В особой экономической зоне: перспективы развития машиностроения в Удмуртии
Номер журнала:
Рубрика:
Одним из условий промышленного роста в Удмуртии называется устранение институциональных ограничений. Перспективные направления, которые будут развиваться в республике в рамках кластерной идеологии – это развитие механизмов аутсорсинга и создание специализированных центров - по литью, оснастке и других.
Их создание позволит предприятиям отказаться от непрофильных и нерентабельных производств, снизить издержки и повысить конкурентоспособность основной продукции, а также добиться необходимого соотношения цены и качества продукции, для того чтобы успешно вписаться в глобальные сети поставщиков комплектующих и услуг.
О развитии машиностроения рассказала заместитель министра промышленности и транспорта Удмуртской Республики Надежда Станиславовна Давыдова.
- Каковы итоги развития машиностроительного комплекса Удмуртии в 2007 и первом полугодии 2008 года?
- Итоги 2007 и первого полугодия 2008 года в целом можно назвать позитивными. В 2007 году объем отгруженной продукции машиностроительных предприятий увеличился на 20% к уровню прошлого года и достиг 52,9 млрд рублей. Наиболее высокими темпами развивались такие виды деятельности, как производство машин и оборудования – 122,5%, производство транспортных средств и оборудования – 155,2%. В первом полугодии 2008 года отгружено продукции на 26,8 млрд рублей при темпе роста 125% к аналогичному периоду прошлого года. Лидерами по темпам роста – до 130% - в первом полугодии 2008 стали такие ВЭД, как «производство машин и оборудования», «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования».
- Какие проблемы характерны для машиностроительного комплекса (износ основных фондов, кадровый дефицит и др.)? Каковы перспективы их решения?
- Среди проблем, требующих безотлагательного решения - высокий износ основных производственных фондов. Наиболее изношены основные фонды предприятий по ВЭД «производство машин и оборудования» - 51,8%. Это превышает рубеж порогового значения экономической безопасности (50% степени морального и физического износа основных фондов предприятий).
Проблема обновления основных производственных фондов взаимосвязана с проблемой привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов. Доля банковского сектора в инвестициях в основной капитал остается незначительной и составляет 7%. Сохраняется тенденция использования для капитальных вложений накопленных собственных средств либо отвлечения оборотных средств с последующим финансированием их за счет краткосрочных кредитов. Привлечению инвестиционных ресурсов препятствует недостаточно высокая рентабельность предприятий, составляющая в среднем 10,7%.
Для содействия предприятиям в обновлении основных средств в республике реализуются механизмы предоставления льгот по налогу на имущество, субсидирования части процентной ставки по инвестиционным кредитам и лизинговым платежам.
Несмотря на стабильный рост оплаты труда работников машиностроительного комплекса (только в январе–мае 2008 года темп роста среднемесячной заработной платы составил около 130% и достиг уровня 13 267 рублей), обостряется проблема дефицита квалифицированных кадров.
С целью подготовки рабочих кадров 4-5 разряда в республике созданы ресурсные центры, в том числе ресурсный центр по металлообработке. Для популяризации рабочих профессий регулярно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди рабочих станочных специальностей.
- В ходе Второго инвестиционного форума была озвучена политика создания в республике зон опережающего развития - Агломерации «Центральная», Чепецкой промышленно-производственной зоны в городе Глазове, кластера лесопромышленного комплекса, многоотраслевого центра регионального агрокластера и туристско-рекреационной зоны «Южное Прикамье». Как видится перспектива кластерной политики, как она будет реализовываться? Какова роль вашего министерства в этом процессе?
- Создание кластеров конкурентоспособных производств является необходимым условием для опережающего развития территорий. Механизмы формирования кластеров могут быть различными, исходя из их специализации и потенциала территории. Если говорить об Агломерации «Центральная», в которую входят Ижевск, Воткинск и Сарапул, то ее специализация – машиностроение и металлообработка, в том числе производство стрелкового оружия, ракетостроение, приборостроение, автомобилестроение, производство наноматериалов. При этом следует отметить, что кластерная структура в ее классическом понимании - сеть независимых производственных и сервисных предприятий, создателей технологий и ноу-хау, потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания конечной продукции - исторически сформировалась, например, в Ижевске. В первую очередь, это конечно, производство стрелкового оружия. Однако результаты функционирования стрелкового кластера выходят далеко за рамки проектирования и производства собственно стрелкового оружия. Разваются имеющиеся и появляются новые направления, такие как станкостроение, производство автомобильных компонентов, оборудования для ЖКХ и другие.
