Владимир Григорьев: «В экологии мы подошли к поворотному моменту»
ГРИГОРЬЕВ Владимир Михайлович
руководитель Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
В ходе коллегии были озвучены основные показатели надзорной деятельности. В частности, привлечено к административной ответственности 275 правонарушителей (85 юридических лиц, 184 должностных лиц и шесть граждан). С нарушителей природоохранного законодательства взыскано более 12 млн рублей. Но основной упор Владимиром Григорьевым был сделан на вопросы, связанные с изменениями экологического законодательства и соответствующих последствий для поднадзорных организаций.
Обращение с отходами
В области обращения с отходами в республике ключевой проблемой остается организация несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, а также недостаточное количество санкционированных полигонов. Она усугубилась в связи с принятием Федерального закона № 458-ФЗ от 29 декабря 2014 года «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ-458). Некоторые из положений этого закона вступили в законную силу с 1 января 2015 года, а основная часть изменений вступит в законную силу с 1 января 2016 года. Определена ответственность производителей и импортеров за отходы от использования товаров (их упаковок). Организациям и предприятиям, которые не выполняют требования по утилизации отходов, придется уплатить в бюджет экологический сбор. Указанные средства будут расходоваться на субсидии регионам и инвестиционные проекты по утилизации отходов.
Управлением Росприроднадзора контролируется исполнение мирового соглашения по рекультивации нарушенных земель в результате деятельности Камбарской нефтебазы ОАО «ЛУКОЙЛ». В результате многолетней деятельности нефтебазы произошло загрязнение прилегающих земель общей площадью около 50 га. В 2014 году выполнены работы по восстановлению нарушенных земель общим объемом финансовых средств в сумме 55,2 млн руб.
Уточнены полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в области обращения с отходами. На федеральном уровне устанавливается перечень готовых товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (в том числе их упаковки), порядок самостоятельной утилизации производителями и импортерами отходов от использования товаров, нормативы утилизации, правила взимания и ставки экологического сбора.
Субъектам РФ переданы полномочия по утверждению предельных тарифов в сфере обращения с ТБО, инвестиционные и производственные программы операторов по обращению с такими отходами, нормативы их накопления, порядок ведения регионального кадастра отходов, правила сбора твердых коммунальных отходов и др. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТБО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой по обращению с отходами. Статус регионального оператора приобретается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основе конкурсного отбора и присваивается на срок не менее 10 лет.
Производители, импортеры товаров должны обеспечить утилизацию отходов путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации или посредством заключения договора с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность обеспечения нормативов утилизации возложена на производителей, импортеров товаров данной упаковки.
Введены понижающие коэффициенты к ставкам платы за НВОС, образованных в результате обезвреживания других отходов.
Итоги деятельности - В 2014 году Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике проведено 215 проверок субъектов хозяйственной и иной деятельности, из них плановых — 63, внеплановых — 152. |
Экологические сборы, уплачиваемые производителями и импортерами
Согласно ФЗ-458 в обращение введено понятие Экологического сбора, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в случае необеспечения самостоятельной утилизации таких отходов. Взиманию экологического сбора будет предшествовать серьезная работа по модернизации регулирующей нормативно-правовой базы, которая, скорее всего, будет завершена МПР России уже в текущем году. Речь, в частности, идет о следующей нормативно-правовой документации:
- перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
- порядок взимания экологического сбора (в том числе порядка его исчисления, срока уплаты, порядка взыскания, зачета, возврата);
- порядок самостоятельной утилизации производителями, импортерами отходов от использования товаров;
- нормативы утилизации отходов от использования товаров;
- порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации таких товаров;
- ставки сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
- порядок создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров.
Взимание экологического сбора не исключает взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду с производителей, импортеров товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
Разливы нефти и нефтепродуктов В течение 2014 года Управлением проведены три внеплановые проверки по фактам аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объектах их добычи, транспортировки и хранения, в результате которых произошло загрязнение земель. Из них две в отношении ОАО «Удмуртнефть». Обществом ущерб возмещен в полном объеме путем проведения рекультивационных работ. Проведена внеплановая проверка по факту разлива мазута из мазутопровода ТЭЦ-1 ОАО «ТГК-5» в водоохраной зоне Ижевского водохранилища с загрязнением почв и грунтов. Вред возмещен путем проведения рекультивационных работ. Как показала практика, все более или менее значительные факты нефтеразливов выявляются по сообщениям граждан в весеннее время в период снеготаяния. |
Час «ИКС» для лицензирования
В соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ-458 с 1 июля 2015 года лицензированию подлежат практически все виды деятельности с отходами: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности. Кроме того, определено, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют только до 30 июня 2015 года (п. 3 ст. 23 458-ФЗ).
Переходный период не предусмотрен
Таким образом, перед Удмуртской Республикой стоят очень серьезные задачи по приведению экологической и природоохранной деятельности в соответствие с новыми требованиями законодательства. Но, как отметил Владимир Михайлович Григорьев, сегодня появились финансовые инструменты, которые позволяют решить эти задачи. «В экологии достигнут поворотный момент. Появились финансовые ресурсы, которые целевым образом будут направлены в природоохранную деятельность, — сказал он. — Как они будут расходоваться — это находится в компетенции субъектов Российской Федерации. Поэтому уже сейчас на уровне республиканских властей должны формироваться соответствующие государственные программы».