Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

ОАО «ТАИФ-НК»: уверенные шаги в развитии татарстанской нефтепереработки

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

К тенденциям современного нефтехимического рынка можно отнести поворот нефтедобывающих компаний к новому стратегическому направлению развития — добыче битума. Именно Татарстан располагает крупнейшим в России ресурсным потенциалом природных битумов — в республике находятся серьезные запасы тяжелой нефти, которая наиболее пригодна для производства дорожных битумов. Разработка этого альтернативного вида углеводородного сырья может стать новым стратегическим направлением для всей нефтяной отрасли. 

ШАМГУНОВ Рушан Рашитович, генеральный директор ОАО «ТАИФ-НК», заслуженный химик Республики Татарстан, кандидат технических наук
ШАМГУНОВ Рушан Рашитович, генеральный директор ОАО «ТАИФ-НК»,
заслуженный химик Республики Татарстан, кандидат технических наук

В 90-х годах прошлого столетия, когда началось интенсивное строительство автодорожной сети Республики Татарстан, появилась острая необходимость в высококачественных материалах для дорожной отрасли республики. Исходя из этой задачи, Группа компаний «ТАИФ» поставила перед собой цель решить проблему производства качественного битума для дорожников Татарстана. В этой связи в 2005 году было принято решение о строительстве установки производства окисленного битума в ОАО «ТАИФ-НК» — ведущего нефтеперерабатывающего предприятия страны, которое входит в Группу компаний «ТАИФ». Установка по производству битума расположена на территории ОАО «ТАИФ-НК» в цехе нефтеперерабатывающего завода. Она построена по технологии «БИТУРОКС» австрийской фирмы «Пёрнер». Генеральным проектировщиком является ОАО «Нефтехимпроект», г. Казань. Битум, производимый в ОАО «ТАИФ-НК» по данной технологии, характеризуется стабильными показателями качества и широким интервалом пластичности за счет следующих преимуществ технологии: 
- обеспечено идеальное смешение окисляемой смеси; 
- произведено равномерное окисление по всему объему реактора;
- обеспечена управляемость температурного режима в реакторе;
- окисление осуществляется под избыточным давлением, благодаря чему происходит сохранение масляных фракций, придающих битуму пластичность.
В 2006 году была произведена поставка оборудования и проведены строительно-монтажные работы. Установка по производству окисленного битума ОАО «ТАИФ-НК» введена в эксплуатацию в феврале 2007 года. Производительность установки составляет до 120 тыс. т/год в зависимости от марки выпускаемого битума при эксплуатации ее в период с марта по октябрь.
Сеть дорог РТ имеет стратегическое значение. Дорожная отрасль Татарстана потребляет более 100 тыс. тонн битумов в год. Основная часть этой потребности обеспечивается нефтеперерабатывающим заводом «ТАИФ-НК». 
Наличие собственного производства битума в РТ благоприятно влияет на развитие дорожной сети, позволяет жестко контролировать качество продукции, оперативно реагировать на требования заказчика, выпускать битум и ПБВ под требования клиента. Битум производства ОАО «ТАИФ-НК» не просто удовлетворяет требованиям ГОСТ, но и производится с запасом по качественным показателям. 
В целях повышения качества выпускаемой продукции ОАО «ТАИФ-НК» тесно сотрудничает с крупнейшими потребителями битумной продукции: АО «Татавтодор», ООО «ТД «Камдорснаб», ОАО «Алексеевскдорстрой», ООО «Татнефтедор», ЗАО «Трест Камдорстрой», ООО «Евробитум» и многими другими. Итогом такого сотрудничества под руководством Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ стал переход на выпуск окисленного битума по ГОСТ 33133-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования» раньше установленного срока, а также производство полимерно-битумного вяжущего согласно республиканскому стандарту качества СТО 48853999-003-2015 «Вяжущие полимербитумные дорожные на основе битума, модифицированного блоксополимерами типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия». 