Развитие стрелкового кластера мы в значительной степени связываем с реализацией проекта по созданию особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Статус ОЭЗ предусматривает ряд значительных преференций для ее резидентов, в том числе софинансирование из федерального бюджета расходов по созданию инфраструктуры ОЭЗ, налоговые льготы, таможенные преференции. Со своей стороны, в республике есть механизмы предоставления льгот по налогу на прибыль и имущество, субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам и для инвесторов.
В качестве «ядра» и общего бренда ОЭЗ ТВТ рассматривается стрелковое оружие, патроны и экипировка. Предполагается, что основные виды деятельности резидентов ОЭЗ ТВТ будут связаны с исследованиями, разработкой и производством:
• современных боевых стрелковых комплексов, служебного и гражданского оружия, патронов, амуниции и сопутствующих товаров;
• гибких технологий и современного высокопроизводительного оборудования, оснастки и инструмента, новых материалов и покрытий;
• подготовки и переподготовки высококвалифицированных инженерных, научных, рабочих и управленческих кадров.
Для реализации проекта по созданию ОЭЗ сформирована рабочая группа, проведены ряд совещаний с потенциальными резидентами ОЭЗ. Делегация республики посетила уже созданную ОЭЗ в г. Томске для ознакомления с опытом реализации такого проекта.
Вторая территория - это Чепецкая промышленно-производственная зона в городе Глазове. На ОАО «Чепецкий механический завод» созданы уникальные технологии получения циркониевых сплавов и изделий из них, которые используются на предприятиях атомной энергетики, в химической, нефтегазовой, медицинской и пищевой отраслях промышленности. В соответствии с международным проектом строительства экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР) развивается производство сверхпроводников. Дальнейшее развитие ЧМЗ и реализация инвестиционных проектов позволит не только сох-ранить лидирующие позиции в мире по производству изделий из циркониевых сплавов, урана, кальция, но и увеличить долю на мировом рынке по производству топлива для атомных электростанций.
И третья территория опережающего развития определена как «Кластер лесопромышленного комплекса». Оте-чественный и зарубежный опыт кластерного подхода свидетельствует, что лесопромышленный комплекс является одним из наиболее привлекательных секторов экономики для организации кластеров. Территориально это Глазовский, Балезинский, Увинский районы, город Можга. Здесь сконцентрированы основные предприятия лесопромышленного комплекса республики, которые специализируются на производстве мебели, заготовке и переработке древесины, производстве пиломатериалов, древесного угля и биотоплива.
В долгосрочной перспективе эти «точки роста» станут основой для формирования центров экономического развития нашей республики.
- Как идет реализация Республиканской целевой программы «Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2006-2010 годы»?
- Данная программа реализуется уже третий год. Одним из важнейших ее результатов является внедрение механизма субсидирования части процентных ставок по банковским кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов и лизинговым платежам. Всего за три года субсидии предоставлены 22 предприятиям. В реализацию поддержанных проектов предприятиями инвестировано более 529 млн рублей, создано более 530 рабочих мест. Успешная апробация этого механизма поддержки в рамках программы позволила расширить его применение относительно предприятий легкой промышленности, а также лесопромышленного комплекса.
Еще одним важным результатом программы стало открытие специализированного центра по литью на базе ОАО «Редуктор». Идея развития аутсорсинга была изначально заложена в программу, при разработке проекта которой многие предприятия отмечали необходимость создания именно литейного центра. Созданный центр планирует производить 4-5 тысяч тонн литья в год.
- Как отражена программа развития машиностроительного комплекса в Проекте административного регламента оказания государственной услуги «Предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей для реализации инвестиционных проектов»?
