Руководство по безопасности при транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах
Номер журнала:
Рубрика:
Руководство рекомендовано применять при выполнении на ОПО работ (услуг), связанных с транспортированием, перемещением, погрузкой, выгрузкой, временным хранением опасных веществ, а также при подготовке транспортных средств к перевозкам опасных грузов, в частности:
- при разработке технологических процессов, эксплуатации, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ОПО, разработке обоснования безо-пасности ОПО, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности ОПО;
- при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на ОПО;
- при проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, предназначенных для транспортирования (перемещения) опасных веществ, зданий и сооружений на ОПО.
Опасные грузы в соответствии с международными требованиями подразделяются на классы, подклассы, категории и группы.
Железнодорожный транспорт
Отметим, что владельцу железнодорожного пути необщего пользования необходимо разработать в соответствии с Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее инструкция), утвердить ее по согласованию с владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, к которой примыкает этот путь.
В инструкции необходимо указать:
- характеристику путевого развития железнодорожного пути;
- границу железнодорожного пути;
- весовую норму и длину состава (поезда), допускаемую к обращению на пути необщего пользования;
- максимально допустимую скорость движения;
- типы локомотивов и порядок осуществления подачи и уборки вагонов;
- организацию маневровых передвижений;
- положения стрелочных переводов;
- наличие и расположение предохранительных устройств, устройств сигнализации;
- порядок и нормы закрепления вагонов;
- другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения на железнодорожных путях необщего пользования.
О приведении в соответствие железнодорожных путей
В целях приведения железнодорожных путей (дорог) необщего пользования, входящих в состав ОПО, в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в области безопасности рекомендуется проведение комплексного обследования их фактического состояния с разработкой мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, с разработкой обоснования безопасности при необходимости.
Лицом, ответственным за организацию и осуществление маневровых работ, обеспечивается безопасность движения одиночных локомотивов и маневровых составов на железнодорожных путях необщего пользования. Непосредственное руководство маневровой работой осуществляется руководителем маневров.
При движении маневрового поезда (состава), в котором имеются вагоны с опасными веществами, лицу, ответственному за организацию и осуществление маневровой работы на железнодорожных путях необщего пользования, рекомендуется принимать меры по:
- информации при выдаче задания на маневровую работу руководителю маневров, а руководителю маневров — машинисту локомотива о наличии в маневровом поезде (составе) вагонов с опасными веществами;
- очистке желобов переездов, технологических проездов, по которым будут следовать вагоны;
- проведению инструктажа работников маневровой бригады о дополнительных мерах, направленных на обеспечение безопасности при производстве маневров.
Автомобильный транспорт
Автомобильные дороги необщего пользования с расположенными на них искусственными сооружениями, предназначенные для транспортирования опасных веществ на ОПО, рекомендуется содержать в соответствии с требованиями строительных норм и правил, стандартов, устанавливающих допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, и других нормативно-технических документов.
Транспортирование опасных веществ автомобильным транспортом на ОПО осуществляется по дорогам с одной общей проезжей частью, имеющей твердое покрытие, с прочностью, соответствующей весовым параметрам транспортных средств, эксплуатируемых на конкретном участке автодороги.
Движение транспортных средств с опасными веществами на ОПО рекомендуется организовывать по транспортно-технологической схеме с установкой соответствующих дорожных знаков и указателей, определенных Правилами дорожного движения.
Маршруты следования автотранспортных средств рекомендуется устанавливать с учетом обеспечения транспортирования опасных веществ по кратчайшему направлению с минимальным числом остановок в пути следования и возможности подъезда пожарных и аварийных автомобилей к отдельным объектам, наименьшего ограничения скорости, и обеспечения безопасности движения.
По маршруту следования транспортных средств на видных местах устанавливаются схемы движения.
При перевозке опасных веществ на ОПО водителям рекомендуется соблюдать маршрут перевозки, все предписания, указанные в нем.
При несоответствии эксплуатационного состояния автомобильных дорог предъявляемым к ним требованиям безопасности организацией, эксплуатирующей ОПО, принимаются меры по временному ограничению движения до устранения нарушений в части:
- наличия посторонних предметов на проезжей части, создающих аварийную обстановку, отсутствия соответствующих дорожных знаков;
- образования дефектов и повреждений проезжей части, превышающих предельно допустимые значения;
- состояния колеи больше предельно допустимых значений на участке дороги;
- наличия разрушенных и не заполненных мастикой деформационных швов на цементобетонном покрытии;
- наличия неорганизованных съездов;
- наличия растительности в полосе отвода, снижающей расстояние видимости приближающегося поезда на железнодорожных переездах (без дежурных) менее 400 м на удалении 50 м от ближнего рельса, на пересечениях в одном уровне — менее 250 м;
- наличия необрезанной растительности, затрудняющей видимость дорожных знаков и направляющих устройств на расстоянии 100 м.
