Обогнать! Чтобы не остаться на обочине экономики
Номер журнала:
Рубрика:
Переход на инновационную экономику, которая сможет дать ряд продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке, и определит достойное место России среди прочих развитых государств, возможен только в условиях перехода на совершенно новый технологический уклад производства. Который, дабы не остаться на обочине глобального рынка, России придется создавать, параллельно решая целый комплекс специфичных проблем, характерных для отечественных отраслей промышленности, в том числе машиностроения.
К такому выводу пришли участники 2-го съезда Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России», прошедшего 19 февраля 2008 года в Ижевске.
Подтверждением значимости мероприятия стало присутствие на нем первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, Полномочного представителя Президента РФ по Приволжскому федеральному округу А. В. Коновалова, представителей власти УР во главе с президентом республики А. А. Волковым, конструктора, генерал-лейтенанта М. Т. Калашникова, а также 243 делегатов из 58 регионов страны.
Повесткой дня съезда являлась тема «Машиностроительный комплекс в контексте перспектив социально-экономического развития России». Но, как точно отметил один из докладчиков, председатель совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» Дмитрий Комиссаров, машиностроение не имеет собственного признака, оно вписано в контекст глобальной экономики. Поэтому развитие машиностроительного комплекса России будет неизменно обусловлено законами и требованиями, предъявляемыми к продукции отрасли не столько на внутрироссийском сколько на мировом рынке. В этой связи конкурентоспособным может являться только высокотехнологичное оборудование, а для того чтобы такой высокотехнологичный продукт создать, нужно в корне менять отечественное производство, что подтверждали в своих выступлениях все докладчики, в том числе и Дмитрий Медведев.
- Съезд проходит в особый период в развитии нашей страны – не так давно была обнародована долгосрочная стратегия развития России до 2020 года, и совершенно очевидно, что ключевым моментом этой стратегии является переход на инновационную экономику. Место машиностроения в инновационной экономике совершенно очевидно, – сказал он.
В своем выступлении первый заместитель Председателя Правительства РФ отметил, что в условиях перехода государства на инновационную экономику необходимо создать совершенно новый технологический уклад, основанный на экономике знаний и конкурентоспособности в глобальном масштабе. Задача состоит в том, чтобы сделать все инновационные шаги как можно быстрее, выйдя на новое качество продукции. А вот для того чтобы этого качества добиться, нужно предпринять ряд мер, в числе которых свое место может занять формула четырех «и», обнародованная Медведевым ранее. По словам первого вице-премьера, данная формула является своеобразным ключом для решения стоящих перед машиностроением проблем. Таким образом, поднять отрасль возможно через развитие инвестиций, инфраструктуры, институтов и инноваций.
В первую очередь, для развития отечественного машиностроения, по мнению Д. Медведева, необходима замена технологий. Осуществляться она должна «на конкурентоспособных, на современных, на рыночных принципах, но в то же время при наличии внушительного госзаказа, на который мы сегодня способны на основе ряда мер господдержки, таких, как субсидирование кредитной ставки на конкурсных условиях». Во-вторых, необходимо использовать в полном объеме институты развития, которые, по сути, и созданы для того, чтобы поднимать промышленный потенциал страны. В-третьих, выполнять те решений, которые уже принимались ранее. К таким решениям первый вице-премьер отнес предложения «Союза машиностроителей России», выдвинутые по итогам встречи Бюро «Союза машиностроителей России» 22 декабря 2007 года, на которой он также присутствовал. Данные предложения касаются подготовки квалифицированных кадров, проведения ежегодного конкурса на лучшего специалиста по профессии, создания отраслевых систем повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Задача власти в данном случае, по мнению Д. Медведева, заключается в том, чтобы все договоренности были реализованы. «У власти есть механизмы для контроля и необходимые рычаги для того, чтобы данные поручения исполнялись», – отметил он.
Как раз подготовка квалифицированных кад-ров для отрасли в условиях сегодняшнего дефицита «рабочих рук» может стать ярким примером частно-государственного партнерства, о котором также не раз говорилось на съезде: государство должно создать «правила игры» для того, чтобы привлечь бизнес в сферу начального и среднего профессионального технического образования. В свою очередь предприятия, наконец, получат высокопрофессиональных рабочих, которых сегодня так не хватает в отрасли.
Пути решения стоящих перед российским машиностроением проблем и вывода его на мировую арену также предлагали другие участники съезда. Так, в своем выступлении председатель совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» Дмитрий Комиссаров детально разобрал проблемы отрасли. По его словам, отечественное машиностроение сегодня характеризуется крайне высокой изношенностью основных фондов, высокой материалоемкостью и энергоемкостью выпускаемой продукции, высокой избыточностью персонала, как рабочих, так и управленцев, и при этом, как уже отмечалось, дефицитом по-настоящему квалифицированных кадров. Все это серьезно снижает конкурентоспособность машиностроительной отрасли и ее конечного продукта на мировой арене. При этом в существующих условиях развития рынка все большее значение приобретает не столько способность предприятий производить конкурентоспособный продукт сегодня, сколько его способность производить такой продукт завтра. И по этому показателю Россия в разы отстает от развитого мира.
