Система организации государственной экспертизы проектов в новых условиях
Номер журнала:
Рубрика:
Процесс проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на сегодняшний день осуществляется в соответствии со вновь принятыми нормативными актами Российской Федерации. Преобразованная законодательная база, во многом упразднившая отлаженные механизмы практики, повлекла за собой изменения в области проведения госэкспертизы, актуализировала косвенным образом проблему эффективности работы проектных организаций.
Вопросам качества проектной документации и организации деятельности государственной экспертизы Удмуртской Республики в новых условиях было посвящено очередное заседание коллегии Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР. В процессе обсуждения проблем, значимых в масштабах всей республики, приняли участие службы заказчиков, специалисты проектных организаций, а также представители надзорных органов.
Менеджмент качества проектных работ
На современном этапе экспертные органы констатируют низкий уровень качества проектной документации, что происходит, в частности, из-за отсутствия необходимых нормативных документов или их неудовлетворительного содержания. Изменившийся законодательный климат обуславливает и частичную неотработанность процесса гос-экспертизы. Это объективное суждение стало центральной мыслью вступительного слова первого заместителя министра строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики Ходырева Александра Григорьевича, открывшего заседание коллегии.
- Комплексные законодательные изменения являются определяющим фактором деятельности текущего периода, – подчеркнул Александр Григорьевич. – Нововведения привели к качественным изменениям организационного характера в области прохождения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, повлияли на процесс осуществления деятельности надзорных и экспертных органов. В то же время сегодняшний день характеризуется резким увеличением объема капитальных вложений, возросшей нагрузкой на проектные и строительные организации, службы заказчиков. К подобным комплексным изменениям оказались не готовы все вышеозначенные структуры. Именно поэтому деятельность организаций изобилует нарушениями, отмечается немалое количество претензий заказчиков к проектным компаниям, а также рост числа отрицательных заключений со стороны надзорных органов. Посредством детального обсуждения существующих проблем, внесения предложений, связанных с оптимизацией работы, необходимо укрепить систему взаимодействия всех участников деятельности, принять соответствующие меры по повышению качества проектов.
Продолжив мысль о необходимости совершенствования работы за счет совместного рассмотрения вопросов, начальник ГУ «Управление государственной экспертизы проектов при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики» Егоршин Анатолий Петрович отметил, что заседание коллегии во многом продолжает тематику круглого стола, состоявшегося 2 августа по инициативе Минстроя УР, Управления государственной экспертизы, Управления Ростехнадзора по УР, редакции журнала «Промышленная и экологическая безопасность». Таким образом, он обозначил наметившуюся тенденцию, связанную с обеспечением диалога между службами заказчиков, проектными организациями, экспертными и надзорными органами.
Анатолий Петрович Егоршин подробно остановился на проблеме качества проектных работ и организации деятельности государственной экспертизы Удмуртской Республики в новых условиях:
- 1 января 2007 года вступили в силу изменения к Градостроительному кодексу Российской Федерации, согласно которым не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации за исключением государственной экспертизы проектной документации, сформированной по принципу «Одного окна». 5 марта 2007 года Постановлением Правительства Российской Федерации №145 утверждено Положение «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Указанным постановлением Министерству регионального развития РФ и Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству предписывалась подготовка ряда документов. На сегодняшний день издано 4 приказа. 1-й приказ – Министерства регионального развития Российской Федерации «Об утверждении критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной документации» от 9 июля 2007 года № 62. Исходя из него, критериями отнесения проектной документации к типовой проектной документации являются:
- положительное заключение государственной экспертизы в отношении применяемой типовой проектной документации, выданное любому лицу не ранее 3-х лет до дня принятия решения о повторном применении проектной документации;
- заключение органа государственного строительного надзора (если такой надзор осуществлялся в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) о соответствии объекта капитального строительства, построенного на основании применяемой типовой документации, требованиям такой документации, иным нормативным правовым актам;
- документ, подтверждающий соответствие указанных в типовой проектной документации климатических, гидрогеологических и иных условий, в которых она может применяться, условиям, в которых она подлежит применению повторно, подписанное осуществляющим подготовку типовой проектной документации лицом;
- наличие документа, подтверждающего право застройщика (заказчика) на использование типовой проектной документации, если исключительное право на данную типовую проектную документацию принадлежит иному лицу (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, сублицензионный договор и т.п.).
