Создание и подготовка нештатных аварийно- спасательных формирований на ОПО
Латыпов Марат Раисович
начальник Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор внутренней службы
Номер журнала:
Рубрика:
Нештатные аварийно-спасательные формирования в системе обеспечения промышленной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера имеют важное значение. На вопросы редакции, связанные с функционированием нештатных аварийно-спасательных формирований на ОПО, ответили в Главном управлении МЧС России по Республике Башкортостан.
- Что представляют собой нештатные аварийно-спасательные формирования?
- Нештатные аварийно-спасательные формирования (далее — НАСФ) представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
Также к НАСФ относятся вспомогательные горноспасательные команды (далее — ВГК), которые создаются в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, и они имеют схожие предназначение и задачи.
Нормативные документы, регулирующие создание НАСФ на предприятиях, эксплуатирующих ОПО: - Конституция РФ; - Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; - Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; - Федеральный закон от 21.06.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; - Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», ст. 19; - Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», ст. 16.2; - Приказ МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»; - Приказ МЧС России от 29.11.2013 № 765 «Об утверждении Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд»; - Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», п. 16.7; - Приказ МЧС России от 29.11.2013 № 765 (ред. от 24.02.2019) «Об утверждении Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд»; - Методические рекомендации МЧС России по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне от 02.12.2021 № МР-ВЯ-1. |
Нештатные аварийно-спасательные формирования в различных организациях и предприятиях в каких-то случаях первыми приступают к проведению аварийно-спасательных и противоаварийных работ при возникновении ЧС, аварий и происшествий, в каких-то случаях выполняют данные работы совместно с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями).
Действующее законодательство предусматривает создание на предприятиях различных нештатных аварийно-спасательных формирований по составу, техническому оснащению, предназначению, уровню оперативного реагирования, уровню квалификации спасателей, что в свою очередь позволяет снизить негативные последствия на жизнь и здоровье работников предприятия, минимизировать ущерб и будет способствовать успешному выполнению аварийно-спасательных работ (АСР) на начальном этапе возникновения происшествия, аварии.
- На каких опасных производственных объектах в обязательном порядке необходимо создавать нештатные аварийно-спасательные формирования? На каких предприятиях их создание необязательно?
- Согласно п.. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание нештатных аварийно-спасательных формирований обязательно в организациях, имеющих мобилизационное задание (заказ) и входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО ФОИВ, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО регионального и местного уровней, при этом эксплуатирующих:
- опасные производственные объекты I и II классов опасности;
- особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты;
- ГТС чрезвычайно высокой и высокой опасности.
Также в соответствии со ст. 16.2 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в организациях, эксплуатирующих ОПО I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, и организациях по добыче угля (горючих сланцев) в обязательном порядке создаются ВГК.
В остальных организациях создание нештатных аварийно-спасательных формирований не требуется.
П. 4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999, в зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы на предприятиях допускается создание других нештатных аварийно-спасательных формирований, то есть кроме тех нештатных аварийно-спасательных формирований, которые создаются на предприятиях в обязательном порядке.
В данном случае нештатные аварийно-спасательные формирования рекомендуется создавать по решению руководителя предприятия:
- исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных и аварийных ситуаций на предприятии;
- с учетом удаленности от предприятия обслуживающей профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования);
- с учетом особенностей технологического процесса, при котором необходимо непосредственное участие спасателей нештатного аварийно-спасательного формирования в проведении специальных подвидов аварийно-спасательных работ (высотных работ, в загазованной среде, на подвесных канатных дорогах, фуникулерах и т.д.).
Руководствуясь п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, в том числе по проведению работ по выводу из технологического режима аварийного оборудования и последующей безопасной остановки технологического объекта. Для проведения указанных работ целесообразно создавать нештатные аварийно-спасательные формирования, имеющие соответствующую профессиональную подготовку, техническое оснащение, снаряжение и экипировку.
Нормативные документы по подготовке к обязательной аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ: - постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 (ред. от 27.04.2018) «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (вместе с «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»); - Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (утв. Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, протокол № 2, 22.04.2021); - Методические рекомендации по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения горноспасательных работ (согласованы Протоколом МЧС России от 04.09.2014 № 2); - Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (утв. Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, Протокол от 12.05.2015 № 2); - Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения газоспасательных работ (утверждены Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке в 2012 году). |
- С какой целью создаются эти формирования? Какие задачи ставятся перед ними?
- Согласно Приказу МЧС России от 23.12.2005 № 999 (ред. от 23.12.2022) «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» НАСФ создаются в целях:
- проведения АСР в очагах поражения и зонах ЧС;
- обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий в организациях, эксплуатирующих ОПО.
Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:
- проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
- санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
- участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения.
Согласно Приказу МЧС России от 29.11.2013 № 765 (ред. от 24.02.2019) «Об утверждении Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд» основными задачами ВГК являются:
- спасение людей, застигнутых аварией на опасном производственном объекте, оказание первой помощи пострадавшим и их эвакуация с аварийного участка;
- локализация (ликвидация) последствий аварий (чрезвычайных ситуаций);
- участие совместно с профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями в локализации (ликвидации) последствий аварий (чрезвычайных ситуаций);
- повышение противоаварийной готовности опасных производственных объектов и выполнение работ, требующих применения изолирующих дыхательных аппаратов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Количество и состав звеньев, групп, команд и отрядов, а также численность спасателей в подразделениях определяются руководителем организации, создающей НАСФ, исходя из примерной численности личного состава структурных подразделений НАСФ.
- Кто входит в состав данных формирований?
