Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Прокурорский надзор за исполнением законов о промышленной безопасности ОПО в деятельности аварийно-спасательных служб и формирований

 
ПАЛАМАРЧУК Анатолий  Владимирович, начальник Главного  управления по надзору  за исполнением  федерального законодательства Генеральной  прокуратуры РФ

ПАЛАМАРЧУК Анатолий Владимирович
начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ

Номер журнала: 

Рубрика: 

Показатель социального риска техногенных аварий в России очень высок. Особую угрозу представляют опасные производственные объекты. Как правило, аварии и инциденты на них приводят в негодность производственные мощности, влекут утрату ресурсов и продукции, причинение вреда жизни и здоровью граждан, оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, социально-экономическую ситуацию.
В числе основных причин производственной аварийности: непродуманные проектные и технические решения, недопустимый уровень износа основных производственных фондов, некачественное или несвоевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту, низкая технологическая и трудовая дисциплина.
По состоянию на начало 2016 г. в стране зарегистрировано более 174 тыс. опасных производственных объектов, которые расположены во всех ее регионах. В последние годы количество аварий на таких объектах стало увеличиваться. В 2014 г. их было зафиксировано 138, в 2015 г. — уже 174, в I полугодии 2016 г. зарегистрирована 81 авария.
Рост аварийности произошел в металлургической промышленности, на предприятиях химического комплекса, объектах магистрального трубопроводного транспорта, газораспределения и предприятиях, использующих подъемные сооружения.
В результате техногенных аварий и катастроф ежегодно погибает большое количество людей (в 2014 г. погибло 199 человек, в 2015 г. — 193, в 2016 г. — 148).
Кроме того, аварии влекут негативные последствия в виде экономического и экологического ущерба, исчисляемого миллиардами рублей.
К примеру, в результате разгерметизации трубопровода Усть-Балыкского месторождения 23.06.2015 г. произошла утечка нефтесодержащей жидкости с загрязнением водной поверхности поймы протоки Чеускина. Ее площадь составила 23,7 га, а объем разлива достиг 100 тонн. Ликвидация последствий продолжалась длительное время. Ущерб от аварии составил свыше 50 млн руб.
Всего авариями, произошедшими в 2015–2016 гг., причинен ущерб на сумму около 7 млрд руб.
Деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о промышленной безопасности организована на основе приказа Генерального прокурора РФ от 7.12.2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Особая роль в вопросе обеспечения промышленной безопасности законодательством отведена аварийно-спасательным службам и аварийно-спасательным формированиям.
Статьей 6 Федерального закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» на аварийно-спасательные службы и формирования возложены задачи по поддержанию органов управления, сил и средств в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по их ликвидации, контролю за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них таких работ, а также по ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
В свою очередь, для обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организациям, эксплуатирующим опасный производственный объект, необходимо планировать и осуществлять соответствующие мероприятия на таком объекте.
Также Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» на них возложена обязанность заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных этим законом, иными нормативными правовыми актами, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Однако эти требования законодательства зачастую не исполняются.
В большинстве регионов страны прокуроры выявили организации, которые в нарушение положений законодательства о промышленной безопасности уклонялись от создания собственных или привлечения на договорной основе аварийно-спасательных служб и формирований. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, заключают договоры с аварийно-спасательными службами и формированиями, не способными незамедлительно отреагировать на возникшую чрезвычайную ситуацию, привлечь для ее локализации (ликвидации) необходимые силы и средства, своевременно обеспечить спасение людей и имущества.
К примеру, органы прокуратуры Пензенской области выявили случаи, когда указанными организациями соответствующие договоры заключены с аварийно-спасательными службами и формированиями, зарегистрированными и фактически расположенными в других субъектах РФ и не имеющими при этом на территории Пензенской области сил и средств, предназначенных для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
