Вопросы и ответы: декларация, экологический сбор, постановка на учет
Номер журнала:
Рубрика:
В конце 2021 г. Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора провело мероприятие по обсуждению правоприменительной практики. В рамках подготовки и проведения совещания от природопользователей поступило немало вопросов, на которые ответили специалисты Управления.
Для объектов I и III категорий предельно допустимые выбросы устанавливаются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при их наличии в выбросах.
Предлагаем вниманию читателей вопросы и ответы на темы, касающиеся объектов НВОС. В ответах учтены текущие изменения законодательства.
- За 2020 г. были поданы две декларации о плате, обе по разным ОКТМО: одна по выбросам, вторая по отходам (сбросов не имеем). После проверки декларации в личном кабинете появились статусы: декларация по отходам: статус — недоплата по выбросам; декларация по выбросам: статус — недоплата по сбросам. Что делать в данной ситуации? Порядком предоставления не предусмотрены какие-либо отказы в приеме декларации. Если делать акт сверки, то что и с чем сверять, ведь сбросов нет, а за выбросы и отходы все уплачено в полном объеме?
Ответ:
- При выявлении любых несоответствий платы и начислений по плате за негативное воздействие на окружающую среду администратор платы в соответствии с пп. 46, 48 Правил исчисления платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255, составляет акт контроля над исчислением платы. Статус «отклонено» говорит только о наличии такого акта контроля.
Для объектов I и III категорий предельно допустимые выбросы устанавливаются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при их наличии
в выбросах.
- Какой порядок сдачи отчетности и исчисления платы за отчетный год, если в течение отчетного года у предприятия изменилась категория объекта НВОС (с третьей на вторую)?
Ответ:
- Вам необходимо в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предоставить два расчета на две категории.
- Предприятие поставлено на государственный учет объектов НВОС как II категория в сентябре 2021 г. Декларация объектов НВОС находится в стадии разработки. Каким образом выполнить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 г.?
Ответ:
- При отсутствии разрешительных документов плата будет исчисляться как сверхлимитная в соответствии с формулами, указанными в Постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»).
- Надо ли вносить плату за размещение при передаче отходов на обработку?
Ответ:
- За нарушение сроков накопления отходов больше 11 месяцев с момента образования отходов вносится плата за их несанкционированное размещение согласно п. 8 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 255 от 03.03.2017 г. срок накопления перестает исчисляться при передаче отходов на размещение, обезвреживание или утилизацию отходов. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ обработка отходов является предварительной подготовкой отходов к дальнейшей утилизации. Таким образом, организация, занимающаяся обработкой отходов, должна предоставлять вам документы, что ваши отходы были обработаны и переданы на утилизацию организации, осуществляющей утилизацию отходов (или утилизированы).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на период действия комплексного экологического разрешения и могут продлеваться на тот же срок в случае продления комплексного экологического разрешения.
- Нужно ли переделывать согласованные лимиты образования отходов, если превысили объем образования, но все передано на утилизацию?
Ответ:
- В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона 24.06.1998 г. № 89-ФЗ НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1029 (далее — Порядок № 1029).
Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены приказом Минприроды России от 07.12.2020 г. № 1021 (далее — Порядок № 1021).
В соответствии с п. 5 Порядка № 1029 для объектов I категории, а также для объектов II категории в случае получения ими КЭР обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение включается в заявку на получение комплексного экологического разрешения, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 11.10.2018 г. № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 23.06.2020 г. № 383.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются комплексным экологическим разрешением, выдаваемым территориальными органами Росприроднадзора в соответствии с Правилами рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 г. № 143.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на период действия комплексного экологического разрешения и могут продлеваться на тот же срок в случае продления комплексного экологического разрешения в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 143.
Вместе с тем ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для объектов I категории установлен переходный период, в соответствии с которым с 01.01.2019 г. и до получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ.
- Экологический сбор: определение схожей группы товаров.
