Виктор Харитонов: «В Удмуртии отсутствует практическая подготовка специалистов для безопасной работы на буровых»
Харитонов Виктор Егорович
управляющий директор ЗАО «Удмуртнефть-Бурение»
Номер журнала:
Рубрика:
Бурение нефтяных скважин - ответственный процесс, качество и безопасность которого обусловлены соблюдением целого ряда правил и положений, в том числе касающихся профессиональной подготовки, обучения персонала и координации их действий при работе на опасных производственных объектах.
- Виктор Егорович, одним из наиболее актуальных вопросов можно назвать кадровый вопрос в нефтегазовой отрасли. Чем обусловлено такое положение?
- Сегодня российским законодательством разработаны достаточно обширная законодательная, юридическая, правовая базы в области промышленной и экологической безопасности, охраны труда. Непосредственно на предприятиях это многотомные сборники инструкций, разработанные на основе предшествующего опыта работы на опасных производственных объектах (ОПО). Но практика показывает, что наличие большого количества документов и их детальная проработка далеко не во всех случаях позволяют избежать неправильных действий персонала. Происходит это в силу разных причин.
Во-первых, - это формальный подход к обучению, который закладывается в молодых специалистах еще в учебно-курсовых комбинатах. Поскольку хорошая теоретическая основа профессиональных знаний не имеет подкрепления на практике, так как большая часть учебных заведений не обладает необходимой материально-технической и производственной базами. Фактически полноценного обучения по правильным приемам ведения работ на буровой установке молодой специалист не получает в процессе обучения в учебном комбинате и других профильных образовательных учреждениях. В результате в отрасль приходят специалисты, обладающие теоретическими знаниями, без практического опыта, данный пробел приходится восполнять непосредственно во время производственного процесса, что требует значительных усилий со стороны мастерского состава, отвлекает от работы и приводит к снижению уровня безопасности на объектах.
Вторая причина – это отсутствие экономической, политической стабильности работы в нефтегазовой отрасли. В результате различных кризисных явлений в мировой экономике происходили кадровые изменения непосредственно на предприятиях. Так, в 90-е годы в хозяйствующих субъектах была сокращена численность сотрудников, что привело к потере значительной части высококвалифицированного обученного персонала. Восполнить данный ресурс оказалось значительно сложнее. Потеряно порядка 15 лет, за это время практически полностью разрушена система наставничества на предприятиях, а восстановить ее и обучить людей достаточно сложно. Необходимо в среднем 3-4 года для достижения стабильной, уверенной работы бригад, а также их укомплектации квалифицированными специалистами, которые смогут работать слаженно и на высоком профессиональном уровне.
Третье - это психологические аспекты внутрикорпоративного взаимодействия. При осуществлении ответственных работ с высокой степенью риска для жизни и здоровья сотрудников очень важны тесное и отлаженное взаимодействие среди членов буровых бригад. Формальное отношение, а тем более непрофессионализм наставников может оказаться губительным и сформировать у молодого специалиста неправильный алгоритм действий, в том числе и в ходе внештатной ситуации. Человеку свойственно привыкать к выполнению работы в определенной последовательности, и изначально неправильные действия доводятся до автоматизма. В последствии может привести к тяжелым последствиям. Устранить это достаточно сложно.
Усугубляет ситуацию такая отрицательная черта характера работников, как фатализм. Чему быть, того не миновать — это особенность менталитета в России. У нас не осознают ценность человеческой жизни, даже если речь идет о себе, и с легкостью игнорируют требования безопасности и не соблюдают технологии и правила.
- Что необходимо сделать для разрешения этих проблем? Нужны радикальные меры?
- Категоричное вмешательство в этот процесс может привести к обратной реакции и осложнить сложившиеся тенденции в отрасли. Требуется планомерное внедрение культуры ведения технологических работ и действий персонала на ОПО. Недостаточно прочитать и запомнить инструкцию, необходимо алгоритмизировать все технологические процессы, на практике отработать механизмы действия, в соответствии с установленными требованиями и довести их исполнение до автоматизма.
- Какие меры, в свете вышесказанного, предпринимаются для решения вопросов по созданию и обеспечению условий для безопасного ведения работ на ОПО ЗАО «Удмуртнефть-Бурение»?
- В ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» для этих целей разработана вся необходимая документация, ведется планомерная работа по приобретению необходимых навыков, по обмену опытом, освоению новых методов и технологий работы. Так, у нас регулярно проводятся конкурсы профессионального мастерства, проведен поведенческий аудит, организованы «звенья качества», и многое другое, что в значительной степени способствует повышению уровня ведения безопасных работ.
На основании разработок научно-исследовательских станций специалистами предприятия создавалась Инструктивная карта безопасных приемов труда, в которой прописан полный комплекс мероприятий по безопасному ведению работ для каждого работника вахты. Процесс обучения идет медленно, но показательным является то, что за последние годы несчастных случаев на нашем предприятии не зафиксировано.
Стоит признать, что в плане обеспечения промышленной безопасности, охраны труда необходимо применять достаточно жесткие меры, в том числе и внедрение системы штрафов в соотвествии с законодательством РФ, поскольку в данной сфере не может быть компромиссных решений, а работа должна быть построена четко и организованно.
Сегодня у нас координально возрастают требования к инженерно-техническому персоналу, который должен быть и экономистом, и психологом, и педагогом. Говоря о практическом обучении рабочих кадров, нужно помнить о работе и совершенствовании всей системы образования. ОАО НК «Роснефть» одна из немногих компаний, которая в решении данных вопросов кооперируется с учебными заведениями, научно-техническими центрами, формирует на базе собственных производственных объектов учебные подразделения.