- Предприятия машиностроительного комплекса доминируют в использовании механизма субсидий. Их доля среди их получателей составляет более 80%. Разработанный проект административного регламента призван сделать процедуру получения субсидий и контроль за их использованием максимально прозрачным и комфортным как для предприятий, так и для уполномоченных органов государственной власти. Важно, чтобы на этапе разработки и обсуждения проекта регламента к нему подключились руководители и специалисты предприятий, планирующих использование субсидий. С проектом регламента можно ознакомиться на сайте министерства (http://minprom.mittec.ru/). Получить дополнительную информацию и отправить свои предложения можно в сектор кредитования и субсидирования министерства по телефону 51-05-45.
- Каковы перспективы развития машиностроительного комплекса в Удмуртской Республике?
- Сейчас на различных уровнях власти и общества идет активная разработка и обсуждение концепции долгосрочного развития страны. Министерством экономического развития РФ проект концепции уже представлен, и мне хотелось бы отметить три крайне важных для развития машиностроения республики особенности данного документа.
Первая – это стратегический, долгосрочный характер ориентиров развития. Вторая – определение инноваций как приоритетного источника для этого развития. И третья – новые подходы к региональному аспекту развития.
Эти подходы, в том числе, включают создание сети территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства, которые сконцентрированы в регионах, а также развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций.
Проект концепции предусматривает, что в период после 2012 года существенный вклад в региональное развитие будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста, к которым относятся и агломерации и индустриальные центры Большого Поволжья, Южного и Среднего Урала. На их территории развиваются научные и образовательные центры и сосредоточены достаточно мощные высоко- и среднетехнологичные отрасли, а также сырьевые и перерабатывающие производства. Эти регионы обладают одним из наиболее высоких нереализованных потенциалов инновационного развития.
Перспективы развития машиностроительного комплекса республики должны быть органично интегрированы как в перспективу развития страны, в региональную стратегию развития, так и в региональные стратегии.
По поручению Президента Удмуртской Республики А. А. Волкова Правительство Удмуртской Республики совместно с Фондом "Центр стратегических разработок «Северо-Запад» разрабатывают Стратегию социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года. Проведена серия круглых столов с участием специалистов Фонда, Минпромтранса, Минэкономики и предприятий по обсуждению перспектив развития основных сегментов обрабатывающей промышленности республики, в том числе машиностроительного комплекса. Результаты этой работы будут представлены Фондом в сентябре.
Мы продолжаем работать над созданием в республике эффективных механизмов развития промышленности на долгосрочную перспективу. К ним относим создание особой экономической зоны, кластеров, специализированных центров. Все эти механизмы эффективно сочетаются и взаимодополняют друг друга.
Таким образом, мы видим сценарий будущего развития машиностроительного комплекса республики в контексте долгосрочного развития РФ как инновационно-инвестиционный. Подчеркну, что речь идет не только о технологических, но и о масштабных управленческих инновациях. Именно это сочетание, по нашему мнению, позволит обеспечить требуемые темпы на уровне 5 - 7% роста в год в физическом исчислении и качество промышленного развития. Такие ориентиры представляются нам вполне обоснованными. Например, сначала этого года ИФО по ВЭД «производство машин и оборудования» составил 107%. Объем инвестиций по ВЭД «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» и «производство транспортных средств и оборудования» в первом квартале 2008 года увеличен в 1,5 раза. Объем инновационной продукции по ВЭД «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» - в 5,2 раза.
Перспективы
Шарафуллин Рашит Набиуллович, главный инженер ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод" |
Ежегодный рост объемов производства ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» составляет 15-20 процентов. Перспективные направления деятельности в настоящее время — это развитие лифтовой автоматики и автокомпонентов.
Развитие предприятия представляется не только в виде роста объемов производства — большое внимание уделяется модернизации и обновлению основных производственных фондов. Ежегодно с 2006 года на эти цели выделяется по 150 млн рублей. В частности, в 2008 - 2009 годах предусмотрено внедрение 4-х автооператорных гальванических линий: анодирования, цинкования, фосфатирования и оксидирования стальных деталей. Одна линия уже запущена, идет монтаж второй.