
Новая программа модернизации на основе договоров на предоставление мощности, известная как ДПМ-штрих, была в целом одобрена в ноябре 2017 г. по итогам совещания у президента РФ. Первая программа ДПМ, запущенная в ходе реформы электроэнергетики, позволила обновить около 15 % всей установленной мощности электрогенерации в стране.
Сейчас проекты ДПМ в основном завершены или подходят к завершению. Величина высвобождаемых средств в действующих тарифах с 2021 г. оценивается Министерством энергетики России в 130–250 млрд руб. в год или около 1,5 трлн руб. к 2030 г. Предлагается направить эти средства на модернизацию около 40 ГВт установленной мощности с акцентом на тепловую генерациию. Сегодня средний возврат оборудования в отрасли составляет 34 года, более 30 % оборудования — старше 45 лет.
Основные задачи новой программы, кроме требования продления ресурса, добиться повышения экономической и экологической эффективности генерации при соблюдении условия роста стоимости электроэнергии не выше инфляции.
Открывая мероприятие, председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Павел Завальный заявил: «Прежде всего, важно определиться не просто с критериями отбора объектов для модернизации, но и с объемом мощностей, которые необходимы электроэнергетике для удовлетворения спроса на тепло и электроэнергию в среднесрочной перспективе, с учетом имеющейся на сегодня избыточной мощностью и значительного потенциала развития распределенной энергетики. Мнения экспертов отрасли по этому вопросу расходятся. Нужно понять, какую конфигурацию генерации мы хотим получить, какое должно быть соотношение централизованной и распределенной энергетики, различных видов генерации, что делать с неэффективными мощностями, как и когда выводить их из употребления.
При этом важно определить критерии модернизации. Есть опасения, что программа в ее нынешнем виде даст продление ресурса крупных традиционных электростанций, но не принесет повышения эффективности. В наших условиях, когда энергоресурсы для генерации стоят значительно ниже, чем в той же Европе, а цена на энергию для конечных потребителей вполне сопоставима с европейской, прямого экономического смысла вкладываться в повышение эффективности у генераторов нет. На мой взгляд, обязательным условием вложения средств в модернизацию генерации по схеме ДПМ-штрих должно быть повышение ее экономической и экологической эффективности как минимум на 20 % и более. Иначе конкуренция среди потенциальных участников будет идти по критерию меньшей цены, а не большей эффективности. Но такая модернизация за счет потребителя не имеет смысла».
В своем выступлении заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко отметил, что средний возраст мощностей объектов тепловой генерации в России один из самых высоких в мире — 34 года, в то время как в США и Японии средний возраст — 30 лет, а в Корее и Китае — от 10 до 15 лет. «Если не начать программу модернизации, дефицит может возникнуть уже к 2025-2027 гг.», — подчеркнул он.
По мнению Министерства, объем необходимой модернизации составляет порядка 40 гВт. Величина средств, которые высвобождаются по программам ДПМ в действующих тарифах с 2021 г., и могут быть направлены на новую программу, оценивается Министерством энергетики в 3,5 трлн руб. к 2035 г. При этом необходимо в первую очередь финансировать модернизацию тепловой генерации, а все остальные виды — АЭС, ГЭС, станции на ВИЭ — должны быть допущены к программе по остаточному принципу. Также заместитель министра энергетики РФ отметил, что решение об использовании механизма ДПМ-штрих основано на тщательном анализе той рыночной среды, которая сложилась в результате реформы электроэнергетики. «Конечно, в вопросе финансирования модернизации генерации можно идти более «правильным» рыночным путем, но результаты, ценовые последствия таких решений в условиях того несовершенного рынка, который мы имеем, боюсь, не устроят никого», — подчеркнул он.
При подготовке статьи использованы материалы сайтов komitet2-13.km.duma.gov.ru, minenergo.gov.ru, eprussia.ru.