Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

январь 2025

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Соблюдение законности в сфере обращения с отходами

 
Илюшин Александр Анатольевич, Волжский межрегиональный природоохранный прокурор, старший советник юстиции

Илюшин Александр Анатольевич
Волжский межрегиональный природоохранный прокурор, старший советник юстиции

Номер журнала: 

Рубрика: 

О результатах надзорной деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления и вовлечения их во вторичный оборот рассказали в Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре.

Наступательная позиция

Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой особое внимание уделяется вопросам обеспечения законности в сфере безопасного обращения с отходами производства и потребления. 
 Благодаря наступательной позиции прокуратуры в соответствие с требованиями закона приведено 15 полигонов ТКО; ликвидировано 346 несанкционированных свалок, из них 300 — в границах населенных пунктов, 6 — в водо-
охранных зонах. Введена в эксплуатацию мусороперегрузочная станция в Тверской области; объекты по сортировке, утилизации и обезвреживанию отходов в Республике Татарстан, Саратовской, Вологодской, Нижегородской областях.
По инициативе прокуроров в Астраханской, Вологодской, Ивановской, Нижегородской, Саратовской, Рязанской, Тверской областях территориальные схемы по обращению с отходами приведены в соответствие с требованиями закона.

О необходимости развития сферы вторичной переработки и уменьшения количества размещаемых отходов на полигонах проинформированы высшие должностные лица субъектов Российской Федерации на поднадзорной территории.

Объекты размещения отходов

Под особым контролем находятся вопросы законности эксплуатации объектов размещения отходов, рекультивации исчерпавших свой ресурс полигонов, ликвидации несанкционированных свалок и объектов накопленного экологического вреда. 
В Тверской области в результате принятых природоохранным прокурором мер прекращена эксплуатация объектов размещения отходов, не включенных в ГРОРО. 
Благодаря принятым прокурорами мерам не допущено переполнение объектов размещения отходов. В Республике Татарстан, Астраханской, Нижегородской, Тверской областях приняты меры превентивного характера в связи с высоким процентом заполнения полигонов.

Реализация проекта «Экология»

Мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и объектов накопленного экологического вреда в 2021 г. реализовывались в рамках национального проекта «Экология» в Республике Татарстан, Чувашской Республике, Астраханской, Волгоградской, Нижегородской, Рязанской, Самарской, Тверской областях. В 2021 г. завершена ликвидация несанкционированных свалок отходов в районе Хамбушево г. Рязани площадью 11,3 га; в г. Канаш Чувашской Республики — 5,6 га. 
Прокурорами дается принципиальная оценка законности расходования бюджетных средств, реализуемых в т.ч. в рамках национального проекта «Экология».  В Республике Татарстан, Волгоградской, Нижегородской областях выявлены факты уголовно-наказуемых деяний при ликвидации объектов накопленного вреда. 
Так, по направленным Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ материалам СЧ ГСУ МВД России по Республике Татарстан 09.03.2022 возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту хищения подрядной и субподрядной организациями ООО «СК «Ак Барс» и ООО «КамЭкоТех» 232,9 млн руб. при проведении рекультивации несанкционированной свалки в районе с. Прости Нижнекамского муниципального района в рамках федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология».

Прокурорами дается принципиальная оценка законности расходования бюджетных средств, реализуемых в т.ч. в рамках национального проекта «Экология».  

Экологическая экспертиза

Особое внимание уделяется вопросам соблюдения законодательства о государственной экологической экспертизе при строительстве и эксплуатации объектов размещения отходов. 
Нижегородским межрайонным природоохранным прокурором инициировано уголовное преследование по факту выдачи главой администрации разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию полигона в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, в суд направлен иск о возложении обязанности на эксплуатирующую организацию осуществлять деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение экспертизы.  

Рекультивация полигонов

Прокурорское вмешательство потребовалось в целях рекультивации земельных участков под исчерпавшими проектную мощность полигонами. 
Так, в Астраханской области удовлетворены исковые требования прокурора к АМО «Красноярский район», МУП с. Красный Яр «Авангардъ» о возложении обязанности произвести рекультивацию полигона ТБО с. Красный Яр, ранее эксплуатируемого предприятием. В Чувашской Республике — к администрациям Мариинско-Посадского и Шемуршинского районов о рекультивации закрытых свалок. В Республике Татарстан – к МКУ «Комитет ЖКХ Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о рекультивации земельного участка под законсервированным Самосыровским полигоном. В Ярославской области – к администрации Некрасовского муниципального района о разработке проектно-сметной документации и рекультивации полигона твердых коммунальных отходов.

