Владимир Вьюнов: «Наши инспекторы выявляют в 3-5 раз больше замечаний, чем производственный контроль на предприятиях»
Номер журнала:
Рубрика:
21 марта 2012 г. состоялось расширенное совещание Волжско-Окского управления Ростехнадзора «О состоянии промышленной и энергетической безопасности в Нижегородской области и Республике Мордовия в 2011 г. и задачи по обеспечению технологической безопасности на 2012 г.».
Итоги 2011 г. и перспективы развития надзора в 2012 г. были представлены в докладе руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора Владимира Сергеевича Вьюнова: «В прошедшем году управление осуществляло свои полномочия на территории Нижегородской области и Республики Мордовия по 18 видам надзора. Под надзором управления находится около 5,5 тыс. предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности и эксплуатирующих около 9 тыс. ОПО, 57 предприятий энергетики, около 6 тыс. промышленных потребителей энергии и свыше 40 тыс. непромышленных, свыше 15 тыс. км магистральных трубопроводов и около 35 тыс. км распределительных. Количество проведенных обследований, выявленных нарушений и административных взысканий в 2011 г. оказалось несколько меньше, чем в 2010 г., причем такая тенденция имеет место последние годы. Но общее количество временных запретов и приостановлений деятельности и общая сумма штрафов возросли в разы».
Промышленная безопасность
Состояние опасных производственных объектов в 2011 г. можно характеризовать как удовлетворительное. Вместе с тем, продолжилась тенденция к старению основных фондов. Проблема замены оборудования на ОПО с каждым годом обостряется, поскольку темпы замены оборудования очень низкие. Особенно это касается машиностроительной и металлургической отраслей. Для решения этой проблемы необходимо внедрение высокотехнологичного, производительного и безопасного оборудования.
На предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности только треть оборудования эксплуатируется до 10 лет и почти половина оборудования эксплуатируется более 20 лет. Выработали нормативный срок службы оборудование химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих производств от 60 до 80 %, около 90 % грузоподъемных кранов во всех отраслях промышленности и строительства, до 60 % подъемников, более 40 % лифтов, более 90 % плавильных агрегатов.
Низкими темпами производится замена лифтов, количество лифтов, отработавших нормативный срок службы, увеличивается. На сегодняшний день более 4 тыс. лифтов требует замены. В последние годы в Нижнем Новгороде заменяется по 50-60 лифтов в год. При таких темпах замены вопрос с надежностью работы и безопасностью лифтового хозяйства не решить никогда. Особенно высок износ и крайне низкие темпы обновления грузоподъемного оборудования, сталеплавильных агрегатов и других технологических устройств на ОПО на ОАО «ГАЗ», ОАО «Красная Этна», ОАО «Румо» и многих других.
При активном содействии управления подконтрольными предприятиями решаются важные задачи по обеспечению промышленной безопасности, разрабатываются и выполняются мероприятия, направленные на снижение рисков аварийности и травматизма. На крупных предприятиях осуществляется модернизация производств, ведется строительство новых объектов.
В частности, на объектах магистральных нефтепроводов ОАО «Верхневолжскнефтепровод» в 2011 г. завершены работы по строительству и реконструкции резервуаров для нефти, выполняются работы по устранению дефектов на подводных переходах и линейной части магистрального нефтепровода, проведены обследования подводных переходов, выполнена внутритрубная диагностика магистральных нефтепроводов. Для повышения надежности эксплуатации магистральных нефтепроводов выполнены работы по реконструкции, строительству резервных ниток подводных переходов с внедрением локальных систем обнаружения утечек.
На территории ответственности ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» ведутся работы по вводу в эксплуатацию компрессорных станций Ивановская и Лукояновская и линейных частей газопровода Починки-Грязовец участка Починки-Ярославль.
На ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» завершено строительство объектов комплекса каталитического крекинга мощностью 2 млн т/год и осуществляется реализация мероприятий по приведению опасных производственных объектов (ОПО) к требованиям Норм и Правил промышленной безопасности.
На ОАО «ВМЗ» введен в эксплуатацию листопрокатный стан «5000» по производству широкополосного толстолистового проката для труб большого диаметра.