При отнесении проектной документации к типовой проектной документации необходимо наличие совокупности всех указанных критериев.
Критериями отнесения проектной документации к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, являются:
- наличие критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, указанных выше;
- заключение, подтверждающее, что произведенная модификация типовой проектной документации не затрагивает конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта капитального строительства, подписанное лицом, осуществляющим подготовку типовой проектной документации.
2-й приказ – Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «О порядке передачи проектной документации и результатов инженерных изысканий для проведения государственной экспертизы при невозможности ее проведения в субъекте Российской Федерации по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществить строительство» от 2 июля 2007 года № 187. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (в нашем случае – Министерство строительства Удмуртской Республики), получивший заявление о проведении государственной экспертизы по объекту капитального строительства, в отношении которого проведение такой экспертизы органом государственной экспертизы (ГУ «Управление госэкспертизы») не представляется возможным, вправе обратиться в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с просьбой о нап-равлении проектной документации на государственную экспертизу в другой субъект РФ. Это обращение должно содержать обоснование невозможности проведения государственной экспертизы по месту нахождения. Приказом определен перечень документов, прилагаемых к такому обращению, а также сроки рассмотрения обращения Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
3-й приказ – Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «О требованиях к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» от 02.07.2007 г. № 188. Если говорить об объектах государственной экспертизы, то их теперь пять:
1. Результаты инженерных изысканий.
2. Проектная документация без сметы на строительство.
3. Проектная документация, включая смету на строительство.
4. Проектная документация без сметы на строительство и результаты инженерных изысканий.
5. Проектная документация, включая смету на строительство и результаты инженерных изысканий.
4 приказ – Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству «О порядке ведения реестра, выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и предоставление сведений, содержащихся в этом реестре» от 2 июля 2007 года № 186. Сообразно данному документу:
1. Реестр ведется организацией по проведению государственной экспертизы.
2. Реестр содержит разделы:
- идентификационные сведения:
- об исполнителях работ;
- об объекте капитального строительства, проектная документация в отношении которого представлена на государственную экспертизу;
- о застройщике и заказчике;
- сведения о результате государственной экспертизы, дате выдачи и реквизиты заключения.
Обращаю внимание на письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 20.07.2007 года №02-1063, разъясняющее отдельные вопросы подготовки экспертных заключений и ведения Реестра, а именно:
- в Реестр включаются только заключения, подготовленные по результатам рассмотрения проектной документации, государственная экспертиза которых должна проводиться в обязательном порядке;
- экспертные заключения, подготовленные в качестве оказания дополнительных платных услуг, в Реестр не вносятся;
- учет этих заключений должен вестись отдельно в порядке, установленном организацией по проведению государственной экспертизы;
- содержание экспертных заключений, подготовленных в отношении проектной документации (результатов инженерных изысканий) данных объектов, также устанавливается организацией по проведению государственной экспертизы самостоятельно.
Во исполнение указанных приказов с 1 сентября 2007 года ГУ «Управление госэкспертизы» ведется Реестр выданных заключений, а сами экспертные заключения оформляются и выдаются в новой форме.
Разъясняя процедуру оперативного внесения изменений в проектную документацию, подчеркиваю: пунктом 31 Положения предписано, что при проведении государственной экспертизы может осуществляться оперативное внесение изменений в проектную документацию в порядке, установленном договором. В договорах ГУ «Управление госэкспертизы» указанный срок составляет 10 календарных дней.
По итогам работы Управления за 2-3 кварталы 2007 года, количество проектов, представляемых на экспертизу, увеличилось по сравнению с 1 кварталом этого года примерно в 3 раза, однако на сентябрь-октябрь наметился определенный спад. За 2 квартал 2007 года выдано 92 заключения, из них:
- положительных – 55;
- отрицательных – 37.
