Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Владимир Саламатов: Цель технического регулирования - защита жизни человека, окружающей среды

 

Номер журнала: 

17 декабря 2008 года в Центре информационных технологий компании «Гарант» состоялся интернет-круглый стол на тему «О ходе разработки и принятии технических регламентов в Российской Федерации». Об основных направлениях государственной политики в сфере технического регулирования, стандартизации, сертификации рассказал заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Владимир Юрьевич Саламатов.

Саламатов Владимир Юрьевич, заместитель министра промышленности и торговли РФ
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации играет особую роль в процессе технического регулирования, так как отвечает за обеспечение государственной политики в области технического регулирования и единства измерений, а также реализует координирующие функции реформы технического регулирования.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день уже вступили в силу три технических регламента, однако действие одного из них - технического «О бензине и других видах топлива для автомобилей, судов и авиационной и ракетной техники» было временно приостановлено до 1 января 2009 года. Вместе с тем два других технических регламента действуют в полном объеме. Это: «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».
Цели разработки и принятия любого технического регламента четко определены Федеральным законом «О техническом регулировании». Первая цель технического регулирования - защита жизни человека, окружающей среды, включая животных и растения. Вторая - защита имущества федерального, муниципального, а также имущества граждан. И третья - это предупреждение действий, которые могут ввести в заблуждение людей как потребителей продукции. Выполнение требований каждого технического регламента должно обеспечивать безопасность использования одного или нескольких видов продукции. Поскольку безопасность продукции может зависеть от процессов ее проектирования, производства, эксплуатации, а также утилизации, то требования регламентов могут распространяться и на эти процессы.

- Федеральным законом «О техническом регулировании» установлено, что до 2010 года необходимо разработать и принять вместо всех действующих законодательных актов технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к продукции. Сколько технических регламентов разработано на сегодняшний день? Какое их количество будет принято к моменту завершения в 2010 году правительственной программы по разработке техрегламентов?
- На сегодняшний момент разработано и принято шесть технических регламентов. Кроме трех, о которых уже было сказано, еще три технических регламента вступят в силу в ближайшие 5-6 месяцев. Это «Технический регламент на масложировую продукцию», «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» и «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Ежегодно Правительством Российской Федерации утверждаются уточнения в действующую Программу разработки технических регламентов. В декабре прошлого года Правительством РФ была утверждена очередная редакция Программы разработки технических регламентов на 2008-2009 годы. Программа содержит 41 проект технических регламентов с указанием сроков их внесения в Правительство Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в организации разработки проектов. С Программой можно ознакомиться на сайте Министерства промышленности и торговли РФ или в правовых системах типа «Гарант», поскольку она утверждается распоряжением Правительства РФ. До 2010 года планируется принятие порядка шестидесяти технических регламентов, действующих в разных сферах и обеспечивающих безопасность различных видов и типов продукции. При этом в первую очередь будут приниматься те регламенты, которые защищают потребителей от наиболее опасной продукции и имеют наиболее важное социальное значение.
 - Согласно п.2 статьи 9 ФЗ «О техническом регулировании», «разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо». Значит, велика вероятность некомпетентности такого лица в соответствующих областях знаний и возможных вследствие этого конфликтов интересов. Это чревато производством низкокачественной продукции и недобросовестной конкуренцией?
- Действительно, в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. Однако, прежде всего, любой проект технического регламента должен соответствовать целям, предписываемым Федеральным законом «О техническом регулировании». Это защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Далее, любой технический регламент только тогда имеет силу федерального закона или постановления Правительства Российской Федерации, когда он пройдет все процедуры, предусмотренные Законом «О техническом регулировании». Так, каждый проект технического регламента проходит процедуру публичного обсуждения вне зависимости от того, кто является автором разработки и является ли регламент инициативным или программным. В ходе обсуждения все заинтересованные стороны высказывают свои замечания и предложения, которые автор разрабатываемого проекта обобщает в виде сводки отзывов, которая сопровождает все этапы прохождения регламента. Таким образом, ни один технический регламент не может быть принят до тех пор, пока по каждому существенному замечанию не будет принято консолидированное решение всех федеральных органов исполнительной власти, участвующих в организации разработки. В настоящее время Минпромторгом России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлен и внесен в Правительство РФ проект федерального закона по внесению изменений в действующий ФЗ «О техническом регулировании». Мы надеемся, что Государственная Дума РФ рассмотрит его в период весенней сессии. Указанный законопроект направлен на совершенствование процедуры рассмотрения и принятия проектов технических регламентов. Поэтому, смею вас заверить, ни один некачественный, плохой технический регламент в Российской Федерации действовать не начнет.

- Владимир Юрьевич, каково ваше отношение к тому, что в ближайшем будущем в ходе реформы технического регулирования в области строительства предполагается, что допуском бизнеса на рынок строительства будут заниматься саморегулируемые организации - профессиональные объединения проектировщиков, изыскателей, строителей, а функции контроля государства будут значительно сокращены? Насколько это целесообразно и безопасно в реалиях нашей страны?
- Целями технического регулирования является не регулирование допуска бизнеса на рынок, а обеспечение безопасности продукции (т.е. допуск на рынок только безопасной продукции), в данном случае это здания и сооружения. Следует отметить, что именно в строительстве тенденции саморегулирования проявились наиболее действенно. Для государства очень важно, что появились такие организации, которые способны осуществлять самоконтроль продукции. Поэтому, в принципе, передача части таких функций возможна, это нормальная тенденция развития экономики. Но повторюсь, что государственный контроль за обеспечением безопасности в строительстве будет сохранен.
- Расскажите, пожалуйста, о влиянии реформы технического регулирования и стандартизации на повышение конкурентоспособности отечественных предприятий на международном уровне и внутри российского государства.
- В 2005 году Правительством Российской Федерации был принят «Специальный технический регламент о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации». Наверное, каждый из вас обратил внимание на то, что на наших дорогах автомобилей становится все больше и больше, а последствий от выбросов стало существенно меньше. Хочу сказать, что этот технический регламент предусматривает постепенное ужесточение требований к выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации автомобильной технике. Когда в силу вступило требование о том, что двигатели грузовых автомобилей и автобусов, допускаемых к эксплуатации, должны соответствовать классу не ниже 2, это привело к снижению примерно в 2,8 - 3 раза суммарного количества вредных выбросов. Что же касается легковых автомобилей, то при вступлении в силу указанного требования и при использовании неэтилированного бензина, объем вредных выбросов уменьшился в 10 раз.
С 1 января 2008 года вступило в силу требование, согласно которому допускаются к эксплуатации автомобили только с двигателями не ниже 3 класса. Такой переход позволил уменьшить вредные выбросы еще на 30-40%.
Реализация таких требований существенно повышает качество выпускаемой продукции, а значит, и ее конкурентоспособность. Более того, в большинстве случаев выполнение требований регламентов напрямую оказывает влияние и на качество нашей жизни. Хотелось бы обратить внимание, что именно повышение качества жизни граждан Российской Федерации является одной из основных задач технического регулирования.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа РR"