ОАО «Русполимет» проводит модернизацию сталелитейного цеха, предполагающую установку нового металлургического оборудования (электродуговая печь, установка печь-ковш, вакууматор). С пуском указанного нового оборудования на ОАО «Русполимет» в первом квартале 2012 г. планируется закрытие мартеновского цеха.
ОАО «Сибур-Нефтехим» проводит работы по оснащению современными системами мониторинга технического состояния наиболее ответственного оборудования. Технологические установки и производства в ОАО «Сибур-Нефтехим», ООО «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» переходят на современные АСУТП.
В Нижнем Новгороде оборудованы системами диспетчерского контроля, отвечающими Правилам безопасности, 93 % лифтов муниципального подчинения, а в Саранске – 99 % лифтов. Можно привести и другие положительные примеры. Тем не менее продолжается нестабильная работа ряда предприятий, связанная со сменой собственников, реструктуризацией и передачей котельных от одной эксплуатирующей организации к другой. Это не способствует укреплению производственной и технологической дисциплины. Сложившаяся ситуация требует ужесточения контроля за состоянием технологического оборудования, увеличения объемов работ по ревизии и определению остаточного ресурса работы оборудования с привлечением экспертных организаций, широкого применения новых систем неразрушающего контроля.
Главным фактором в обеспечении безопасности в этих условиях должен стать производственный контроль на предприятии, и должна быть создана система управления промышленной безопасностью. Отмечу, что система управления и ПК на некоторых предприятиях существуют лишь формально. Наши инспекторы выявляют в 3-5 раз больше замечаний, чем производственный контроль на предприятии. Что касается экспертиз ПБ, должен отметить, что к некоторым организациям имеются серьезные замечания с точки зрения качества проведения экспертиз.
На ОПО произошло 6 аварий (в 2010 г. – 7), несчастных случаев со смертельным исходом в 2011 г. – 4 (в 2010 г. – 4). Определенную озабоченность вызывает отсутствие положительной динамики количества инцидентов на объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. На объектах газоснабжения произошло 4 аварии и по 1 на объектах МТТ и нефтехимии. Несчастные случаи со смертельным исходом произошли на металлургическом производстве – 2 и по одному случаю на объектах МТТ и подъемных сооружениях. Из основных причин аварийности и смертельного травматизма на объектах необходимо выделить неэффективный и недостаточный производственный контроль за безопасной организацией работ на ОПО.
Большую озабоченность вызывает состояние предприятий, останавливаемых на консервацию в результате падения объемов производства. В ряде случаев на этих предприятиях остаются без контроля взрывопожароопасные, химически опасные продукты, что приводит к повышению потенциальной опасности таких объектов. Например, ОАО «Нижегородский завод шампанских вин».
Состояние промышленной безопасности объектов магистрального трубопроводного транспорта, построенного еще в 1960-1980-х гг., находится на низком уровне. Свыше 65 % газопроводов и свыше 85 % нефтепроводов, а также все нефтеперекачивающие станции и более половины ГРС эксплуатируются более 20 лет. А в результате на таких объектах происходят аварии с серьезными последствиями. Самые серьезные опасения вызывает состояние газораспределительных сетей и станций, находящихся на балансе потребителей. Состояние промышленной безопасности этих объектов неудовлетворительное, и вопрос передачи их на баланс ОАО «Газпром» по-прежнему решается очень медленно.
Отслужили нормативный срок более 20 % ГРП (ШРП), 10 % стальных газопроводов. Из числа зарегистрированных в управлении технических устройств отработали нормативный срок службы около 50 % котлов, 40 % сосудов, работающих под давлением, более 30 % трубопроводов пара и горячей воды, причем процент их с каждым годом увеличивается. Контрольно-надзорная деятельность в области оборота взрывчатых материалов промышленного назначения в 2011 г. проводилась в соответствии с планом и мероприятиями, разработанными совместно с УВД и ФСБ. На предприятиях, поднадзорных управлению, аварий, несчастных случаев и утрат ВМ не отмечено. Проблема состоит в том, что в настоящее время допущено к применению более 1000 видов взрывчатых веществ (ВВ). Это неправильно. Необходимо сократить и исключить старые ВВ, опасные в применении и разрабатывать новые технологии взрыва, исключающие самопроизвольный взрыв, а также необходима новая нормативная база по вопросам регулирования оборота ВМ промышленного назначения. В частности, необходим специальный технический регламент «О безопасности ВВ и изделий, их содержащих».