За июль-август 2007 года выдано 104 заключения, из них:
- положительных – 94;
- отрицательных – 10.
Отмечу характерные ошибки, допускаемые при проектировании. В частности, замечания по разделу «Архитектурные решения» сводятся к тому, что:
1. Планировочные решения выполняются с нарушением противопожарных норм.
2. Не предусматриваются мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов.
3. Не приводятся показатели по зданию «до и после реконструкции».
Замечания по технологическим решениям:
1. Планировки выполняются с нарушением санитарно-гигиенических норм.
2. Не выполняется расчет требуемых санитарно-бытовых помещений и санитарных приборов.
3. Не приводятся технологические показатели: торговая площадь, вместимость обеденного зала и пр.
Замечания по разделу «Водоснабжение и канализация»:
1. Отсутствуют сведения о существующих и строящихся системах водоснабжения и водоотведения на проектируемой площадке.
2. Проектная документация не согласована со смежными разделами проекта, имеются значительные расхождения.
3. Не проводится обследование технического и санитарного состояния сетей и сооружений водоснабжения и канализации при реконструкции и капитальном ремонте.
4. Не указываются требуемое и гарантированное давление в сети водопровода на хозяйственно-питьевые нужды и при пожаре.
5. Неправильно выбираются системы водоснабжения.
6. Насосные установки размещаются под рабочими комнатами административных помещений, жилыми комнатами и т.д.
7. Не выполняются схемы обвязки насосных установок, не предусматриваются резервные насосные агрегаты.
8. Трассировка сетей водопровода и канализации на площадке выполняется с нарушением нормативных расстояний до фундаментов зданий.
Замечания по электроснабжению:
1. Не обосновывается выбор мощности трансформатора расчетом.
2. Не проставляется категория электрощитовых.
3. Не выполняется молниезащита зданий и заземление.
4. Не предоставляется документация на диспетчеризацию лифтов.
5. Кабельные сети транзитом проходят через пожароопасные помещения.
6. Не предоставляется принципиальная схема электроснабжения здания (развернутая по этажам с указанием распределительных и осветительных щитов).
7. В подземных автостоянках не предусматривается установка приборов для измерения концентрации СО.
8. На планах не указывается нормированное освещение помещений.
Замечания по разделу «Перечень мероприятий по охране окружающей среды»:
1. Предоставляются акты выбора земельного участка без указания площади испрашиваемых земель и категории земель, без согласований с землепользователями (линейные объекты).
2. Документы на временный отвод земель, постоянный отвод земель, сведения о категории отводимых земель, о владельцах земель, сроки временного отвода земель, документы о возмещении ущерба, оформленные в установленном порядке, отсутствуют.
3. Материалы проекта не содержат проектные решения по рекультивации сельскохозяйственных земель, нарушенных при строительстве линейных сооружений, что является нарушением п.2. ст.78 Земельного кодекса РФ «использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий».
4. Не соблюдается размер нормативной санитарно-защитной зоны, в границы нормативной СЗЗ попадают объекты проживания людей, спортивные сооружения, образовательные и детские учреждения, ЛПУ, оздоровительные учреждения, дачные и садовые участки.
5. По жилью: не предоставляются протоколы исследования качества почв по фактору химического и санитарно-эпидемиологического загрязнения. Либо, согласно протоколам анализов качества почв, почвы не соответствуют требованиям п.2.3. СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы качества почв». Не предусматриваются проектные решения по использованию почв, не соответствующих нормам, согласно требованиям СанПиН 2.1.7.1287-03, раздел V.
6. Не представляются сведения о фоновом уровне шума на участке проектирования. Либо, согласно представленным данным о фоновом уровне шума, на участке отмечается превышение санитарных норм эквивалентного уровня шума. Не предусматриваются шумозащитные мероприятия.
