Главный инженер ОАО "Белкамнефть" Николай Граханцев: Мы за ужесточение политики в области промышленной и экологической безопасности
Номер журнала:
В 2008 году ОАО «Белкамнефть» намерено продолжить бурение новых нефтедобывающих скважин и реализовать ряд серьезных инвестиционных проектов. Охрана труда, промышленная и экологическая безопасность остаются приоритетными направлениями деятельности предприятия. Но, по мнению главного инженера ОАО «Белкамнефть» Николая Михайловича Граханцева, динамичное развитие нефтедобывающей отрасли может тормозиться неразвитостью инфраструктурного сектора региона.Граханцев
Николай Михайлович, главный инженер
ОАО «Белкамнефть»
- Николай Михайлович, 2007 год был для предприятия непростым. С какими итогами он заканчивается для ОАО «Белкамнефть»?
- В 2007 нам удалось сохранить тот уровень добычи нефти, который был достигнут в 2006 году. Это одно из достижений предприятия.
Приведу несколько основных показателей. Объем добычи нефти, как результат объединенных усилий всего коллектива ОАО «Белкамнефть» и дочерних предприятий нашей группы, превышает 3 млн 996 тыс тонн. Это всего на 0,2% меньше, чем в 2006 году. Введено в эксплуатацию 32 новых добывающих скважины, из которых добыто 79,6 тыс. тонн нефти. Выполнен серьезный объем геолого-технических мероприятий, позволивших добыть дополнительно около 329 тыс. тонн нефти.
Это стало возможным благодаря поддержанию фонда скважин в рабочем состоянии. Коэффициент эксплуатации нефтяных скважин в ОАО «Белкамнефть» составил 0,952. Это очень высокий показатель.
Капитальные вложения в целом составили более 1 млрд 163 млн рублей. Введено в эксплуатацию объектов капительного строительства на сумму, превышающую 1 млрд 500 млн рублей. Таким образом, объем незавершенного строительства в 2007 году сократился почти на 350 млн рублей.
На мероприятия по охране труда в ушедшем году было направлено 102,5 млн рублей. Затраты на экологию по всем программам и направлениям – 564,4 млн рублей.
На предприятии создано 170 новых рабочих мест.
Это только некоторые из цифр, характеризующие напряженный труд большого коллектива рабочих, руководителей и специалистов, численность которого, без учета дочерних предприятий, на 1 декабря 2007 года составила 4 570 человек.
- В 2007 году предприятию пришлось отказаться от некоторых планов по бурению новых скважин, обновлению основных производственных фондов. Не могли бы вы озвучить планы предприятия на следующий год?
- Да, действительно, в 2007 году по причинам, не зависящим от руководства предприятия, нам пришлось скорректировать планы в бурении, капитальном строительстве, обновлении оборудования. Прогнозы на 2008 год более оптимистичны в части привлечения средств на бурение новых скважин, обустройство месторождений, замену устаревшего оборудования в сравнении с фактическими результатами 2007 года.
Бизнес-план ОАО «Белкамнефть» на 2008 год сейчас еще находится на утверждении в ОАО НК «РуссНефть». Тем не менее, отмечу, что в этом году должны сохраниться объемы бурения, а также быть реализованы планы по строительству и обустройству ряда крупных и серьезных объектов, таких как установки подготовки нефти Юськинского и Смольниковского месторождений. Заложены средства на проведение глубокой реконструкции установки предварительного сброса воды «Вятка», построенной более 30 лет назад. Принципиально решен вопрос по строительству подводного перехода через реку Кама нефтепровода Вятка – Ашит.
Будут увеличены затраты на охрану труда, промышленную безопасность и выполнение природоохранных мероприятий. Таким образом, охрана окружающей среды, безопасность работников остаются приоритетными направлениями деятельности предприятия.
- Ростехнадзор подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации, в котором предлагается увеличить существующую плату за сжигание попутного нефтяного газа (ПНГ) в 164 раза. Насколько, с вашей точки зрения обоснованы такие цифры? Насколько готово ОАО «Белкамнефть» к данным нововведениям, если они будут приняты Правительством РФ? Как выстраивается стратегия предприятия по решению проблемы использования ПНГ?
