Транспортировка опасных грузов: обеспечение безопасности
Номер журнала:
Рубрика:
28 мая 2008 года в Ижевске по инициативе журнала «Промышленная и экологическая безопасность» состоялся семинар «Транспортировка опасных грузов», на котором представители надзорных органов, транспортных организаций проанализировали сложившуюся ситуацию и согласовали свои позиции по вопросам транспортной безопасности.
По данным Ростехнадзора, в 2007 году в России зафиксировано более 400 инцидентов в организациях, эксплуатирующих участки транспортирования опасных веществ. Как показывает анализ, инциденты произошли в результате:
- неэффективности или отсутствия производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
- нарушения технологической и трудовой дисциплины, неосторожных и несанкционированных действий исполнителей работ;
- эксплуатации сооружений и технических устройств, отработавших нормативный срок службы, без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности;
- неудовлетворительного содержание железнодорожных путей.
Наиболее распространенный вид инцидентов (свыше 80% общего числа) – утечка опасных веществ из загруженных емкостей вследствие неудовлетворительного технического состояния транспортных средств и арматуры (негерметичность сварных соединений, неисправность запорной и сливо-наливной арматуры).
Информация Ростехнадзора
По информации начальника отдела по надзору за взрывоопасными и химически опасными объектами Управления Ростехнадзора по УР Олега Вячеславовича Украинского, открывшего семинар, Приказом Ростехнадзора № 130 от 05.03.08 отменен приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 апреля 2006 года № 389 «Об утверждении Перечня типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре». Регистрация опасных производственных объектов – участков транспортирования опасных веществ, в Государственном реестре опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с Приказом Ростехнадзора № 131 от 05.03.08. Идентификации подлежат следующие объекты организаций:
• пути (дороги) необщего пользования, по которым транспортируются опасные вещества;
• средства, в которых транспортируются опасные вещества, в том числе по путям (дорогам) необщего пользования;
• средства, с помощью которых транспортируются опасные вещества, в том числе по путям необщего пользования.
В течение 2008 года запланированы проверки всех предприятий, эксплуатирующих участки транспортирования опасных веществ, в соответствии с «Методическими указаниями о порядке проверки деятельности организаций, эксплуатирующих объекты транспортирования опасных веществ», утвержденными Приказом ФСЭТАН № 759 от 08.11.07.
В 2007 году и I квартале 2008 года инспекторами Управления Ростехнадзора по УР было проведено 18 проверок на 15 предприятиях, эксплуатирующих ОПО «участок транспортирования опасных веществ», в ходе которых было выявлено и предписано к устранению 152 нарушения. По словам Олега Вячеславовича, наибольшее количество нарушений (70%) выявлено в части технического содержания сооружений и устройств. Кроме того, регулярно выявлялись такие нарушения, как неэффективное осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности; эксплуатация участков транспортирования опасных веществ без регистрации в государственном реестре ОПО; неудовлетворительное состояние путей; несвоевременность подготовки и аттестации персонала в установленном порядке; эксплуатация сооружений и технических устройств, отработавших нормативный срок службы, без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности и др.
В заключение представитель Ростехнадзора по УР обозначил предложения по предупреждению случаев аварийности и травматизма при эксплуатации участков транспортирования опасных веществ владельцам и эксплуатирующим организациям:
• обеспечение эффективного производственного контроля;
• проведение экспертизы промышленной безопасности сооружений и технических устройств, отработавших нормативный срок службы;
- подготовка и аттестация персонала.
Точка зрения ГИБДД
Нефть и нефтепродукты, химически активные и радиационные вещества, газы и т.д. относятся к категории опасных грузов. К их перевозке автомобильным транспортом предъявляются особые требования. Какие именно, рассказал старший инспектор отдела дорожного надзора УГИБДД МВД по УР Александр Юрьевич Иванов:
- В настоящее время ГИБДД согласовывает только перевозку особо опасных грузов: взрывчатых, радиоактивных и химически активных веществ. Остальные категории опасных грузов, такие как дизельное топливо, бензин, газы, сейчас не подлежат согласованию - предприятия осуществляют их перевозки на основании Приказа №73. Тем не менее, за ГИБДД остаются контрольные функции на линии: проверка документации, проверка оборудования транспортного средства, проверка обучения водителя.
Наиболее распространенными нарушениями Правил перевозки опасных грузов считается неправильно оформленная документация, отклонение от маршрута, а также отсутствие дополнительного оборудования.
С 11 августа 2007 года, в связи с изменением административного законодательства изменились санкции по статье 12.21 «Нарушение правил перевозки опасных грузов». Так, перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, либо свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, разрешения на перевозку, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а также перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требований правил перевозки опасных грузов, с отсутствующими на нем элементами системы информации об опасности либо оборудовании и средствами, применяемыми для ликвидации последствий происшествия при их перевозке, или несоблюдение условий перевозки влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от 2000 руб. до 2500 руб. или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку,- от 15000 до 20000 руб.; на юридических лиц – от 400 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
Александр Юрьевич отметил, что четко отлаженная работа ГИБДД в деле пропаганды безопасности движения в последнее время дает свои результаты – нарушений по перевозке опасных грузов становится меньше.