Михаил Чеботарев: любой, кто загрязняет, должен платить
Чеботарев Михаил Юрьевич
заместитель руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
«Основной итог работы — это то, что за истекший год управлением не было допущено ни одной аварии. Достигается это применением комплексных мер — убеждения и принуждения. Например, экологическое направление включает в себя несколько видов деятельности. Это экологическая экспертиза, экологический контроль, нормирование в области охраны окружающей среды и администрирование платежей. У нас на данный момент любое негативное воздействие на окружающую среду является платным. В зависимости от того, какой вклад вносит предприятие в загрязнение окружающей среды, исчисляется сумма платежа. Сумма распределяется так: двадцать процентов идет в федеральный бюджет, сорок — в бюджет Удмуртской Республики и сорок — в бюджет района, на территории которого производится загрязнение окружающей среды. В частности, в Удмуртии создан и функционирует экологический фонд, имеющий свое правление. Важная деталь — Управление Ростехнадзора по Удмуртской Республике собирает деньги, является администратором платежей, но не распоряжается ими. Этим занимается экологический фонд, к которому Управление не имеет отношения. Этим достигается независимость и прозрачность расходования привлеченных средств. Очевидно, что в случае когда платеж имеет обязательный характер, а функции его сбора, администрирования и расходования сконцентрированы в одной структуре, может возникнуть соблазн злоупотребления своими полномочиями. Поэтому законодатель разделил эти функции, и мы собираем ровно столько денег, сколько положено по законодательству.В области государственного экологического надзора территориальным управлением Ростехнадзора по Удмуртской Республике в 2006 году было проверено 541 предприятие. В результате проверок предъявлено 183 штрафа на общую сумму 1 миллион восемьсот сорок три тысячи рублей. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду составили 114 миллионов рублей. Впервые в республике руководитель предприятия был признан виновным по уголовному делу, связанному с правонарушениями в области охраны окружающей среды…
За прошлый год нам удалось обеспечить поступление в бюджет 114 миллионов рублей при плане 110 миллионов. Если посмотреть на наших соседей, скажем, на Кировскую область, там собрали порядка 53 миллионов, хотя площадь у них больше и предприятий не меньше, чем у нас. В Башкортостане — площадь больше, уровень развития промышленности несоизмерим с нашей республикой (промышленность химическая и нефтехимическая) — сбор составил порядка 270 миллионов рублей. На этом фоне результаты работы Ростехнадзора по Удмуртии выглядят хорошо. Можно также добавить, что в основной массе центральных областей РФ (Курская, Брянская, Орловская) сбор составляет порядка 50 миллионов рублей».
— На что расходуются собранные Ростехнадзором средства?
— По законодательству все деньги идут на восстановление окружающей среды, и занимается этим экологический фонд Удмуртской Республики. На что он тратит деньги? Это восстановление и реконструкция родников. Также выделяются сред-ства в виде финансовой помощи отдельным предприятиям для решения природоохранных вопросов, ремонт гидротехнических сооружений. Тем самым средства направляются на предотвращение риска наступления техногенных аварий. Точный перечень предприятий находится в правлении фонда, мы не принимаем участия в распределении средств. К примеру, если плотину смоет и пруд уйдет, то по пути он смоет объекты предприятий агропромышленного комплекса, свалки.
— От чего зависит объем собираемых управлением средств?
— Количество денег зависит от нескольких факторов. Во-первых, все плательщики должны быть выявлены, то есть это учет поднадзорных объектов на территории. Любой, кто загрязняет, должен платить. Второе: платежи должны быть подсчитаны адекватно уровню техногенного влияния предприятий на окружающую среду. Есть соответствующие методики, есть аккредитованные лаборатории.
При сборе платежей проводится очень большая контрольная работа. За 2006 год инспекторами управления в области экологического надзора проведено 435 обследований. Если учесть, что реально работающих инспекторов, которые заняты именно контролем (контролеров), всего 6 человек, то на них ложится колоссальная нагрузка. В 2005 году было проведено 394 проверки. Но количество проверок само по себе ни о чем не говорит, обычно говорят о результативности. Если в 2005 году мы работу объектов не приостанавливали, то в 2006-м нами была приостановлена производственная деятельность восьми объектов в связи с грубыми нарушениями ими экологического законодательства. В основном нарушения связаны с проведением строительных работ без государственной экологической экспертизы. Это общая беда строителей, когда «сначала строим, потом пытаемся нарисовать проект и обосновать, что же мы построили». Естественно, это путь тупиковый, и мы в этой ситуации объекты приостанавливаем.