Ответ:
- Группа товаров, а также коды товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) определяются в соответствии с перечнем товаров, установленным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2970-р. За отчетный период 2021 г. будет действовать перечень товаров, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 3721-р.
В случае отсутствия позиции по группам товаров в Распоряжении № 3721-р, предусмотренных Распоряжением № 2970-р, отчет о выполнении нормативов утилизации и расчет суммы экологического сбора за отчетный период 2021 г. производятся по отсутствующим позициям группы товаров по нормативам утилизации, установленным на 2020 г. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2971-р.
- Правомерна ли передача отходов V класса опасности с целью осуществления перевода таких отходов в категорию продукции и их дальнейшей реализации покупателем? Если такая передача является правомерной, то какие документы обязан предоставить покупатель продавцу, и будут ли такие документы удовлетворять требования природоохранного законодательства в части предоставления отчетности по отходам?
Ответ:
- Согласно Федеральному закону 24.06.1998 г. № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, товар не может быть отходом. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ на товар должны быть разработаны технические условия (вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги).
Правительством РФ от 30.12.2015 г. № 1520 утверждены сроки и формы отчетности:
- о представлении информации о местах (площадках) для сбора отходов от использования товаров, организованных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров;
- о представлении информации о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров, в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров.
- Как нормируются вещества I и II классов опасности для предприятий III категории НВОС?
Ответ:
- Приказом Минприроды России от 11.08.2020 г. № 581 утверждена Методика разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объектов I, II и III категорий (далее — Методика).
В соответствии с п. 5 Методики для объектов I и III категорий предельно допустимые выбросы устанавливаются только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) при их наличии в выбросах.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р (далее Перечень регулируемых загрязняющих веществ).
Вместе с тем в соответствии с п. 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74, в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы.
Необходимо ли объектам III категории составлять План-график наблюдений и проводить мониторинг атмосферного воздуха согласно п. 9.1 Приказа Минэкологии РФ от 28.02.2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»? Будет ли размещен перечень предприятий, которым необходимо проводить такие наблюдения на сайте Управления? С какой периодичностью и по каким веществам проводить наблюдения?
Ответ:
- В соответствии с п. 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74, подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать:
- План-график контроля стационарных источников выбросов (далее — План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;
- План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее — План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений.
В План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более трех месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.
В План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.
План-график контроля должен содержать периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.
Предусмотрены ли законом сроки проведения инвентаризации источников выбросов? Прошу еще уточнить — по закону все юридические лица, которые эксплуатируют передвижные и стационарные источники выбросов, обязаны проводить их инвентаризацию. Но обязательно ли проведение инвентаризации передвижных источников выбросов, ведь их координаты определить невозможно? И каким образом проводить их инвентаризацию, если методика инвентаризации относится только к стационарным источникам?
Ответ:
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Порядок проведения инвентаризации определен приказом Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
В соответствии с п. 2 Порядка решение о проведении инвентаризации выбросов, которым определяются сроки проведения инвентаризации выбросов и назначается должностное лицо, ответственное за проведение инвентаризации выбросов, утверждается хозяйствующим субъектом.
В План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно
согласованные выбросы.
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.
Пп. 42 и 43 Порядка определено, что корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в следующих случаях:
- изменения технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
- изменение объемов производства;
- замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;
- выявление при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ;
- изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов;
- реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.
В случае изменения объема и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов корректировка инвентаризации выбросов обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25 % соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10 % суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).
При возникновении обстоятельств, указанных в пп. 42 и 43 Порядка, хозяйствующий субъект вправе принять решение провести новую инвентаризацию выбросов.
Выбросы передвижных источников постоянно или временно функционирующих на производственном объекте в обязательном порядке учитываются при проведении расчетов рассеивания в качестве факторов, формирующих общий уровень воздействия на атмосферный воздух (фоновое загрязнение).
С 01.03.2022 г. вступает в силу новый Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения такой инвентаризации и корректировки (далее — Порядок), утвержденный приказом Минприроды от 19.11.2021 г. № 871.
П. 3 Порядка определено, что при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.