- То, что государство обратило внимание на эту проблему – хороший знак и стимул для отечественной науки и производителей. До сих пор тон на рынке технологий и оборудования по утилизации попутного газа задавали в основном иностранные производители. Они предлагают очень интересные решения, сомнения вызывает только их ценовая политика. Сейчас появляется интерес у российских предприятий – разработчиков оборудования и производителей. Это приведет к тому, что в ближайшее время появятся эффективные решения в области утилизации попутного газ, адаптированные к российским условиям и особенностям.
Вместе с тем в настоящее время ситуация с утилизацией и рациональным использованием попутного нефтяного газа в России складывается не лучшим образом. И это обусловлено в первую очередь рядом экономических или даже фискальных проблем.
Для ОАО «Белкамнефть» увеличение платы за сжигание попутного нефтяного газа также актуально. Поясню почему. В сумме налога на добычу полезных ископаемых (так называемый НДПИ) составляющая за добычу попутного (или растворенного) нефтяного газа не выделена. НДПИ определяется по объему добытой нефти и зависит от ее рыночной стоимости. В частности, в ноябре для нашего предприятия сумма НДПИ составила 3184,82 руб./тонну. Это около 35% от цены реализации нефти – серьезная сумма.
Выбросы же попутного газа в атмосферу (путем сжигания или рассеивания) облагаются соответствующими платежами. Если объемы выбросов не превышают установленных нормативов, то величина этих платежей в среднем составляет:
- 9 рублей 60 копеек за 1000 кубических метров ПНГ при сжигании;
- 8 рублей 28 копеек за 1000 кубических метров ПНГ при рассеивании в атмосферу.
Объем попутного газа на большинстве мес-торождений, разрабатываемых ОАО «Белкамнефть», достаточно низкий и составляет около 15 кубических метров на тонну извлекаемой нефти. Легко оценить, что увеличение платежей в 164 раза, как это предлагает сделать Ростехнадзор, приведет к тому, что на тонну добытой нефти дополнительно придется всего 23 рубля 35 копеек. Там, где счет идет на тысячи рублей, это вроде бы не очень существенно. Но если эту цифру умножить на количество добытой нефти (в нашем случае 3996 тыс. тонн), то получим дополнительные затраты около 88,3 млн рублей. Это уже существенно.
На крупных месторождениях с газовым фактором в сотни и тысячи кубометров на тонну добытой нефти ситуация иная. При их объемах нет необходимости в дополнительных мерах по стимулированию полезного использования попутного газа. Это и так экономически целесообразно.
- То есть для ОАО «Белкамнефть» полезное использование попутного газа представляет экономический интерес?
- Экономический интерес, конечно, присутствует. При полезном использовании ПНГ платежи за выбросы в пределах нормативов составляют всего 36 копеек за 1000 кубических метров. Но здесь возникают технические проб-лемы. На большинстве наших месторождений извлекается низкокалорийный ПНГ с высоким, от 70% до 95%, содержанием азота.
Рациональное его использование невозможно. Даже для того, чтобы сжечь «азотный» газ, его придется смешивать с природным или сжиженным углеводородным газом. Кроме рассеивания, никакого иного применения он не находит. Проблема усугубляется тем, что на небольших удаленных месторождениях с суточной добычей от 100 до 500 тонн количество извлекаемого ПНГ составляет всего 1500-7500 кубических метров.
Другое дело, если речь идет о месторождениях, где есть излишки высококалорийного ПНГ, таких как Вятская площадь, Смольниковское, Забегаловское. Здесь, с точки зрения экономической и экологической эффективности, наиболее рационально использовать попутный газ как энергоноситель для выработки тепловой и электрической энергии для использования на наших же объектах. Второй путь, если он найдет экономическое подтверждение, использовать на месторождениях компактные установки по сжижению газа. В дальнейшем сжиженный газ может быть использован в качестве топлива на наших же установках подготовки нефти, на тех же Юськинском и Бурановском месторождениях, куда мы вынуждены подводить природный газ, так как свой попутный газ с этих месторождений не может использоваться по указанным выше причинам.
Кроме того, в ОАО «Белкамнефть» апробирована технология перекачки добываемой нефтегазовой смеси с небольших месторождений на крупные. В дальнейшем мы намерены расширять применение этой технологии.