Организации, эксплуатирующей ОПО, рекомендуется обеспечивать проведение периодического осмотра автомобильной дороги с имеющимися на ней искусственными сооружениями, а также проведение общих технических осмотров в весенний и осенний периоды, при которых определяются объемы и виды работ по ремонту дороги в предстоящий период. В случаях нарушений норм содержания автомобильной дороги и расположенных на ней искусственных сооружений движение автотранспортных средств с опасными веществами рекомендуется ограничивать при:
- разрушениях деформационных швов и околошовной зоны с образованием провалов между пролетными строениями;
- разрушениях переходных плит и сопряжений с образованием порожка более 10 см;
- состоянии перил и тротуаров, вызывающих опасность для движения пешеходов (разрушение тротуарных плит, обрушение перил на части или по всей длине сооружения);
- разрушениях покрытия с обнажением арматуры на большей части защитного слоя;
- образовании сквозных отверстий в плите проезжей части в результате разрушения бетона плиты;
- разрушениях ограждающих ус-тройств на большей части по длине моста;
- ослаблениях сечения бетона;
- многочисленных трещинах с раскрытием более 0,3 мм;
- интенсивной коррозии арматуры с ослаблением площади на 10 % и более;
- повреждении бетона от выщелачивания и размораживания его на большей части плиты проезжей части в железобетонных конструкциях;
- неукрепленных перилах и ограждениях, имеющихся разрывах и других повреждениях перил, влияющих на безопасность движения пешеходов.
Эксплуатация транспортных средств и оборудования, предназначенных для транспортирования опасных веществ
Все конструктивные изменения транспортных средств, предназначенных для транспортирования опасных веществ, производятся по технической документации, утвержденной руководителем организации — владельцем транспортных средств — при условии соблюдения габаритов транспортного средства, безопасности движения и промышленной безопасности, при необходимости согласованных с заводом-изготовителем.
Для обеспечения безопасных условий транспортирования наливных химически опасных грузов, указанных ниже, рекомендуется использование вагонов-цистерн, имеющих следующие конструктивные особенности:
- для хлора, сероводорода — цистерна, рассчитанная на избыточное давление, оборудованная предохранительным клапаном с мембранным предохранительным устройством, не имеющая отверстий ниже уровня жидкости, а также отверстий для очистки, расположенных в нижней части котла;
- для аммиака безводного — цистерна, рассчитанная на избыточное давление, оборудованная предохранительным клапаном с мембранным предохранительным устройством;
- для азота, аргона, гелия, кислорода, криптона, ксенона, неона, воздуха, углекислого газа — цистерна с внутренним сосудом, оболочкой, теплоизоляцией, оборудованная вентилями вакуумирования, предохранителем мембранного изолирующего пространства, с устройством отвода из цистерны испаряющегося газа (газосбросом);
- для легковоспламеняющихся жидкостей (нефтепродуктов) — цистерна, оборудованная предохранительно-впускным клапаном, герметично закрываемым люком с крышкой ригельного типа, универсальным сливным прибором, имеющим две или три независимых степени защиты, для обеспечения слива самотеком или с верхним управлением слива вакуумным насосом;
- для вязких нефтепродуктов — цистерна, оборудованная парообогревательной рубашкой, предохранительно-впускным клапаном, герметично закрываемым люком с крышкой ригельного типа, универсальным сливным прибором, имеющим две или три независимых степени защиты, для обеспечения слива самотеком;
- для метанола — цистерна, оборудованная предохранительным кожухом на крышке люка, с устройством верхнего слива; для сероуглерода — цистерна с устройством верхнего слива;
- для фосфора желтого — цистерна, оборудованная колпаком с кожухом и приспособлением для запорно-предохранительного устройства, с устройством верхнего слива;
- для водорода пероксида, водного раствора (концентрацией более 60 %) — цистерна из алюминиевых сплавов, рассчитанная на избыточное давление;
- для ядовитых (токсичных) веществ, едких (коррозионных) веществ — цистерна, оборудованная устройствами верхнего слива; для жидкого пека — цистерна, оборудованная кожухом термоизоляции, с устройством для разогрева;
- для капролактама — цистерна из нержавеющей стали с устройством термоизоляции и с устройством для разогрева;
- для соляной, суперфосфатной кислот, гипохлорита натрия внутренняя поверхность цистерны покрыта слоем резины толщиной до 5 мм (гуммирована).
Рекомендуется осуществлять транспортирование:
- сероуглерода — под слоем воды (в летнее время) или под слоем атмосферы инертного газа (азот);
- фосфора желтого — под слоем воды (в зимнее время под слоем незамерзающей жидкости) и под слоем атмосферы инертного газа (азот);
- капролактама — под слоем атмосферы инертного газа (азот особой чистоты с объемной долей кислорода не более 0,0005 %).
При подготовке автотранспортного средства к перевозке опасных грузов грузоотправителям рекомендуется оформлять специальное разрешение на движение транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования и установлением маршрута следования.
Техническое освидетельствование котлов вагонов-цистерн, баллонов, бочек, в которых опасные вещества перевозятся под давлением свыше 0,07 МПа или в которых давление более 0,07 МПа создается периодически для опорожнения, производится в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденными приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 г. № 116.
Все элементы рабочего и конструктивного оборудования цистерны, сосуда, баллона рекомендуется располагать таким образом, чтобы исключалась опасность их срыва или повреждения в процессе транспортирования и производства погрузочно-разгрузочных работ.
При подготовке автотранспортных средств к перевозкам опасных грузов рекомендуется учитывать положения приложений A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 09.1957 г.
Комплектность эксплуатируемых автотранспортных средств и условия по обеспечению возможности их идентификации рекомендуется обеспечивать с учетом требований технического регламента Таможенного союза «О бе-зопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 877.
При отсутствии на контейнерах маркировки (табличек) и документов, подтверждающих их соответствие требованиям международных конвенций, соглашений и кодексов по контейнерам и перевозкам опасных грузов, рекомендуется проводить оценку их соответствия требованиям федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, указанным в п. 2 Данного руководства.