Владимир Григорьев: Индивидуальные нормативы отменяются
Номер журнала:
Рубрика:
Тонны загрязняющих веществ на фоне постоянного противостояния хозяйствующих субъектов и природоохранных органов, вплоть до судебных разбирательств – вот обратная сторона промышленного роста. Насколько серьезны проблемы регулирования негативного воздействия на окружающую среде рассказал руководитель Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике, главный государственный инспектор по Удмуртской Республике Владимир Михайлович Григорьев.
- Владимир Михайлович, какие риски представляют предприятия машиностроительного комплекса с точки зрения негативного воздействия на водные объекты?
- В Удмуртии действует 47 крупных предприятий, загрязняющих водные объекты. И, прежде всего, загрязнение происходит содержащимися в водосбросе нефтепродуктами. Помимо этого, предприятия, в зависимости от своей специфики, сливают в водоемы и реки азот, СПАВы и т.д. При этом они все «прикрыты» разрешительными документами и лицензиями. У нас нет не только оснований для возмещения ущерба, но и для привлечения к административной ответственности, поскольку в нормативы они укладываются, хотя вред природе наносят колоссальный.
В то же время под санкции попадают предприятия, несущие незначительный вред окружающей среде, но не имеющие разрешительной документации.
- Какие проблемы существуют в настоящее время в Удмуртии в части соблюдения природоохранного законодательства?
- В настоящее время проблема упирается в так называемое индивидуальное нормирование негативного воздействия на окружающую среду, которое позволяет договариваться предприятиям с контролирующими органами и получать нужные им нормативы, исходя из фактического объема загрязнения. При ныне действующем законодательстве об охране окружающей среды получение таких индивидуальных нормативов оказалось возможным в законном правовом поле. Взять ту же «Ижсталь» - лицензию на водопользование в целях водосброса они оформили 2 года назад с возможным превышением нефтепродуктов в 50 раз. В отличие от них ОАО «Ижмаш» удалось договориться только на пятикратное превышение ПДК. Соответственно первое укладывается в рамки, второму же было выставлено исковое требование на значительную сумму.
На проблему обратил внимание Президент России. Ожидается, что уже в этом году появится законодательная база, которая радикально изменит ситуацию с негативным воздействием на окружающую среду. С появлением нового законодательства об окружающей среде и сопутствующей нормативно-правовой базы в стране полностью заменят индивидуальные нормативы на экологические. Предусмотрено законом N-количество тонн загрязняющих веществ, столько и должно быть, сверх этого норматива предприятие будет платить гораздо большие суммы.
Помимо этого, существует проблема в том, что даже у природоохранных органов нет системы получения информации о деятельности предприятий. При осуществлении государственного надзора мы руководствуемся законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Если данный закон допускает проведение проверок с определенной периодичностью, чаще мы уже не можем проводить надзорные функции. Впрочем, проводить их нужно не сплошь на всех предприятиях, а сосредоточиться на тех хозяйствующих субъектах, чья деятельность приносит наибольший вред окружающей среде.
Отсутствие информации объясняется отсутствием системы осуществления государственного экологического мониторинга. Мониторинг применительно к загрязнению водных объектов промышленными предприятиями – это регулярный химический анализ. Конечно, у большинства крупных предприятий есть свои лаборатории. Но своя лаборатория - это своя лаборатория… Поэтому есть необходимость привлекать именно независимые лаборатории. Мониторинг должен проводиться в рамках контрольных мероприятий, и на основе его результатов контролирующими, и, если понадобится, правоохранительными органами должны приниматься соответствующие меры.
- Кстати, какие механизмы применимы в настоящее время в отношении предприятий в части регулирования негативного воздействия?
- Самый главный механизм – экономический. То есть понуждение платить столько, на сколько предприятие реально оказывает вред окружающей среде. Но если природа этих платежей определена, в том числе постановлением Конституционного суда, то адекватность платежей оставляет много вопросов – достаточно ли, к примеру, 800 тысяч рублей за сброс 1000 тонн загрязняющих веществ. Поэтому оценочный вопрос должен основываться на научной базе - необходимо просчитать, какой вред наносится предприятием и какие средства нужны для его возмещения.
- Можно отметить положительные моменты в деятельности республиканских предприятий?
- Да, конечно. ОАО «Чепецкий механический завод» в части соблюдения водного законодательства можно поставить в пример. Не так давно специалисты Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике провели проверку ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» на предмет соблюдения природоохранного законодательства. Кстати, на данном предприятии (что пока большая редкость) организован сброс ливневых сточных вод. Поверхностные стоки формируются с крыш зданий, сооружений и прилегающей к ним территории. По уклонам они через ливнеприемные колодцы направляются в подающие каналы, проходящие по болотистому рельефу местности и ведущие в искусственный водозаборный водоем. Далее поверхностные стоки направляются в 2-секционный бетонированный отстойник, где, пройдя механическую очистку, используются для подпитки оборотных систем предприятия.
Прокуратура начеку
В Удмуртской Республике проведена проверка соблюдения водного законодательства относительно деятельности ОАО «Ижмашэнерго» при сбросе сточных вод. Результаты показали, что концентрация загрязняющих веществ (нефтепродукты, азот аммонийный, СПАВ анионоактивные) в сточных водах, сбрасываемых предприятием в реку Иж, превышает предельно допустимое содержание этих веществ, установленное в условиях лицензии на водопользование. По данному факту прокурором возбуждено административное производство по ст.7.3 КоАП РФ (пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)). Управлением Росприроднадзора по УР ОАО «Ижмашэнерго» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей. В связи с тем, что сброс сточных вод с повышенным содержанием нефтепродуктов оказывает негативное воздействие на качество воды р. Иж, материалы проверки направлены в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании.
Внимание, конкурс!
Управление Ростехнадзора по Удмуртской Республике доводит до сведения руководителей предприятий и организаций информацию о проведении конкурса «Лучший экологический проект -2008».
Просим принять участие в конкурсе на соискание премии Минприроды России.
Вопросы устойчивого развития, уменьшения потребления природных ресурсов на единицу валового продукта, роста энергоэффективности экономики сегодня сформулированы как приоритетные задачи государства.
В целях создания дополнительных стимулов для выполнения этих задач, привлечения общественного внимания к природоохранным проблемам, поощрения организаций, осуществляющих просветительскую деятельность в сфере экологии, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации учредило премию «Лучший экологический проект».
Премия присваивается предприятиям, осуществляющим проекты в области ресурсосбережения, очистки стоков предприятий, увеличения экологической эффективности российской экономики, а также общественным организациям, научно-исследовательским институтам, высшим учебным заведениям, ученым, изобретателям, журналистам, студентам и аспирантам.