Необходимо отметить, что в настоящее время на уровне ОАО «НК «РуссНефть» рассматривается комплексная программа по повышению эффективности использования попутного газа. Мы свои предложения уже направили.
- Одной из важнейших проблем современной России является проблема инфраструктурных ограничений экономического роста. Соответствует ли уровень развития инфраструктурных отраслей – энергетики, транспортной отрасли – потребностям ОАО «Белкамнефть»? Как решаются эти проблемы?
- Уровень развития инфраструктуры в Удмуртии не соответствует тем задачам, которые стоят перед нефтяниками. По объективным и понятным причинам объекты развития нефтяной отрасли смещаются на периферию республики. И мы сталкиваемся, в первую очередь, с низким уровнем развития дорог общего пользования и электросетевого хозяйства. Основные затраты при освоении новых месторождений направляются именно на создание этой инфраструктуры.
Приведу пример. Одним из перспективных и важных направлений развития как ОАО «Белкамнефть» так и ОАО «Удмуртнефть» является освоение севера Удмуртии. У нас там группа месторождений: Кулигинское, Пызебское, Пибаньшурское, Золотаревское, у ОАО «Удмуртнефть» – Карсовайское месторождение. Для того чтобы обеспечить эту группу месторождений электроэнергией, необходимо в рамках развития электросетевого хозяйства провести реконструкцию глазовской подстанции «Звездная» 220/110 кВ. Далее – построить до центра нагрузок месторождений две параллельные ЛЭП-110 кВ протяженностью около 80 километров и подстанцию 110/35 кВ. От этой подстанции мы должны развести свои ЛЭП-35 кВ по месторождениям, построить понижающие подстанции 35/10 кВ и развести ЛЭП 10 кВ по скважинам. Весь проект оценивается в 650 млн рублей, что соизмеримо со всеми капитальными вложениями в строительство, которые были сделаны нашим предприятием в 2007 году.
И подобная ситуация, в той или иной мере, складывается практически на всех вновь осваиваемых месторождениях. Сети и подстанционные мощности в Удмуртии недостаточно развиты. Решаются эти проблемы в основном за счет строительства новых мощностей непосредственно на месторождениях и расширения действующих в системе ОАО «Удмуртэнерго». К счастью, законодателем в последнее время были сформулированы принципы технологического присоединения, что позволило снять вопросы по собственности в электросетевом хозяйстве. Тем менее, остаются проблемы финансирования, сроков, согласованности действий всех сторон.
Серьезная проблема связана с магистральным трубопроводным транспортом. Через Удмуртию проходит всего три транспортные ветки ОАО НК «Транснефть»: северная Сургут-Полоцк, южная Киенгоп-Набережные Челны и восточная Пермь-Альметьевск в Камбарском районе.
- Ростехнадзор добивается ужесточения правил лицензирования организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности. Данные заявления были сделаны К.Б. Пуликовским после ряда крупных аварий с человеческими жертвами, где одной из причин стало низкое качество проведения экспертных работ в области промышленной безопасности. Вам также приходится работать с экспертными организациями, проводить мониторинг данного рынка услуг. По какому принципу выстраивается работа с экспертными организациями для проведения работ на объектах ОАО «Белкамнефть»?
- Мы всегда понимали важность проработки вопросов промышленной и экологической безопасности в наших проектах разработки и обустройства месторождений.
Рынок экспертных организаций в Удмуртской Республике невелик. Практически все они аккредитованы в системе Ростехнадзора. Для ОАО «Белкамнефть» основными критериями при выборе партнера в области экспертизы всегда были и остаются качество, сроки и стоимость. За пределы республиканского рынка мы практически никогда не выходили и работаем в основном с ИКЦ «Альтон», ООО «Стрела», ижевским филиалом московского предприятия ООО ИКЦ «Промтехбезопасность». По всем параметрам они нас устраивают, и у нас никогда не возникало проблем во взаимоотношениях с органами государственной власти, осуществляющими государственную экспертизу и утверждение результатов экспертизы.
- Как бы вы оценили эффективность управления промышленной и экологической безопасностью в ОАО «Белкамнефть» в ушедшем году?
- В ушедшем году Управление промышленной и экологической безопасности справилось со своими задачами. Об этом говорит отсутствие серьезных эксцессов, инцидентов, несчастных случаев. Иначе они бы вам были известны.