С 1 июля 2016 года по настоящее время после проведенных многочисленных лабораторных исследований и серий промышленных пробегов на установке производится дорожный битум окисленный марок БНД-50/70, БНД-70/100 в соответствии с требованиями ГОСТ 33133-2014, вступившего в силу 1 сентября 2016 года. Отличительной чертой данного стандарта является повышенное требование к стойкости битумов к старению. Для производства битума марок БНД 50/70 и 70/100 согласно новым требованиям было принято решение отказаться от технологии прямого окисления сырьевой смеси и перейти к технологии «переокисление-разбавление», доработанной с учетом специфики используемого сырья. Также был изменен состав окисляемого сырья и ужесточен постоянный контроль над групповым химическим составом. В зависимости от содержания в составе сырья окисления асфальтенов, смол и масел происходит корректировка режима работы окислительной установки. Все это делается с целью стабилизации качества получаемой продукции. ОАО «ТАИФ-НК» одним из первых в нефтеперерабатывающей отрасли РФ перешло на производство битума по-новому ГОСТ 33133-2014. Показатель стойкости битума к старению напрямую влияет на неизменность его свойств во время транспортировки, хранения и использования непосредственно при изготовлении асфальтобетонной смеси на заводах. 
Вторым показателем, отличающим битум по новому стандарту, является температура размягчения. Битум с большей температурой размягчения позволяет повысить стойкость асфальтобетона к проявлениям пластического колее-образования. Все это, в конечном итоге, положительно сказывается на долговечности эксплуатации дорожного полотна. 
Развитие дорожной сети в РТ и в  РФ в целом всегда было и остается одним из самых актуальных вопросов. Долговечность покрытия автомобильных дорог является важной государственной задачей, которая совместно с производителями продукции для дорожной отрасли активно решается в последние годы. Применение инновационных технологий и материалов позволяет улучшить качественные показатели автомобильных дорог, оптимизировать сроки строительства и выйти на межремонтный срок службы дорожного полотна до 12 лет.
От качества битумных вяжущих зависит и долговечность дороги. Увеличить срок службы асфальтобетонной смеси возможно за счет применения дорожного битума, модифицированного полимерами. Полимерные добавки улучшают сцепление, увеличивают устойчивость асфальтобетонных покрытий к температурным колебаниям и образованию колеи, что в среднем продлевает срок эксплуатации дороги более чем на треть. Интенсивное развитие дорожно-транспортного комплекса невозможно без применения новых современных и инновационных материалов. Именно поэтому ОАО «ТАИФ-НК» озаботилось вопросом производства полимерно-битумных вяжущих (ПБВ), не уступающих по качеству мировым аналогам. 
Поэтому в октябре 2015 года компания «ТАИФ-НК» запустила в эксплуатацию установку по получению полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) с использованием бутадиен-стирольных каучуков. Производителем оборудования выступила датская компания ENH Engineering. Производительность установки составляет до 17 тонн в час. С начала сезона дорожных работ в 2017 году изготовлено более 2000 тонн ПБВ. 
Полимеры при модификации битума придают последнему такое важное свойство, как способность к обратимым деформациям, или, другими словами, пластичность. Благодаря этому после снятия действия нагрузки асфальтобетонное покрытие за счет пластических свойств полимерно-битумного вяжущего может отчасти восстанавливать свою первоначальную геометрию. Помимо пластических свойств полимеры в составе ПБВ способствуют увеличению его теплостойкости, что непременно положительно сказывается на стойкости асфальтобетона к образованию пластической колеи. 
При этом ПБВ — очень специфический материал, для его качественного производства необходимо тщательно соблюдать технологию, использовать подготовленное сырье и подходящее оборудование, следить за физическими свойствами. Так, применение битумов ограничено определенным интервалом пластичности, который зависит от температурного диапазона работы материала.Введение полимеров в битум решает сразу две задачи: увеличивает интервал пластичности и придает битумному вяжущему эластичность.
Основными видами деятельности ОАО «ТАИФ-НК» являются: нефтепе-реработка, реализация нефтепродуктов и их производных, а также строительство и эксплуатация промышленных производств нефтехимии. Продукция включает в себя: бензин, керосин, дизельное топливо, фракции бутан-бутиленовая и пропан-пропиленовая.
