Транспорт и водители: новые требования к охране труда и режиму труда и отдыха
Номер журнала:
Рубрика:
Рассмотрим новые нормативные акты, касающиеся труда водителей и персонала, обслуживающего транспорт. Кстати, все эти обновленные требования уже действуют с 1 января.
Труд и отдых
Приказ Минтранса России от 16.10.2020 г. № 424 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» установил требования к режиму рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно. Приказ вступил в силу с 01.01.2021 г. и действует до 01.01.2027 г.
Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха, не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более два раза в течение календарной недели.
С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, — 3 часа;
- для остальных водителей — 5 часов.
Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов (ранее — 42 часа).
Охрана труда
Приказ Минтруда России от 09.12.2020 г. № 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте» (далее приказ № 871н) утвердил новые правила по охране труда на автомобильном транспорте. Приказ также начал действовать с 01.01.2021 г.
Изменения носят в основном технический характер, но есть существенные новшества. Так, приказ № 871н допустил возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, изменения коснулись проведения инструктажа по охране труда, с 01.01.2021 г. при направлении водителя в длительный (продолжительностью более одних суток) рейс работодатель обязан провести инструктаж по охране труда водителю перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.
Промышленный транспорт
Также с 01.01.2021 г. действуют новые Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта. Приказ Минтруда России от 18.11.2020 № 814н утвердил новые Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (далее правила). Срок действия правил — до 31.12.2025 г.
Правила устанавливают требования охраны труда, предъявляемые к организации и осуществлению работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом напольного колесного промышленного транспорта (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки, вагонетки) и промышленного транспорта непрерывного действия (конвейеры всех типов, рольганги, транспортеры), высокоавтоматизированного промышленного транспорта, используемых при осуществлении технологических транспортных операций внутри и между производственными подразделениями организации как в составе единого технологического комплекса, так и при их отдельном применении.
На основе правил и технической документации изготовителя промышленного транспорта и технологического оборудования работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий или разных видов работ. Эти инструкции должны утверждаться локальным нормативным актом с учетом мнения представительного органа работников. Документом также определена рекомендуемая форма наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью.