Разработка схем теплоснабжения – одна из приоритетных задач органов исполнительной власти
ГЛАЗЫРИНА Екатерина Александровна
руководитель группы нормирования в теплоэнергетике АНО «Агентство по энергосбережению УР»
Номер журнала:
Рубрика:
В результате системы коммунальной инфраструктуры и, прежде всего, системы теплоснабжения стали развиваться исключительно в логике решения локальных задач со сроком выполнения максимум два-три года. Усугубляла положение ведомственная и коммерческая разобщенность участников систем теплоснабжения, когда различные звенья технологически единой системы теплоснабжения населенного пункта оказались в собственности различных субъектов, преследующих свои цели.
Причины и следствия ненадежного, низкого качества теплоснабжения, высокой стоимости тепловой энергии:
1. Теплоснабжение населенных пунктов, как правило, осуществлялось от котельных градообразующих предприятий, которые или вообще исчезли, оставив в наследство протяженные сети с большими диаметрами трубопроводов и теплоисточники с внушительными установленными мощностями котельного оборудования, или отказались от предоставления услуг теплоснабжения.
2. Системы теплоснабжения десятилетиями развивались практически стихийно, по принципу: любым способом с минимальными затратами.
3. Из-за низкого качества предоставления услуг теплоснабжения наблюдается массовый уход потребителя от централизованного теплоснабжения.
С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», который устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии. Согласно ст. 23 настоящего ФЗ, утверждение схем теплоснабжения поселений уполномоченными органами должно было быть осуществлено до 31 декабря 2011 г.
На сегодняшний день разработка схем теплоснабжения – одна из приоритетных задач федерального масштаба, поскольку дальнейший рост экономики Российской Федерации невозможен без соответствующего роста энергетики, который может быть спрогнозирован на перспективу на основе разработки схем теплоснабжения для комбинированной выработки электро- и теплоэнергии.
Целью разработки схем теплоснабжения городов и населенных пунктов является разработка технических решений, направленных на обеспечение качественного и надежного теплоснабжения потребителей при минимальном негативном воздействии на окружающую среду. Разработка схем теплоснабжения населенных пунктов входит в состав Программы комплексного развития систем теплоснабжения, в рамках которой решаются следующие взаимосвязанные задачи: сбор исходных данных; энергетическое обследование системы централизованного теплоснабжения; разработка электронной модели систем теплоснабжения; разработка комплекса решений и мероприятий по совершенствованию систем теплоснабжения; система мониторинга.
Отсутствие системного подхода к планированию развития городов приводит к тому, что инженерная инфраструктура не успевает в своем развитии за темпами роста застройки, и наоборот – планирование развития систем жизнеобеспечения города происходит само по себе, без строгого учета ресурсных возможностей инфраструктуры, что чревато наличием избытка мощности в одних районах города и дефицитом в других.
Одной из составляющих обеспечения системного подхода к развитию систем инженерных коммуникаций города является разработка схем развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Но разработка схем как раньше, в бумажном варианте, при нынешнем уровне развития технологий уже не актуальна. Ведь зачастую процесс сбора данных, разработки планов перспективного развития и их согласования занимает не один год. И на момент окончания работ мы имеем варианты развития города, уже не соответствующие реальной ситуации. Динамичность развития города и сжатые сроки разработки основных стратегических решений диктуют необходимость создания комплексных программ планирования развития городов. Реализовывать такие разработки необходимо в специализированных программных средах, позволяющих, во-первых, моделировать и сопоставлять различные варианты развития, и, во-вторых, осуществлять постоянный мониторинг их развития.
АНО «Агентство по энергосбережению УР», имея большой практический опыт в энергетических обследованиях теплоснабжающих организаций и многолетнюю базу данных результатов, мониторинг эффективности использования ТЭР в организациях жилищно-коммунального хозяйства, в 2012 г. начало работу по разработке схем теплоснабжения населенных пунктов УР с использованием геоинформационной системы Zulu.
Разработка схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с действующими нормативными положениями и законодательством.
Стоимость работ зависит от технологических особенностей энергетического хозяйства населенного пункта и качества предоставляемой информации.
В целом на сегодняшний день АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» предлагает обширный комплекс услуг, способствующих динамичному развитию региона в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. В числе ключевых – следующие направления деятельности АНО «Агентство по энергосбережению УР»:
- энергоаудит организаций и предприятий, в том числе с проведением инструментального обследования;
- разработка, экспертиза и реализация инвестиционных проектов, производственных программ, программ энергосбережения;
- расчет и экспертиза нормативов: удельных расходов топлива; запасов топлива; технологических затрат и потерь при передаче тепловой энергии; технологических потерь электроэнергии при ее передаче;
- разработка схем теплоснабжения населенных пунктов;
- мониторинг энергоэффективности используемых ТЭР в учреждениях бюджетной сферы и ЖКХ, МО, а также в учреждениях, финансируемых за счет средств республиканского бюджета;
- финансирование энергосберегающих мероприятий по схеме энергосервисных контрактов;
- финансирование проектов в области энергоресурсосбережения в Удмуртской Республике;
- технический надзор за реализацией организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности на территории Удмуртской Республики, производственных, инвестиционных программ и программ по развитию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению;
- оказание услуг по подготовке отчетности ЖКХ и ТЭК по Единой информационно-аналитической системе для ФСТ России;
- ведение реестра предприятий, участвующих в реализации Киотского протокола в Удмуртской Республике.
На сегодняшний день энергетический менеджмент является важной составляющей политики компаний. В первую очередь, он необходим для эффективного управления потреблением топливно-энергетических ресурсов и контроля экологических показателей деятельности предприятий. Говоря в общем, энергетический менеджмент – это управленческий проект, предполагающий последовательное выполнение, планирование, координацию работ, способствующих рациональному расходованию ТЭР. Осуществление такого управления обеспечивает условия и способы достижения уменьшения энергозатрат предприятий, повышает уровень конкурентоспособности производимых товаров и услуг.
Базисом для организации работ по энергосбережению является ведение регулярного, цикличного энергоменеджмента. Руководство предприятий должно реализовывать эту политику на постоянной, системной основе – для обеспечения высоких результатов в сфере энергоэффективности.