Выписано 183 штрафа на общую сумму 1 миллион восемьсот сорок три тысячи рублей руководителям поднадзорных организаций. В 2005 году было 133 штрафа на 675 тысяч. Сейчас выявляются более грубые нарушения, проверки проводятся глубже, и, соответственно, если руководитель предприятия получает штраф в размере 50 тысяч, это заставляет задуматься: а правильно ли расходуются средства на предприятии, вкладываются ли они в современные технологии, оборудование? Любой руководитель заинтересован в первую очередь в получении прибыли. Если надзорные и контролирующие органы не будут обращать его внимания на насущность проблемы, никто средства на экологию выделять не будет. Такие меры достаточно эффективны. Есть и другой вид воздействия. Например, за прошлый год 51 материал передан в органы власти, прокуратуры и суды. Порядка семи уголовных дел возбуждено по материалам, в сборе которых принимали участие сотрудники Ростехнадзора. Это те случаи, когда мерами административного воздействия добиться решения уже невозможно. В частности, расследуются уголовные дела по утилизации нефтяного шлама, незаконной предпринимательской деятельности, когда, не имея лицензии и подготовленного персонала, предприятие вывозит мусор на нелегальную свалку, имея с этого коммерческий доход. То есть достаточно серьезные нарушения, достаточно серьезные санкции. При работе с такими серьезными нарушениями мы тесно взаимодействуем с органами МВД. Там есть управление экологической милиции. Есть прокуратура природоохранного профиля. Тоже тесное взаимодействие.
На территории УР по экологической статье возбуждено 7 уголовных дел. Одно из них завершено. Впервые в республике человек был признан виновным по уголовному делу, связанному с правонарушениями в области охраны окружающей среды — несанкционированный сброс на свалку твердых бытовых отходов и нефтяного шлама.
Прежде чем заниматься какой-либо промышленной деятельностью, следует почитать законодательство РФ. Там написано, что «за создание угрозы загрязнения окружающей среды, создание угрозы безопасности здоровья и жизни граждан предусмотрена ответственность вплоть до уголовной». А дальше начинаются детали. Каждый человек работает в своей сфере. У директоров предприятий есть утвержденные технологии, проектная документация, номенклатура продукции, план, который они выполняют. Есть определенные методы утилизации отходов, которых надо придерживаться. Есть обязательные природоохранные мероприятия и лицензионные условия. Сейчас в республике наводится порядок. Дело не в самом наказании как факте, а в его неотвратимости. Люди должны знать, что если занимаются незаконным бизнесом, то наказание обязательно последует, независимо от суммы извлеченного дохода.
— Бывает ли, что предприниматели из других регионов везут отходы в Удмуртию?
— Вопрос сложный. У нас достаточно много организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории нескольких субъектов. И в этой ситуации тяжело разобраться, кто куда завез и где спрятал, очень тяжело. Да, одно дело такого характера находится на стадии расследования. У нас налажена тесная связь с коллегами из соседних регионов. Поднадзорные объекты — это дело общее. Вот, например, идет магистральная труба. Кто за нее отвечает? Если юридическое лицо находится в Татарстане, труба в Удмуртии, а надзорный орган — в Пермской области. Без организации взаимодействия в этом случае ничего сделать невозможно. Дело рассматривается по месту совершения. Естественно, при необходимости мы обращаемся за помощью к коллегам из соседнего региона.
— Каковы планы Управления Ростехнадзора по Удмуртии на 2007 год?
— Основные проблемы Удмуртии — утилизация бытовых отходов. Была проблема и остается — это реконструкция и модернизация производств, износ оборудования достаточно большой. А любая реконструкция — это современное, экологически более чистое оборудование. Это реконструкция котельных — переход на более чистые виды топлива. Это оснащение предприятий очистными сооружениями. Это проблемы, связанные с развитием автотранспорта, появление несанкционированных моек и прочее. Одна из задач, от решения которой зависит снижение токсичных выбросов в центре города, производимых большегрузным транспортом — это строительство объездных дорог вокруг Ижевска.
Появятся ли какие-нибудь новые направления нашей деятельности, пока сказать трудно. Мы действуем в соответствии с федеральным законодательством. Одно можно сказать с уверенностью — мы планируем дальнейшее ужесточение контроля.