- В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» состав и структуру аварийно-спасательных служб (АСС), аварийно-спасательных формирований (АСФ), за исключением профессиональных АСС, профессиональных АСФ, выполняющих горноспасательные работы, определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Численность НАСФ целесообразно определять исходя из масштабов наиболее вероятных ЧС и аварий в организациях с учетом возможности указанных НАСФ ликвидировать ЧС локального характера собственными силами и с учетом планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1437.
Личный состав НАСФ комплектуется за счет работников организаций.
В состав НАСФ могут быть включены:
а) руководство:
- звено, группа — командир — 1 чел.;
- команда, отряд — командир — 1 чел., заместитель командира — 1 чел.
б) подразделение управления:
- звено, группа — не создается;
- команда, отряд — штаб (звено управления) — 3 чел.
в) подразделения спасателей в составе группы, команды, отряда.
Количество и состав звеньев, групп, команд и отрядов, а также численность спасателей в подразделениях определяются руководителем организации, создающей НАСФ, исходя из примерной численности личного состава структурных подразделений НАСФ.
Основной состав руководителей и специалистов НАСФ, предназначенных для непосредственного выполнения АСР, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, численность которых должна составлять не менее 75 % от общей численности НАСФ. Указанные спасатели должны быть аттестованы на право проведения тех видов АСР, на выполнение которых аттестовано НАСФ. При этом военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в состав НАСФ на период до их призыва (мобилизации).
- Кем и как осуществляется подготовка членов нештатных аварийно-спасательных формирований?
- Основной формой подготовки НАСФ к ликвидации ЧС и в области ГО являются учения и тренировки. В ходе учений и тренировок целесообразно моделировать наиболее сложную обстановку, которая может сложиться в организации при возникновении ЧС. Для подготовки к ведению ГО рекомендуется последовательная отработка НАСФ мероприятий по ГО, включенных в план гражданской обороны организации.
Одним из важнейших вопросов, отрабатываемых в ходе учений и тренировок, является организация взаимодействия и отработка совместных действий при ликвидации ЧС и выполнении мероприятий по ГО с органами управления и силами ТП РСЧС и ГО регионального и муниципального уровней.
Основным руководящим документом, в соответствии с которым на предприятии может быть организован процесс подготовки НАСФ к ликвидации ЧС и в области ГО, является Примерная программа курсового обучения личного состава НАСФ, утвержденная МЧС России 20.11.2020 № 2-4-71-28-11.
Данная Примерная программа предназначена для руководителей организаций, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии готовности НАСФ, в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения личного состава НАСФ предприятий по месту работы. Примерная программа раскрывает организацию и порядок проведения курсового обучения, рекомендуемые результаты обучения.
- Кем проводятся проверки готовности нештатных аварийно-спасательных формирований на ОПО? Какова регулярность таких проверок? Каков порядок проведения таких проверок?
- Согласно Федеральному закону от 22.08.1995 № 151-ФЗ (ст. 11, п. 5) готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Периодичность проведения аттестации НАСФ составляет 3 года, в связи с чем 1 раз в 3 года проводится проверка соответствия формирования обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации на право ведения соответствующего вида АСР. По результатам данной проверки решается вопрос об аттестации либо отказе в аттестации на право ведения АСР.
Внутренними нормативными документами на предприятиях в плановом порядке в целях контроля за оперативной готовностью нештатного аварийно-спасательного формирования к действиям по предназначению организуются внутренние проверки, которые также могут совмещаться с командно-штабными, тактико-специальными учениями и тренировками.
В ходе данных проверок, учений, тренировок руководящим составом предприятия, нештатного аварийно-спасательного формирования проверятся, как правило, правильность отработки практических действий спасателей по различным вводным, умение спасателей оказывать первую помощь пострадавшим, умение применять аварийно-спасательную технику, оборудование и снаряжение, соблюдение технологии ведения аварийно-спасательных работ, взаимодействие и слаженность профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) с другими аварийными и экстренными службами.
В последнее время ежегодно в ходе Всероссийской тренировки по гражданской обороне 4 октября на предприятиях активно проводятся практические показательные учения и тренировки с участием нештатных аварийно-спасательных формирований, в ходе которых также осуществляется проверка их готовности к действиям по предназначению.
Учитывая, что к задачам нештатных аварийно-спасательных формирований относятся проведение аварийно-спасательных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций и обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, как в мирное, так и в военное время важно поддерживать знания и умения личного состава таких формирований на требуемом уровне.
- Какие недостатки чаще всего выявляются при проведении тренировок и проверок нештатных аварийно-спасательных формирований?
- При проведении тренировок и проверок нештатных аварийно-спасательных формирований могут выявляться абсолютно разные по характеру недостатки. К основным недостаткам относятся:
- недостаточная практическая подготовка членов формирования;
- недостаточное оснащение формирования аварийно-спасательными средствами, снаряжением, экипировкой;
- отсутствие учебно-тренировочной базы или наличие учебно-тренировочной базы, не позволяющей в полной мере проводить практические занятия и тренировки.
Конечно же, те или иные замечания не могут относиться ко всем НАСФ на тех или иных территориях. Все формирования индивидуальные, у них своя специфика, свои цели и задачи, имеются отличительные особенности, которые влияют на их деятельность и готовность к действиям по предназначению.
Недостатки могут быть связаны с недостаточным финансированием нужд формирования, нарушением плана подготовки, не выполнением в полной мере мероприятий оперативной подготовки и другие причины.
На высокий уровень готовности нештатных аварийно-спасательных формирований к выполнению возложенных задач значительно влияет грамотное руководство на самих предприятиях, правильно выстроенная система обеспечения промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.