Строительный надзор
Волжско-Окским управлением Ростехнадзора осуществляется государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом 76-ти поднадзорных объектов капитального строительства, что в итоге составляет 313 зданий и сооружений, на которых осуществляется государственный строительный надзор. Проведено 44 итоговые проверки, по результатам которых выданы 39 «Заключений о соответствии», (среди которых такие крупные, технически сложные объекты, как «Пассажирская подвесная канатная дорога Нижний Новгород – Бор», Подстанции 500 кВ «Нижегородская», КС «Лукояновская», и другие объекты. В 5 случаях приняты решения об отказе в выдаче ЗОС. Наиболее характерные нарушения в результате этого вида надзора следующие:
- строительство и реконструкция объектов капитального строительства начинается без разрешения на строительство;
- ведение строительства без положительного заключения Главгосэкспертизы;
- выполнение строительно-монтажных работ без допуска СРО.
Энергетический надзор
Вопрос старения основных фондов и замены оборудования на объектах энергетики также актуален, как и на предприятиях, эксплуатирующих ОПО.
Более 50 % оборудования подстанций 35-220 кВ выработали свой ресурс и в той или иной степени требуют замены, причем подстанции, отработавшие более 25 лет, составляют около 50 % от общего количества подстанций.
Около 60 % оборудования электрических станций (котлы, турбины, генераторы, трансформаторы) также выработали ресурс, и эксплуатация производится по диагностике и состоянию основных параметров. Аналогичная картина по котельным и тепловым сетям. Количество объектов, выработавших свой ресурс, с каждым годом не уменьшается.
Второй вопрос, требующий незамедлительного решения – это надежность электроснабжения промышленных предприятий и объектов социальной сферы.
Более 20 промышленных предприятий, имеющих на своем балансе различные опасные производственные объекты, по надежности электроснабжения, не соответствуют категорийности электроприемников (ГЖД, Салют, НИИИС и другие).
На объектах водоснабжения и канализации Нижнего Новгорода не соответствуют по категории электроснабжения 12 насосных станции из 234. На четырех основных водопроводных станциях Нижнего Новгорода, а также на канализационных насосных станциях («Кавказ», Автозаводская, и станция аэрации) существующие схемы электроснабжения требуют серьезной реконструкции.
Из почти 3 тыс. котельных, снабжающих тепловой энергией население и объекты социальной сферы Нижегородской области, около 1 тыс. котельных не обеспечены резервными источниками электроэнергии, свыше 100 котельных и ЦТП не имеют автоматического включения резерва согласно требованиям Правил.
По объектам здравоохранения по области не соответствуют требованиям надежности около 70 % медицинских учреждений и свыше 60 % объектов образования. Такое положение на объектах социальной сферы усугубляется отсутствием квалифицированного электротехнического персонала.
Особое внимание было уделено подготовке и прохождению осенне-зимнего максимума. За отчетный период было проведено 188 обследований поднадзорных организаций по контролю за прохождением и подготовкой к ОЗП, почти 100 % предприятий получили паспорта готовности.
Надзор за ГТС
Под надзором управления находятся 1282 ГТС, 95 % которых – это низконапорные плотины IV класса, образующие небольшие водные объекты. Из общего количества более 50 % являются бесхозяйными гидротехническими сооружениями. Из них 77 находятся в неудовлетворительном состоянии, 13 – в аварийном состоянии. В результате обследований и анализа подготовки к прохождению паводка в предыдущие годы можно выделить следующие проблемы:
- собственниками ГТС крайне редко включаются мероприятия, требующие финансовых затрат (прежде всего ремонтные мероприятия);
- на значительной части ГТС не определены предельные значения состояния сооружения, и как следствие, организуемые за ГТС наблюдения не позволяют в полной мере оценить их безопасность и организовать правильную эксплуатацию;
- не организуются наблюдения за гидротехническими сооружениями и не проводится оценка безопасности в межпаводковый период;
- обслуживающий ГТС персонал имеет недостаточную квалификацию.
