Загрязнители водных ресурсов должны возместить экологический вред и обеспечить качественную водоочистку
ШАТАЛОВ Анатолий Алексеевич начальник департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу
Номер журнала:
Рубрика:
Устойчивое развитие РФ и ее национальная безопасность возможны только при сохранении природной системы и поддержании соответствующего качества окружающей среды. Росприроднадзор является тем инструментом, который позволяет обеспечить практическую реализацию государственной политики в области природопользования. Государственный надзор за рациональным использованием и охраной водных ресурсов является одним из важнейших направлений в деятельности Службы.
За последние два года Росприроднадзором проведены надзорные мероприятия в отношении 12 500 предприятий и организаций, которые являются загрязнителями акваторий рек РФ. По результатам проверок и рейдовых мероприятий выявлено около 9 тысяч нарушений природоохранного законодательства, из них основными являются нарушения по ст. 7.6, 8.13 КоАП РФ.
Нарушители были привлечены к административной ответственности, выданы предписания об устранении нарушений, внесены представления о принятии мер по устранению причин и условий, повлекших загрязнение водного объекта, общая сумма взысканных штрафов только за 2013 год составила около 55 млн рублей. В результате предприятиями были разработаны и в настоящее время реализуются мероприятия, направленные на снижение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. При стабильном увеличении объемов производства за период с 2004 по 2012 годы существенно сократились сбросы загрязненных сточных вод — на 3 млрд м3.
В целом в водные объекты России сбрасывается в год до 52 км3 сточных вод, из которых более 19 км3 подлежат очистке. Из них порядка 72 % сточных вод сбрасывается в водные объекты недостаточно очищенными, 17 % — вообще без очистки и только 11 % очищаются до установленных нормативов.
Основными источниками загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты, остаются электроэнергетика и ЖКХ, обрабатывающая промышленность, добыча полезных ископаемых и АПК. На их долю приходится 90 % сбросов. Действенной как профилактической мерой, так и мерой по ликвидации вреда от сброса неочищенных стоков является предъявление к природопользователям исков на компенсацию причиненного окружающей среде ущерба.
Если сравнивать 2012 и 2013 годы, сумма предъявленного природопользователям вреда выросла почти в три раза. Рост сумм исков — следствие проведения в 2012 году проверки объектов, расположенных на реках Ангара, Белая, Тюряха (Владимирская область), Урал и Белорецкое водохранилище, по результатам которых были произведены расчеты вреда на крупную сумму.
Как известно, при расчете вреда, причиненного водным объектам, в ряде случаев Росприроднадзор предъявляет достаточно крупные суммы. Данный факт негативно воспринимается хозяйствующими субъектами. Но анализ судебной практики показал, что закон в таких случаях на стороне Росприроднадзора, который защищает право граждан на благоприятную окружающую среду. В ряде случаев с хозяйствующими субъектами заключаются мировые соглашения, при этом предприятия реально вкладывают средства в экологические мероприятия и модернизацию производств. Кроме того, хозяйствующий субъект, заключив мировое соглашение с Росприроднадзором, получает целый ряд преимуществ. Выполнение плана природоохранных мероприятий, являющегося приложением к соглашению, фактически является «вложением» предприятия в собственное развитие и модернизацию, направленную на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и, следовательно, на минимизацию издержек, позволяет в некоторых случаях не вносить сверхлимитные платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Приведу примеры утвержденных мировых соглашений:
- Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан — ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», вред составил более 657 млн рублей. Водный объект — р. Белая;
- Управление Росприроднадзора по Оренбургской области — ОАО «Водоканал г. Орска», вред составил более 125 млн рублей. Водный объект — р. Урал;
- Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан — ОАО «Белорецкий металлургический комбинат», вред составил более 398 млн рублей. Водный объект — р. Белая и Белорецкое водохранилище.
Одно из основных требований, предъявляемых при этом к хозяйствующим субъектам, — реализация мер, направленных на ликвидацию последствий нанесенного ими вреда окружающей среде.
Второе важнейшее направление — повышение эффективности очистки стоков.
В каждом Федеральном округе есть свои крупнейшие предприятия - загрязнители. Они представлены в таблице. Деятельность этих предприятий и есть главный вектор сосредоточения внимания и усилий Росприроднадзора.
Хочется отметить значительные усилия органов региональной власти в реализации программ государственно-частного партнерства при решении проблем.
Например, постановлением Правительства Удмуртской Республики (от 8 октября 2012 года № 456) «Об утверждении Республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Глазова Удмуртской Республики (2012-2014)» предусмотрено выделение субсидии в размере 50 млн рублей на реконструкцию действующих канализационных очистных сооружений ООО «Удмуртская птицефабрика» в г. Глазове.
В целом же успех работы Службы во многом зависит от проработанности и практической эффективности применяемых нормативно-правовой базы и методического инструментария. В настоящее время существует ряд факторов, препятствующих эффективному исполнению инспекторским составом Росприроднадзора своих функций. Так, например, незавершенность правового регулирования реализации главы 5 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении» не позволяет осуществлять надзорные функции в установленной сфере деятельности, а именно:
- предлагаемые поправки в методику расчетов нормативов допустимых сбросов предоставляют чрезмерные возможности для организаций, осуществляющих водоотведение, манипулировать рассчитываемыми показателями при отсутствии реальных рычагов контроля над этим процессом со стороны Росприроднадзора;
- в ряде случаев невозможно определить для абонентов, имеющих несколько источников сброса, как устанавливать нормативы допустимых сбросов.
Эти нестыковки создают определенные проблемы в ведении контрольно-надзорной деятельности и государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Среди стоящих перед нами задач можно выделить следующие:
- усиление взаимодействия территориальных органов Росприроднадзора и прокуратуры в части оперативного обмена информацией по нарушению законодательства в области охраны окружающей среды крупными организациями - природопользователями путем систематического невыполнения предписаний территориального органа Росприроднадзора или фактами умышленного уклонения организаций от проведения проверок территориальными органами Росприроднадзора;
- продолжение работ в рамках реализации Плана мероприятий Минприроды России по реализации Водной стратегии РФ на период до 2020 года;
- инициирование доработки Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства;
- усиление контроля над исполнением регионами переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации, в том числе в области водных отношений.
В заключение отмечу, что общими усилиями государства, бизнеса и общества можно сделать все возможное для обеспечения экологической безопасности и сохранения водных ресурсов страны.