Социальная ответственность работодателей: «меценатство» или прямая обязанность
ШКЛОВЕЦ Иван Иванович
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
Номер журнала:
Рубрика:
Бизнес с человеческим лицом становится, если говорить об ответственности работодателей за своевременную оплату труда, фактом, далеким от реальности. По оперативным данным государственных инспекций труда субъектов РФ, полученным по результатам проведенных проверок соблюдения трудового законодательства по своевременной выплате заработной платы, задолженность по заработной плате на 1 июня 2013 года составила 3393,6 млн рублей.
Проблема стала центральной для обсуждения на брифинге, состоявшемся 11 июля 2013 года, с участием заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости Шкловца Ивана Ивановича.
Заместитель руководителя Роструда рассказал в ходе брифинга о состоянии задолженности по заработной плате, а также мерах, принимаемых государственными инспекциями труда для ее погашения и ликвидации. В результате реализации совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами прокуратуры целенаправленных мер к началу 2013 года в значительной степени удалось достичь положительных результатов по ликвидации просроченной задолженности по заработной плате работников.
Так, по данным Росстата по состоянию на 1 января 2013 года суммарная просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов в РФ составила 1560 млн рублей. Это наименьший размер задолженности за весь период статистического наблюдения начиная с 2004 года.
Однако в течение первого квартала 2013 года задолженность по заработной плате стабильно увеличивалась и к 1 апреля 2013 года ее размер составил 2568 млн рублей.
Вместе с тем, в апреле–мае 2013 года размер указанной задолженности несколько снизился и на 1 июня 2013 года составил 2295 млн рублей, что по сравнению с 1 мая 2013 года меньше на 222 млн рублей (на 8,8 %).
Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 июня 2013 года составила 2274 млн рублей, или 99,1% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 мая 2013 года она снизилась на 212 млн рублей (на 8,6 %). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 21 млн рублей и снизилась по сравнению с 1 мая 2013 года на 10 млн рублей (на 31,8 %), в том числе задолженность из федерального бюджета отсутствовала, бюджетов субъектов РФ составила 10 млн рублей (снижение на 13 млн рублей, или в 2,3 раза), местных бюджетов — 11 млн рублей (увеличение на 4 млн рублей, или на 70,4 %).
Из общей суммы просроченной задолженности по заработной плате задолженность организаций, находящихся в стадии банкротства, на 1 июня 2013 года составила 753 млн руб. (32,8 %).
Кроме того, из общей суммы невыплаченной заработной платы на долги, образовавшиеся в 2012 году, приходится 632 млн рублей (27,6%), в 2011 году и ранее — 531 млн рублей (23,2 %).
Несмотря на некоторое снижение суммарной задолженности по заработной плате за апрель–май 2013 года, величина задолженности на 1 июня 2013 года по отношению к началу года выросла на 47,4 %. При этом наиболее значительный рост имелся в субъектах РФ, входящих в состав Северо–Западного ФО (Ленинградская область — в 88 раз, Вологодская область — в 13 раз, Санкт–Петербург — в 12 раз, Республика Карелия и Республика Коми — более чем в 2,5 раза). В целом по Северо–Западному федеральному округу долги с начала года выросли в 3,1 раза. Среди федеральных округов снижение задолженности по заработной плате в сравнении с началом 2013 года произошло только в ПФО (на 11,6 %).
По оперативным данным государственных инспекций труда, полученным по результатам проведенных проверок соблюдения трудового законодательства по своевременной выплате заработной платы, задолженность по заработной плате на 1 июня 2013 года составила 3393,6 млн рублей, что на 1098,6 млн рублей больше, чем зарегистрировано органами статистики.
Значительно расходится размер установленной госинспекциями труда задолженности по заработной плате с данными статистики в следующих регионах:
- в Архангельской области госинспекциями труда установлена задолженность в 154,7 млн рублей, что на 37,7 млн рублей больше, чем органами статистики (117 млн рублей);
- в Московской обл. установлена задолженность в 119,2 млн руб (на 55,3 млн руб. больше, чем органами статистики — 63,9 млн руб.);
- в Ростовской области установлена задолженность в размере 332,8 млн руб., что на 286,4 млн руб., чем органами статистики (46,4 млн руб.);
- в Самарской области установлена задолженность в размере 119,9 млн руб., что на 56,6 млн руб. больше, чем органами статистики (48,3 млн рублей);
- в Ханты-Мансийском автономном округе установлена задолженность в размере 74,4 млн рублей, что на 70,1 млн рублей больше, чем органами статистики (4,3 млн рублей);
- в Хабаровском крае установлена задолженность в размере 145,1 млн руб., что на 45,7 млн руб. больше, чем органами статистики (99,4 млн руб.) и т.д.
Имеющиеся статистические данные не отражают масштабы существующей задолженности, что является основанием для уменьшения внимания со стороны федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к проблеме, связанной с невыплатой заработной платы. Вместе с тем проблема с несвоевременной выплатой заработной платы создает социальное напряжение в обществе и недовольство граждан на работу государственных органов.
Правительством РФ перед Министерством труда и социальной защиты РФ и Рострудом поставлена задача по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате. В целях реализации указанной задачи, недопущения обострения социально–экономической ситуации в организациях, имеющих многомесячную задолженность по заработной плате, обеспечения погашения долгов по оплате труда, защиты трудовых прав работников на своевременную выплату причитающихся им денежных средств государственными инспекциями труда за январь–май 2013 года было проведено свыше 20,1 тыс. проверок соблюдения работодателями законодательства об оплате труда, по результатам которых были произведены выплаты задержанной заработной платы более 14,7 тыс. работникам на общую сумму более 2,6 млрд рублей. За допущенные работодателями всех форм собственности нарушения законодательства об оплате труда к административной ответственности в виде штрафа было привлечено 10 280 должностных и 2812 юридических лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях в январе–мае 2013 года за нарушения законодательства госинспекциями труда в субъектах РФ в суды направлено 117 протоколов об административных правонарушениях в отношении лиц, совершивших аналогичные административные правонарушения, в целях привлечения их к административной ответственности в виде дисквалификации: лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять предпринимательскую деятельность либо осуществлять управление юридическим лицом. По результатам протоколов судами было дисквалифицировано 71 виновное должностное лицо. Для обеспечения привлечения работодателей к уголовной ответственности по результатам проверок по оплате труда в следственные органы Следственного комитета РФ госинспекциями труда направлено 458 материалов, из них по 13 были возбуждены уголовные дела (осуждено по ст.145-1 УК РФ — 8).
Кроме того, для обеспечения погашения и ликвидации долгов по заработной плате приказом Федеральной службы по труду и занятости от 27 июня 2013 года № 142 утвержден соответствующий план, определяющий основные мероприятия Роструда и его территориальных органов по решению этого вопроса. Ранее Службой издан приказ от 29 апреля 2013 года № 83, определившим, что одно из направлений надзорно–контрольной деятельности в 2013 году — ликвидация задолженности по заработной плате. Сегодня в каждом субъекте РФ организуются межведомственные мероприятия, результатом которых станет совместный с органами исполнительной власти региона план погашения задолженности по заработной плате.