Наибольшее опасение при прохождении паводка вызывают бесхозяйные ГТС, а также крупные ГТС, аварии на которых могут привести к серьезным последствиям.
В 2011 г. была проведена большая работа по инвентаризации ГТС. Межведомственной рабочей группой, в состав которой вошли представители федеральных и местных органов власти были рассмотрены материалы, представляемые комиссиями муниципальных образований по состоянию ГТС. В результате этой работы из перечня бесхозяйных гидротехнических сооружений было исключено по разным причинам 99 объектов, в основном, утративших свое функциональное назначение. Эту работу необходимо будет продолжить и в этом году, в том числе и по передаче ГТС в собственность.
За отчетный период управлением проводились проверки готовности гидротехнических сооружений к прохождению паводка. Все выявленные нарушения требований законодательства в области безопасности ГТС взяты под контроль. Аварий и случаев травматизма на поднадзорных ГТС в 2010 г. не было.
Общий уровень безопасности по результатам проведенных проверок гидротехнических сооружений оценивается как пониженный, техническое состояние – работоспособное. Противоаварийная устойчивость ГТС Нижегородской области удовлетворительная, Республики Мордовия – неудовлетворительная.
Аварийность и травматизм
в энергетике
В 2011 г. произошло 6 аварий. В 2010 г. – 5. В прошедшем году произошло значительное снижение несчастных случаев на производстве со смертельным исходом с 6 случаев в 2010 г., до одного в 2011 г., не было групповых несчастных случаев, хотя данный вид надзора остается самым травмоопасным в последние годы в России.Количество аварий увеличилось с 5 в 2010 г. до 6 в 2011 г., а по Нижегородской области произошло даже снижение аварийности, причем 5 из 6 аварий связаны с потерей диспетчерской связи, которые ранее не попадали под классификацию авария.
Одним из приоритетных направлений деятельности управления в области энергетического надзора является профилактика аварийности и травматизма, контроль за состоянием охраны труда в организациях, эксплуатирующих электроустановки.
К числу проблем, имеющих место в электроэнергетике, дополнительно следует отнести:
- низкий уровень эксплуатации электрооборудования, несоблюдение объемов и сроков ППР, низкое качество ремонтов;
- наличие однотрансформаторных подстанций, что снижает надежность электроснабжения потребителей;
- не оборудованные устройствами регулирования напряжения под нагрузкой трансформаторы 35 – 220 кВ (в ОАО «Нижновэнерго РПН оборудовано 68 % трансформаторов напряжением 35 кВ и выше). В автоматическом режиме РПН введено не более 4 % трансформаторов, остальные переведены в ручной дистанционный режим;
- отсутствие резерва мощности, на некоторых подстанциях, что также снижает надежность электроснабжения и препятствует развитию инфраструктуры регионов;
- снижение квалификации персонала.
Перспективы
промышленного надзора
В конце июля 2011 г. была одобрена Концепция совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности на период до 2020 г. Концепция предусматривает совершенствование системы регулирования в области промышленной безопасности, снижение административных барьеров, разграничение полномочий в части осуществления надзора между органами исполнительной власти различного уровня. Для достижения этих целей планируется:
- создать систему прогнозирования, выявления, анализа и оценки рисков на ОПО, надежности систем обеспечения ПБ;
- сократить перечень и сформировать организационные механизмы классификации ОПО по степени риска аварий и масштабу их последствий;
- дифференцировать методы регулирования в области ПБ;
- оптимизировать административные процедуры;
- создать благоприятные условия для модернизации основных производственных фондов, внедрения инновационных (в основном российских) технологий, уникального оборудования и материалов и многое другое.
Концепция рассчитана до 2020 г., однако большая часть мероприятий будет реализована в 2012-2013 гг.