Вопрос-ответ: разъяснения законодательства в области промышленной безопасности
Номер журнала:
Рубрика:
Вопрос: В январе 2015 года был сдан в эксплуатацию жилой дом, в марте 2015 года были выданы ключи новым жителям дома. Но по сей день существует проблема: лифты постоянно застревают с людьми, был зафиксирован случай падения лифта с людьми, находящимися внутри подъемного сооружения. Также двери лифта при закрытии иногда полностью не закрываются. Жители дома обращались с жалобой в Ростехнадзор, получили следующий ответ: «В настоящее время Ростехнадзор не принимает лифтовое оборудование». В обслуживающей организации сказали, что Акт о приемке лифтового оборудования должен быть вшит в паспорт лифта и находиться в Управляющей компании. Вопрос: кто должен исправлять ошибки оборудования, чтобы лифты работали исправно? Куда нужно обращаться?
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 4 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 824, для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться требования по использованию лифта по назначению, проведению технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя, выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом. Владелец лифта — юридическое или физическое лицо, имеющее законное право на распоряжение собственностью здания (сооружения), его части, в которой расположен лифт, либо право на распоряжение непосредственно лифтом и осуществляющее эксплуатацию лифта или занимающееся организацией его эксплуатации, для обеспечения условий безопасной эксплуатации лифта, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя, может привлечь по договору организацию, оказывающую соответствующие услуги. В этом случае данная организация должна иметь статус специализированной организации — субъекта предпринимательской деятельности, зарегистрированного в установленном порядке на территории Российской Федерации, располагать материально-технической базой и квалифицированным персоналом для осуществления одного или нескольких видов деятельности по техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и монтажу лифтов. Следовательно, при условии наличия указанного договора обеспечивать исправное состояние лифтов обязана специализированная организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтов.
В случае выявления дефектов лифтового оборудования, на которое распространяются гарантийные обязательства изготовителя лифта, отраженные в сопроводительной документации (паспорт, руководство по эксплуатации), владелец лифта имеет право на замену неисправного оборудования или возмещение затрат на ремонт предприятием-изготовителем лифта в порядке, установленном законодательством РФ.
Качество проведения работ по монтажу лифта контролируется аккредитованной испытательной лабораторией, осуществляющей проведение оценки соответствия лифта перед вводом в эксплуатацию в форме полного технического освидетельствования, которое проводится в соответствии с п. 5. 3 ГОСТ Р 53782 – 2010 «Лифты. Правила и порядок оценки соответствия при вводе в эксплуатацию». В случае падения кабины лифта с людьми и причинения вреда потерпевшим владелец лифта как опасного объекта, в течение 24 часов направляет в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по месту нахождения опасного объекта извещение об аварии на опасном объекте. По каждому факту возникновения аварии на опасном объекте осуществляется техническое расследование причин аварии в соответствии с требованиями Правил проведения технического расследования причин аварии на опасных объектах — лифтах, подъемных платформах для инвалидов, эскалаторах (за исключением эскалаторов в метрополитенах), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2014 года № 848.