Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Технические регламенты и аттестация сварочных работ

 
Жабин Александр Николаевич, заместитель генерального директора СРО НП «НАКС

Жабин Александр Николаевич
заместитель генерального директора СРО НП «НАКС

Номер журнала: 

Рубрика: 

Практически все промышленные объекты, большая часть которых является потенциально опасными, создаются с применением сварки. Это магистральные трубопроводы нефти и газа, атомные реакторы, резервуары для нефтепродуктов, котлы и трубопроводы, колонны крекинга и синтеза, подъемно-транспортное оборудование и многое другое.
В подавляющем большинстве сварка является завершающим технологическим процессом, определяющим готовность продукции и придающим ей необходимые функциональные характеристики, такие как прочность, стойкость, герметичность и т.д., поэтому от качества сварных соединений в значительной мере зависит безопасность того или иного оборудования или сооружения при его эксплуатации. Очевидно, что появление некачественных сварных соединений при этом становится вероятной причиной разрушения конструкций, приводящей к аварии.
Выполнение процедур аттестации обеспечивает условия для того, чтобы свойства сварных соединений находились в пределах значений, установленных нормативными и проектными документами, что является существенным критерием обеспечения промышленной безопасности.
Важную роль в реализации механизма ограничения доступа к работам на ОПО недобросовестных или неквалифицированных исполнителей выполняют Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности — Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах.
Организациям, выполняющим сварочные работы на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору или иным уполномоченным органам по осуществлению контроля и надзора, в том числе при изготовлении технических устройств, применяемых на ОПО, необходимо учитывать следующие особенности применения требований технических регламентов и требований норм в области промышленной безопасности:
1. Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности не устанавливаются обязательные требования по подтверждению соответствия к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, в том числе к процессу сварки, но регламентируется порядок подготовки и выполнения сварочных работ, в том числе при изготовлении, обеспечивающий получение сварных соединений конкретных типов (видов) технических устройств и сооружений с заданными характеристиками и свойствами.
2. Сварные соединения не являются продукцией, а применяются для создания продукции в результате соответствующих конструкторских решений, самостоятельно выбираемых производителем продукции. Очевидно, что решение при выборе конструкции — выполнить ее разборной или неразборной (с использованием сварки, пайки или вальцовки) — не должно влиять на обеспечение целей закона о техническом регулировании, а, следовательно, не должно и не может им регулироваться.
3. Целью установления требований технических регламентов в рамках законодательства о техническом регулировании является недопущение выпуска готовой продукции в обращение на рынок без обязательного  подтверждения соответствия продукции в формах, установленных соответствующими Техническими регламентами.
4. Аттестация — это проверка готовности к выполнению определенных сварочных работ с определенными установленными требованиями к сварным соединениям. Процедуры аттестации осуществляется до начала изготовления (строительства, монтажа) объектов, при этом они не являются обязательными при изготовлении, строительстве, монтаже, ремонте продукции, не применяющейся на ОПО.
Таким образом, установление требований к порядку выполнения сварочных работ не является сферой применения законодательства о техническом регулировании и не дублирует требования технических регламентов, и не противоречит им. 
Кроме того, большая часть стандартов на изготовление технических устройств, применяемых на ОПО, в части выполнения сварочных работ также ссылается на требования документов Ростехнадзора.
Действующая в Российской Федерации система аттестации сварочного производства (САСв) включает более 100 самостоятельных юридических лиц, расположенных в 58 субъектах Российской Федерации, являющихся членами саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Национальное агентство контроля сварки» (СРО НП «НАКС»). На базе научно-исследовательских организаций, отраслевых структур, ведущих технических вузов страны действуют более 200 аттестационных центров, а на производственной базе промышленных предприятий — около 700 аттестационных пунктов. В работе САСв принимают участие более 4500 высококвалифицированных специалистов сварочного производства, в том числе 360 докторов и кандидатов технических наук, два академика РАН, шесть членов-корреспондентов Российской инженерной академии.
В основу организационной структуры системы аттестации сварочного производства заложены принципы независимости, иерархичности, системности и приоритетности требований нормативных документов органов надзора.
Главным координирующим органом САСв является Научно-технический совет НАКС, в который входят представители ведущих научно-исследовательских, академических организаций и промышленных предприятий.
Научно-технический совет НАКС через профильные комитеты осуществляет координацию научно-методической работы САСв, отслеживает тенденции и определяет основные направления развития, что позволяет соответствовать современным условиям.
Деятельность системы аттестации получила поддержку как крупных предприятий, так и предприятий малого бизнеса. Повышение качества сварочных работ на объектах ПАО «ГАЗПРОМ», ОАО «АК «ТРАНСНЕФТЬ» за счет применения процедур системы аттестации сварочного производства позволило существенно снизить затраты на ремонты и аварийно-восстановительные работы.
На малых предприятиях не всегда есть возможность оперативно проверить и оценить квалификацию сварщиков при приеме на работу, а если сварщик прошел аттестацию, в его удостоверении указаны все характеристики, подтвержденные при аттестации, и задача существенно облегчается.
Процедуры аттестации, предусмотренные документами Ростехнадзора, позволяют не допускать к выполнению сварочных работ на ОПО неквалифицированных сварщиков и некомпетентные организации, что способствует повышению реальной конкурентоспособности организаций малого бизнеса.
В настоящее время в строительстве и реконструкции опасных производственных объектов химических и неф-теперерабатывающих  производств, энергетики принимают участие иностранные компании. Для  таких компаний, привлекающих к сварочным работам персонал из других стран, особенно актуально применение процедур аттестации. При этом нередко выявляется значительное количество персонала, квалификация которого не позволяет выполнять сварные соединения, соответствующие требованиям, установленным нормативной и проектной документацией. Такой персонал не может пройти аттестацию и не допускается к сварке конструкций опасных производственных объектов.

Все статьи рубрики