Несанкционированное размещение отходов

 Пресечены факты причинения ущерба в результате несанкционированного размещения отходов, в т.ч. на прилегающей к объектам размещения отходов территории (Чувашская Республика, Вологодская, Волгоградская, Ивановская, Самарская, Тверская области).
Так, Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в федеральную собственность возвращен земельный участок государственного лесного фонда площадью 1,7 га, расположенный в границах особо охраняемой природной территории, на котором размещен полигон ТБО, площадью 1,2 га. По иску природоохранного прокурора судом признаны недействительными результаты межевания земельного участка. На администрацию Кирилловского муниципального района возложена обязанность провести землеустроительные работы по уточнению границ земельного участка, на МУП «Спецавтохозяйство» Кирилловского района — ликвидировать несанкционированную свалку отходов на землях лесного фонда. Решение находится на стадии добровольного исполнения.
Судами удовлетворены иски прокуроров о возложении на организации, эксплуатирующие объекты размещения твердых коммунальных отходов, обязанности разработать проект и провести рекультивацию нарушенного земельного участка сельхозназначения в Тверской области, лесного участка – в Ивановской области.

Особое внимание уделяется вопросам соблюдения законодательства о государственной экологической экспертизе при строительстве и эксплуатации объектов размещения отходов. 

Обращение с опасными отходами

Вскрыты факты игнорирования требований законодательства при обращении с опасными отходами, приводящие к загрязнению окружающей среды.
В Костромской области по направленным природоохранным прокурором материалам следственным органом возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 247 УК РФ по факту обращения с химическими веществами и отходами в результате извлечения из земли металлических емкостей с остатками мазута в целях реализации металлолома. Решением суда удовлетворены исковые требования природоохранного прокурора о взыскании с физических лиц вреда в размере 654 тыс. руб., причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения. 
Под контролем Рязанского межрайонного природоохранного прокурора находится исполнение решения суда о рекультивации земельного участка сельскохозяйственного назначения, загрязненного отходами производства. 
В республиках Марий Эл и Татарстан, Волгоградской, Самарской, Ульяновской областях прокурорами принимались меры реагирования в целях пресечения и недопущения захоронения на полигонах отходов, в состав которых входят полезные компоненты. 

Работа с органами власти

Природоохранными прокуратурами проводится системная работа по возложению на администрации муниципальных образований обязанности по организации мест накопления ТКО и обустройству площадок накопления ТКО в соответствии с требованиями закона, ведению реестра и определению схемы их размещения, ликвидации свалок. 
В деятельности территориальных органов Росприроднадзора прокурорами пресекались нарушения законодательства о лицензировании, об экологической экспертизе, осуществлении государственного экологического надзора, при утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, приеме и формировании статистической отчетности. 
Так, в Волгоградской области по иску прокурора судом признан незаконным приказ об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы, предусматривающий незаконную рекультивацию карьера твердыми коммунальными отходами. 
Принятие мер прокурорского реагирования потребовалось в связи с неэффективной реализацией региональными органами государственной власти полномочий в области обращения с отходами; недостаточным количеством объектов для размещения или утилизации отходов, отсутствием соответствующих мероприятий в региональных программах и финансирования в целях строительства новых полигонов; несоответствием территориальных схем действующему законодательству; нарушениями при исполнении государственных контрактов, реализуемых в т.ч. в рамках национального проекта «Экология».  
О необходимости развития сферы вторичной переработки и уменьшения количества размещаемых отходов на полигонах проинформированы высшие должностные лица субъектов Российской Федерации на поднадзорной территории.

Всего в 2021 г. выявлено свыше 3,7 тыс. нарушений законодательства об отходах, с целью устранения которых внесено более 2,8 тыс. актов прокурорского реагирования, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 872 должностных лица. Работа на данном направлении продолжается.

Все статьи рубрики