Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Система обращения с отходами в Нижегородской области в новых условиях

 
Кочеткова  Марина Юрьевна,  и.о. заместителя  начальника  Департамента  Федеральной  службы по надзору  в сфере природопользования по Приволжскому  федеральному округу, к.г.н.

Кочеткова Марина Юрьевна
и.о. заместителя начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, к.г.н.

Номер журнала: 

Рубрика: 

Показатели Нижегородской области в этом плане выглядят несколько лучше. Фиксируется даже определенное снижение накопления, при этом процент использования и обезвреживания отходов в области на уровне 43,6 %.
Данный показатель не хуже, чем в других регионах округа, но этого явно недостаточно для кардинального решения проблемы.  Как следствие — возникновение стихийных свалок. В 2016 году на территории Нижегородской области было выявлено 972 несанкционированные свалки, ликвидировано 925 из них.
Решению проблемы не способствует крайне либеральное административное законодательство. Штраф за несанкционированный сброс мусора с физического лица мизерный — 2 тыс. рублей. Бизнес мгновенно приспособился к ситуации. На сегодняшний день подавляющая часть стихийных свалок, в том числе строительного мусора, создаются с использованием частных автовладельцев.
Буквально последний пример: в г. Нижнем Новгороде в водоохранной зоне реки Ока специалистами Департамента была выявлена несанкционированная свалка, общая площадь которой может составлять до 5 тысяч кв.м. Административное расследование по данному факту еще продолжается, но уже сейчас можно говорить о том, что значительная часть транспортных средств, вывозивших туда отходы, принадлежит именно частным лицам.

Территориальная схема обращения с отходами
Большие надежды возлагаются на скорейший переход к новой системе обращения с отходами, создание индустрии переработки, уход от системы их складирования и захоронения.
Одним из важнейших шагов на этом пути стала разработка территориальной схемы. Правительство Нижегородской области утвердило данный документ 8 ноября 2016 года.
В территориальной схеме установлены источники образования и количество образующихся отходов, указаны места их накопления, полигоны и мусороперерабатывающие комплексы.

Работа по обращению с отходами
Работа в сфере обращения с отходами в области велась и ранее. С 2008 года в Нижегородской области реализуется региональная программа по развитию системы обращения с отходами. В ее рамках был построен один из первых в России комплексов по обращению с ТКО с мусоросортировочной линией. С привлечением средств инвесторов в регионе появились еще три новых межмуниципальных полигона.

Пока не все участники рынка готовы работать в полном соответствии с природоохранным законодательством. Кроме технических ошибок при подготовке необходимой документации, специалистами Росприроднадзора были выявлены случаи представления заявителями недостоверной либо искаженной информации. В результате заявители получали отказ в выдаче лизенции.

Результаты возврата к лицензированию объектов
Серьезная работа, которая в значительной степени должна способствовать наведению порядка в сфере обращения с отходами, была проведена и в части возврата к лицензированию. Как известно, с 1 июля 2016 года все хозяйствующие субъекты, осуществляющие работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, должны в обязательном порядке иметь соответствующую лицензию. После этой даты данная деятельность без лицензии является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 250 тысяч рублей, либо административное приостановление деятельности компании на срок до 90 суток. Также осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности без лицензии может быть квалифицировано как незаконное предпринимательство, что повлечет за собой уже уголовную ответственность.
Оценить, насколько четко выполняют лицензионные требования компании, получившие заветный документ, и провести соответствующие плановые проверки согласно действующему законодательству станет возможным не раньше чем через год. Впрочем, в случае поступления сигнала о существующем нарушении контрольно-надзорные мероприятия могут быть проведены и во внеплановом режиме. Так что возврат к лицензированию данного вида деятельности было безусловно необходимым решением.

Выбор регионального оператора по обращению с ТБО
Следующим логичным шагом на пути перехода к  новой системе обращения с отходами должен стать выбор регионального оператора. Обязательное введение этого института было отложено до 1 января 2019 года, но регионы могут ввести его и раньше по мере собственной готовности.
По заявлению представителя министерства экологии, Нижегородская область в целом готова к появлению регионального оператора, при этом реальные сроки начала его работы — конец 2017 года.

Где размещать отходы?
Важной проблемой по-прежнему остается нехватка санкционированных мест размещения отходов.
На сегодняшний день на территории Нижегородской области расположены 17 объектов размещения ТКО, включенных в государственный реестр обращения с отходами (ГРОРО). Еще 11 объектов имеют лицензию, но не включены в ГРОРО. Ряд из них сейчас пытаются пройти соответствующую процедуру.
Современные полигоны размещаются в основном в центральной части области, что затрудняет вывоз мусора с окраин. Непростая ситуация с обеспеченностью легальными местами размещения отходов на севере и юго-западе области. Для полного охвата территории области экологически безопасной системой обращения с отходами региональное министерство  считает необходимым модернизировать существующие объекты, построив мусоросортировочные комплексы на Кстовском и Новоигумновском полигонах. Кроме того, предстоит построить новые межмуниципальные полигоны в четырех кластерных зонах, условно обозначенных как Выксунская, Арзамасская, Сергачская и Уренская. Срок завершения проектов обозначен 2020 годом. 

Осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности без лицензии может быть квалифицировано как незаконное предпринимательство, что повлечет за собой уголовную ответственность.

Все статьи рубрики