Продукция ОАО «ТАИФ-НК» каждый год подтверждает свой высокий уровень качества, не стал исключением и ПБВ. Только в 2016 году битумная продукция ОАО «ТАИФ-НК» за счет профессионализма специалистов предприятия, а также инновационного подхода при производстве битумной основы была удостоена целого ряда наград:
- диплом лауреата премии «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан» в номинации «Продукция производственно-технического назначения» за полимерно-битумное вяжущее марки ПБВ-60;
- диплом гран-при конкурса «лучший экспонат, лучший проект или лучшее решение» в рамках Татарского нефтегазохимического форума в номинации «Продукция с новыми или улучшенными характеристиками» за новую технологию получения битума марок БНД 50/70 и 70/100 согласно ГОСТ 33133-2014 на установке «Битурокс»;
- свидетельство в номинации «Ин-новация-2016» на всероссийском конкурсе программы «100 лучших товаров России» за развитие инновационной деятельности в регионе за материал «полимерно-битумный вяжущий дорожный марки ПБВ-60». 
Более того, ОАО «ТАИФ-НК» не стоит на месте в вопросе повышения требований к качеству ПБВ и постоянно сотрудничает с Министерством дорожного хозяйства и транспорта Республики Татарстан по данному направлению. 
Результатом такого сотрудничества в 2016 году стал выпуск ПБВ согласно новым требованиям стандарта организации, разработанного специально для Республики Татарстан. Они отличаются повышенными требованиями к старению вяжущих, температурам хрупкости и размягчения, а также такому важному показателю для дорожно-строительных организаций, как стойкость ПБВ к расслаиванию в условиях хранения и транспортировки. Все это позволяет поднять качество конечного продукта — асфальтобетонного покрытия — на новый уровень. 
С целью практического применения накопленных знаний для осуществления опытно-промышленных испытаний в августе 2016 года компанией ОАО «Татавтодор» была проведена работа по укладке экспериментального участка автодороги Набережные Челны — Заинск — Альметьевск в Тукаевском районе РТ. В качестве верхнего слоя использовался ЩМА-15, а в качестве вяжущего применялись битум БНД 50/70 и ПБВ-60 производства 
ОАО «ТАИФ-НК». 
Анализ состояния дороги по итогам годичной эксплуатации показывает повышенную стойкость ПБВ к колееобразованию и высокие показатели других эксплуатационных свойств. Результаты анализов образцов асфальтобетона в лаборатории свидетельствуют об их полном соответствии требованиям нормативных документов. Все это позволяет рассчитывать на более широкое применение ПБВ на территории РТ и за ее пределами. 
Сегодня ОАО «ТАИФ-НК» заканчивает реализацию масштабного проекта по строительству Комплекса по глубокой переработке тяжелых остатков. После его ввода состав и свойства сырья для производства битума изменятся — одним из компонентов сырья предполагается использовать крекинг-остаток процесса VCC. Компания ведет активную работу по поиску решений для применения остатка глубокой переработки нефти в качестве сырья для переработки битума с различными исследовательскими организациями. В их числе такие научные организации, как Казанский федеральный университет, Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан, австрийская компания «Пёрнер». Качественное движение способствует росту конкурентоспособности продукции компании «ТАИФ-НК», которая в полной мере уже сейчас может быть использована на рынке товаров строительного назначения Республики Татарстан. 
Технологические возможности предприятия регулярно меняются.  Появляются новые направления и задачи.  Компания «ТАИФ-НК» на достигнутых результатах не останавливается. Определяющие тенденции развития предприятия сегодня: стабильность — инновации — прорыв. Свое динамичное развитие «ТАИФ-НК» строит на последовательности в наращивании объемов и совершенствовании профессионализма работников, что позволяет соответствовать уровню ведущих предприятий нефтеперерабатывающего сектора Республики Татарстан и Российской Федерации.  

Республика Татарстан, г. Нижнекамск, промышленная зона, здание А-12а, ОАО «ТАИФ-НК», а/я 20, тел.: (8555) 38-16-16, факс: (8555) 38-17-17, e-mail: delo@taifnk.ru

Все статьи рубрики