Для того чтобы решить проблемы предприятий отрасли, по мнению Комиссарова, есть несколько выходов. Во-первых, это создание компаний с привлечением лицензионного производства, например, зарубежных предприятий – такой вариант может быстро решить проблему обеспечения необходимой продукцией внутреннего рынка. Однако ни одна зарубежная компания, выдающая лицензию на производство, не заинтересована в российских предприятиях как конкурентах на мировом рынке, а, следовательно, все лицензии выдаются с расчетом не допустить их на этот рынок. Второй вариант, к которому сегодня идут отечественные компании, – разработка новых продуктов собственными силами. Для создания такого продукта требуется 7-10, а то и более лет. При этом конкуренты также ведут работу по созданию нового, еще более совершенного оборудования. В результате часто созданный российской компанией продукт опять же уступает вновь созданному продукту конкурентов. И третий способ, способный быстро вывести машиностроение России на необходимый сегодня уровень, – покупка компаний-владельцев технологии. Такой способ является на данном этапе необходимым для создания в стране современной машиностроительной базы, он позволяет не только приобрести сам продукт, и не только гарантированную долю на рынке, но и способ его производства в будущем. Хотя для создания современной конкурентоспособной российской продукции сегодня необходима координация всех трех способов.
Кроме вышеобозначенных проблем, Дмитрий Комиссаров отметил и необходимость создания базы высококачественных комплектующих, которой на сегодняшний день в стране нет, и появление которой могло бы стать ступенькой для занятия серьезных позиций на глобальном рынке высокотехнологичной продукции.
И опять же вслед за многими подчеркнул, что ключевое значение в машиностроении, как и во многих других отраслях промышленности, имеет технологический уровень производства. Все вышеперечисленные факторы сегодняшнего российского машиностроения (материалоемкость, энергоемкость, избыточное количество персонала и т.д.) – есть уклад прошлого века, снижающий эффективность производства. Поэтому речь сегодня должна вестись не о замене отдельных станков, а о смене всего технологического ряда.
- Борьба сегодня идет не только за имеющиеся рынки, но и за только-только формирующиеся рынки Азии и Африки, и крупные машиностроительные компании уже сейчас прилагают максимум усилий, чтобы завоевать их, – отметил Комиссаров.
В условиях столь жесткой конкуренции российским предприятиям необходимо параллельно решать проблему перехода производства на новый технологический уклад и проблему борьбы за мировой рынок, причем в сжатые сроки. «Уровень стоящих задач, глубина, масштаб позволяют сегодня говорить о необходимости реализации программ, которые будут нацелены, по сути, на вторую индустриализацию страны», – отметил Д. Комиссаров. И в этом контексте сотрудничество государства и бизнеса значимо как никогда. Но, несмотря на помощь государства (которая, кстати, не является эксклюзивными только для российского производителя условиями, а является обязательными, стандартными методами для обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей промышленности во всех странах мира), производственники должны вести собственную большую работу по модернизации производства, по приобретению компаний-владельцев технологий и т.д. И именно объединение всех компаний отрасли в «Союз машиностроителей России» может создать необходимую базу для их дальнейшего развития.
О неслучайности проведения второго съезда «СоюзМашаРоссии» в Ижевске и большой роли Удмуртии в российском машиностроении говорил в своем выступлении Президент УР А. А. Волков. По его словам, проведение съезда на удмуртской земле подтверждает признание вклада республики в развитие машиностроения страны и укрепление оборонного потенциала государства, что отмечается и конкретными цифрами: в 2007 году объем отгруженных товаров машиностроительного комплекса Удмуртии составил 53 млрд рублей, что на 28,8% больше, чем в 2006 году. Кроме того, вся история республики прочно связана с предприятиями, которые выпускают широкий спектр изделий оборонного назначения: от пистолетов Макарова и автоматов Калашникова до стратегических ракет «Тополь» М3, высокоточного оружия. А сегодняшняя доля ижевских предприятий в российском производстве навесного оружия составляет 80%, автоматического боевого стрелкового оружия – 90%, снайперского – 95%. В связи с этим Александр Волков высказал предложение организации в республике особой промышленной зоны по стрелковому оружию, которая послужила бы дальнейшему развитию машиностроительного комплекса не только Удмуртии, но и России в целом. Эту идею отметил Дмитрий Медведев, и не исключил, что она может быть рассмотрена на одном из заседаний Правительства РФ.
Вообще, результатом съезда, по мнению Д. А. Медведева, должно стать создание плана работы по развитию машиностроительной отрасли в ближайшие годы, плана, который будет поддержан государством и который будет неукоснительно реализовываться в ближайшие 10-12 лет.
Возвращаясь к его выступлению, следует отметить и высказанное им о уже произошедшем позитивном сдвиге в машиностроительной отрасли. Дмитрий Медведев отметил, что 20 век для развития машиностроения был разным. Старт России как индустриальной державы был прерван первой мировой, а затем гражданской войнами. После чего наступил советский период, который в полной мере можно назвать технологической революцией, давшейся стране серьезной ценой, но которая изменила промышленный облик государства и вывела его в машиностроительные лидеры. Постперестроечный кризис больно ударил по отрасли, но первые 8 лет нового века ознаменовались возвратом государства и бизнеса в машиностроение.
- Первые шаги сделаны, отрасль начала дышать. У нас есть все условия для создания нового, конкурентоспособного, сильного российского машиностроения! – заключил Дмитрий Медведев.
Справка
Общероссийская общественная организация «Союз машиностроителей России» была образована в апреле 2007 года для совместной с государством работы по развитию отечественной промышленности, решения задач по диверсификации экономики и удвоению ВВП. По словам председателя Союза Сергея Чемезова, основная цель организации – «в лоббировании интересов предприятий отрасли». Таким образом, Союз призван формировать стратегию развития отрасли, а также определять механизмы государственной политики по поддержке отечественного машиностроительного комплекса, одного из крупнейших в стране.
Российская машиностроительная отрасль представлена более 50-ю тысячами предприятий, на которых занято более 4 миллионов человек. По объему производства отрасль уступает только топливно-энергетическому комплексу, являясь, таким образом, вторым по величине сектором экономики.