Прокуратурой Тверской области вскрыты факты заключения договоров с аварийно-спасательным службами, которые базируются на расстоянии более 150 км от обслуживаемого объекта.
Прокурорам при осуществлении надзорных полномочий необходимо пресекать случаи подобного игнорирования требований промышленной безопасности и факты заключения формальных договоров с аварийно-спасательными службами и аварийно-спасательными формированиями, аттестованными на проведение поисково-спасательных, горно-спасательных, газоспасательных, противофонтанных и иных работ. Выявление каждого такого нарушения закона должно становиться конкретным поводом для тщательного разбирательства и применения мер административного воздействия за невыполнение требований промышленной безопасности.
Фиксируются нарушения законодательства, связанные с отсутствием согласования с территориальным органом МЧС России состава, структуры и оснащения созданных в организациях нештатных аварийно-спасательных формирований, ненадлежащим зачислением граждан в их состав (без приказа), отсутствием свидетельства установленного образца на право ведения определенных видов аварийно-спасательных работ.
Подобные случаи выявлялись прокуратурами Владимирской и Рязанской областей.
Отдельное внимание прокуроры уделяли непосредственно деятельности аварийно-спасательных служб и формирований.
По сведениям МЧС России, в настоящее время в России насчитывается около 3000 аварийно-спасательных  формирований, пожарно-спасательных  более 4200.
Как показали результаты проведенных проверок, повсеместно аварийно-спасательные службы и формирования не укомплектованы необходимым количеством аттестованных спасателей, а проведение их периодической аттестации, предварительных медицинских осмотров, обучение по охране труда не организованы. Во многих субъектах Федерации в службах нет техники, снаряжения специального назначения, средств защиты и жизнеобеспечения, изначально заявленных при прохождении аттестации. Кроме того, формирования укомплектованы спасателями, которые на постоянной основе осуществляют трудовую деятельность в других аварийно-спасательных формированиях.
К примеру, прокуратурой Пермского края выявлены аварийно-спасательные формирования, которые не обеспечивали постоянную готовность к выдвижению в зоны чрезвычайной ситуации и  проведению работ по ликвидации, не подтверждена их оснащенность в соответствии с нормами обеспечения, не страховались лица, назначенные на должности спасателей.
Прокурором г. Иркутска установлено, что одной из городских аварийно-спасательных служб не обеспечено проведение предварительных медосмотров работников, их обучение по охране труда, не оформлены личные карточки учета смывающих и (или) обезвреживающих средств, спасатели не в полном объеме обеспечены специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
В некоторых регионах прокурорами выявлены случаи фальсификации разрешительной документации на ведение аварийно-спасательных работ. 
В Ивановской и Новгородской областях администрации сельских поселений в нарушение ст. 2 Федерального закона № 151-ФЗ, ст. 7 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации приняли нормативные правовые акты, необоснованно обязывающие все коммерческие организации, имеющие и эксплуатирующие потенциально опасные производственные объекты, создавать нештатные АСФ, обеспечивать их оснащение и функционирование, в то время как законодательством такая обязанность не предусмотрена. После вмешательства прокурора незаконные нормативные правовые акты отменены.
Пристального внимания прокуроров заслуживает деятельность МЧС России в области гражданской обороны. Итоги надзорных мероприятий прокуроров свидетельствуют о том, что отдельные аварийно-спасательные подразделения министерства не оснащены необходимым оборудованием, средствами индивидуальной защиты, неукомплектованы спасателями в соответствии с установленными нормами, выявлены случаи непрохождения спасателями периодической аттестации.
В Ленинградской области сотрудники аварийно-спасательного формирования нескольких пожарных частей в нарушение требований ст. 25 Федерального закона № 151-ФЗ, приказа МЧС России от 1.10.2014 г. № 543 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» не были оснащены средствами защиты (фильтрованными противогазами), а также использовали средства защиты с истекшим сроком эксплуатации. Нарушения устранены после принятия мер прокурорского реагирования.
