Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Кнутом и пряником

 

Номер журнала: 

24 апреля в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с председателем Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталией Владимировной Комаровой. Тема интернет-интервью: «Развитие природоохранного законодательства как необходимый фактор устранения экологических проблем в России».

- Какие проводятся мероприятия, направленные на выявление и сокращение источников выбросов опасных веществ в атмосферный воздух? Какие меры принимаются к субъектам, нарушающим установленные законодательством требования?
- Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух выявляются в ходе проведения государственного экологического контроля, проводимого федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при проведении государственного экологического мониторинга. В соответствии со статьей 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" государственные инспектора в области охраны окружающей среды имеют право в установленном порядке посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды. При выявлении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды государственные инспектора имеют право предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля, а также привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение. Отношения в области организации и проведения государственного контроля над охраной атмосферного воздуха регулируются также Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии со статьей 24 указанного закона государственный контроль над охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение: условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него; стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля над охраной атмосферного воздуха; режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух; выполнения федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов Российской Федерации охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности. Наказание за экологические преступления установлены Уголовным кодексом Российской Федерации.

- Планируется ли разработка комплекса законов в сфере охраны окружающей среды и природопользования, дающих гарантию на уменьшение техногенного воздействия на окружающую среду?
- Законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды сегодня позволяет обеспечивать сохранение качества окружающей среды в Российской Федерации. В него входят следующие федеральные законы: "Об охране окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха", "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях", "О гидрометеорологической службе", "Об отходах производства и потребления" и ряд других. Основной проблемой в этом случае является обеспечение соблюдения требований указанных законов.
Конечно, развивать законодательство надо, причем не обязательно за счет принятия новых законов. Возможно внесение изменений в действующие законы. Так, 30 декабря 2008 года был принят Федеральный закон N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанным законом внесены изменения в целый ряд действующих федеральных законов, в том числе в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", "Об экологической экспертизе" и другие. В настоящее время разрабатываются проекты федеральных законов "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности" и "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности".

- На законодательном уровне неоднократно обсуждался вопрос ужесточения российского природоохранного законодательства. Поддерживаете ли вы данную идею? Планируется ли внесение изменений в действующее законодательство в части усиления уголовной и административной ответственности за нарушение экологических норм?
- В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрены различные виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства. Такая ответственность предусмотрена как Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, так и Уголовным кодексом Российской Федерации. Однако наказание за совершенное правонарушение и сегодня далеко не всегда адекватно ущербу, наносимому окружающей среде. Штрафы, которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях, часто крайне незначительны. Например, для предприятий, имеющих миллионные прибыли, штраф за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры для юридических лиц, как и для небольшого предприятия, составляет от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. За нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него юридическими лицами предусмотрен штраф от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как вы видите, такой штраф не может стимулировать промышленный гигант внедрять дорогие современные технологии. Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии принимает меры по приведению нормативной базы в соответствие с требованиями обеспечения охраны окружающей среды. Так, в соответствии с принятым в декабре 2008 года Федеральным законом N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" повышены размеры штрафов за нарушение законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. В частности, административный штраф за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления, сумма которого составляла от десяти тысяч до ста тысяч рублей, в настоящее время составляет от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. Однако наказание не должно являться основным стимулом соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Нужно сочетать различные методы обеспечения охраны окружающей среды. При регулировании деятельности во все времена старались применять так называемую политику "кнута и пряника", и наше время не исключение. Следует предусматривать экономическое стимулирование внедрения экологически безопасных технологий, сокращение ресурсо- и энергоемкости производства, сокращение образования всех видов отходов. Действующее законодательство предусматривает наличие таких льгот, но в данный момент они слабо используются и недостаточны. Необходимо совершенствовать и систему платы за негативное воздействие на окружающую среду. Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности", предусматривающий внесение изменений в бюджетное и налоговое законодательство Российской Федерации в части стимулирования экологически безопасной деятельности физических и юридических лиц. Этим же законопроектом устанавливаются требования, обеспечивающие широкое использование наилучших существующих технологий, экологического аудита, внедрение экологического страхования хозяйственной и иной деятельности, совершенствование системы платы за негативное воздействие на окружающую среду и другие методы.

- В одном из ваших интервью читала, что наряду с ужесточением ответственности за нанесение ущерба природе можно было бы применять поощрение. Какие виды поощрения, на ваш взгляд, для России являются наиболее приемлемыми? Получила ли данная идея законодательное закрепление?
- Давайте рассмотрим данный воп-рос на конкретном примере. В современных условиях ужесточения экологических требований к производственным процессам (ратификация многими странами и, в том числе, Киотского протокола) назрела необходимость решения проблемы утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). В ежегодном Послании Федеральному Собранию в 2007 году Президент Российской Федерации отметил, что в России на нефтяных промыслах сжигается, по самым минимальным оценкам, более 20 млрд. м3 ПНГ в год, и указал на необходимость создания соответствующей системы учета, увеличения экологических штрафов, а также высказался за ужесточение лицензионных требований к недропользователям. По подсчетам Минприроды России, из 55 млрд.м3 ежегодно извлекаемого ПНГ, в переработку направляется 26%, 27% газа сжигается в факелах и 47% используется компаниями-недропользователями на нужды промыслов либо списывается на технологические потери. Потери экономики России от такого нерационального использования ПНГ составляют более 13 млрд. долларов США в год (стоимость высококачественных жидких углеводородов, пропана, бутана и сухого газа, производимых при переработке ПНГ).
Ответственность уже усилена Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках". В качестве поощрения в данном случае можно использовать, во-первых, налоговые и таможенные преференции для предприятий, реализующих проекты по рациональному использованию ПНГ, и, во-вторых, снижение НДПИ на добычу нефти при достижении нефтяной компаний более 95% утилизации ПНГ по лицензионному участку. Законодательного закрепления в полной мере идея преференций пока не получила, однако уже сейчас в Государственной Думе на рассмотрении находится проект Федерального закона N 160401-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам эффективного использования нефтяного (попутного) газа". В данном документе предусматриваются и карательные (административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения) и поощрительные механизмы (понижающий коэффициент к НДПИ и таможенные льготы).


Комментарий специалиста

Файзуллин Нурбак Василович, заместитель директора ФГОУ СПО «Ижевский
государственный политехнический колледж»
по учебно-производственной работе
В учебных заведениях, как и на промышленных предприятиях, вопросы экологии сегодня в приоритете. Экология – это наше будущее, поэтому проблеме сохранения окружающей среды в Ижевском государственном политехническом колледже уделяется большое внимание. В колледже нашим студентам преподают курс «Экологические основы природопользования». Но не менее важно, помимо теоретических знаний, показать на практике, что защита экологии действительно важное дело. В связи с этим перед нашим учебным заведением стоит довольно сложная задача. Во-первых, мы должны донести до студентов теоретические знания. А во-вторых, на своем примере показать, что это не просто слова. Наши студенты получают образование по техническим специальностям, а значит, еще будучи студентами, они знают, что любой процесс производства подразумевает вредное воздействие на окружающую среду. Это и выброс газов при сварке или при работе автомобильного двигателя, отработанные масла, специальные жидкости и другие выработавшие свои ресурсы материалы. В Ижевском политехническом колледже все эти отходы до утилизации хранятся в специально отведенных и оборудованных местах, а утилизацию проводят предприятия, имеющие необходимые лицензии. Также в колледже применяется оборудование, способствующее сокращению вредных выбросов, уплачивается налог «на загрязнение окружающей среды».
Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа PR"