Проверками органов прокуратуры Владимирской и Пензенской областей вскрыты факты непроведения первичных и периодических аттестаций работников подразделений пожарной охраны, отсутствия необходимого количества спасателей, аттестованных на право ведения аварийно-спасательных работ.
Недостатки в организации МЧС России работы по предупреждению и ликвидации последствий аварий на промышленных объектах и низкий уровень подготовки спасателей приводят к трагическим последствиям. В качестве примера можно привести гибель сотрудников Министерства при тушении пожара на складе в Москве и при ликвидации аварии на шахте «Северная».
Нередко аварийно-спасательные службы и формирования успешно проходят аттестацию и получают разрешительные документы без необходимого количества спасателей и оборудования (Республика Адыгея, Томская область, Пермский край). Фиксируются случаи аттестации территориальными комиссиями аварийно-спасательных служб (формирований), не имеющих на законном основании аварийно-спасательных средств, личный состав которых надлежащим образом не укомплектован, тогда как эти обстоятельства являются основанием для отказа в аттестации. 
В связи с этим прокурорам при проверке контролирующих и уполномоченных органов, осуществляющих деятельность по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), надлежит давать принципиальную оценку законности принимаемых аттестационными комиссиями решений, сопоставлять данные, указанные в аттестационных документах, с реальным наличием у спасательных формирований сил и средств для проведения работ по ликвидации аварийных ситуаций. Мерами прокурорского реагирования следует добиваться переаттестации аварийно-спасательных служб и формирований, не отвечающих предусмотренным законодательством требованиям.
Была организована работа по изучению территориальными органами МЧС России фактов нарушений в деятельности аварийно-спасательных формирований, установленных в результате прокурорских проверок.
Всего в 2015–2016 гг. прокурорами выявлено более 460 нарушений закона в рассматриваемой сфере, в  целях устранения которых внесено свыше 260 представлений, объявлено 24 предостережения, опротестовано 29 незаконных правовых актов, к дисциплинарной ответственности привлечено 34 должностных лица, в интересах неопределенного круга лиц и конкретных граждан в суды предъявлено 11 заявлений.
Состояние законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства о промышленной безопасности рассмотрено на заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ, которое состоялось 25.11.2016 г. В заседании коллегии приняли участие представители Правительства РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, МЧС России и Ростехнадзора. Особое внимание участники заседания обратили на вопросы исполнения законов аварийно-спасательными службами (формированиями).
По итогам работы коллегии разработан комплекс мер, направленных на повышение качества надзорной деятельности прокуроров в этой сфере, а также защиты прав и законных интересов государства и общества.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед прокурорами и подлежащие первостепенному решению для достижения целей по обеспечению готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организациями, эксплуатирующими опасный производственный объект:
- пресечение нарушений законо-дательства о промышленной безопасности при заключении организациями, эксплуатирующими ОПО, договоров с аварийно-спасательными службами (формированиями), не зарегистрированными в установленном порядке, выполняющими работы в иной области, у которых нет сил и средств, предназначенных для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций. Обеспечение привлечения хозяйствующих субъектов, заключивших договоры с такими аварийно-спасательными службами (формированиями), а также не заключивших подобные договоры, к административной ответственности;
- недопущение нарушений требований законодательства при создании аварийно-спасательных служб федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также при их регистрации, укомплектовании личным составом и оснащении аварийно-спасательными средствами;
- исключение фактов бездействия органов МЧС России и иных уполномоченных органов, недостаточности принятых ими мер при реализации полномочий, а также контрольно-надзорных функций по соблюдению требований законодательства о промышленной безопасности и об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей;
- обеспечение принятия исчерпы-вающих мер прокурорского реагирования по всем выявленным нарушениям законодательства, а также привлечения лиц, их допустивяших, к установленной законом ответственности.

Источник: журнал «Законность» (2017 год, № 2), сайт genproc.gov.ru

Все статьи рубрики