7. В случае произрастания на участке проектирования древесно-кустарниковой растительности: отсутствуют сведения о существующей древесной растительности на участке проектирования (таксация существующих насаждений). Отсутствуют сведения о проектируемой вырубке, сведения о форме возмещения ущерба, сведения об озеленении территории.
8. При проектировании нового строительства: отсутствуют сведения о наличии либо отсутствии полезных ископаемых и подземных источников водоснабжения в районе проектирования. В случае наличия полезных ископаемых и подземных источников водоснабжении – не оформляется разрешение на застройку участка.
9. Не соблюдаются требования по расстоянию от сооружений для хранения легкового автотранспорта (парковок, стоянок и т.д.) до жилых домов, образовательных и детских учреждений, площадок отдыха, спортивных площадок, лечебных учреждений, мест отдыха населения.
На настоящий момент до 60% представляемых на экспертизу проектов некомплектны в связи с отсутствием исходно-разрешительной документации или целых разделов проекта, в основном по наружным коммуникациям из-за отсутствия технических условий, получение которых сегодня требует значительных финансовых затрат. При оперативном внесении изменений в проектную документацию срываются сроки представления ответов на замечания экспертизы. Определенные трудности возникают и при проведении экспертизы по объектам реконструкции общественных зданий и строительства жилых домов, расположенных на освоенных территориях и идущих на уплотнение застройки.
Знаково-переходный период
В ходе обсуждения доклада А. П. Егоршина наиболее значимой проблемой коллегия назвала несовершенство подходов к проектированию. Емкое определение понятия эффективности работы проектных организаций в контексте сегодняшнего дня было представлено в выступлении директора института ООО «Удмуртгражданпроект» Колясевой Ольги Викторовны:
- Современный этап качественно изменил подход к содержанию проектной деятельности. Эффективные принципы проектирования связаны с ломкой традиционных связей на всех этапах – от идеи до рыночной политики и сбыта продукции. Необходимы комплексные преобразования всего инновационного процесса. И к этому преобразованию не готовы как часть проектных организаций, так и большее число заказчиков. Сложившееся положение с качеством проектирования объясняется целым рядом причин. Распались ранее существовавшие службы заказчиков, многие инвесторы, не имея опыта, не способны предъявлять необходимые требования к качеству проектов. Неумение формировать техническое задание, а также вариантность технического задания по строительным конструкциям и оборудованию вызывают «профессиональную растерянность» у заказчика. Недостаточное финансирование проектно-изыскательских работ привело к оттоку высококвалифицированных кадров из сферы проектирования. Круг профессиональных проектировщиков, грамотных конструкторов, сметчиков настолько ограничен, что их проекты узнаваемы «по почерку». Кроме того, современные инвестиционные процессы диктуют резкое сокращение времени на разработку документации. Ненормативные сроки приводят к нарушениям технологии проектирования, а соответственно к неувязкам в проектных решениях. На второй план сегодня отходит дефицит оснащенности проектных организаций нормативно-технической литературой и современными компьютерными средствами. Следует отметить, что нормативные документы не содержат подробных методик расчетов, которые приводились ранее в СНиПах до 1980 года издания. Молодым специалистам проектных организаций сложно работать на основе современных нормативных документов. Многие регионы решают проблемы текущего этапа путем выпуска территориальных строительных норм. Думается, что в нашем регионе наз-рела необходимость в разработке подобного документа. В нормативных актах, выпущенных за последнее время, отдельные СНиПы противоречат друг другу, некоторые пункты можно трактовать как угодно. ГОСТы на материалы и конструкции также разрабатываются некачественно. Многие ведомства выпускают инструкции, указания и нормативы, которые являются антиэкономичными, а зачастую вступают и в противоречия с нормами проектирования. На настоящий момент отсутствует мониторинг за построенными объектами, что не позволяет проектировщикам и техническим заказчикам проводить анализ допущенных нарушений. Сохраняется тактика предоставления заказчиком в экспертизу рабочей документации здания, которое уже строится или построено, а это вызывает дополнительные проблемы при экспертизе. Совершенно очевидно, что повышение качества проектирования является многофакторной проблемой, требующей скорейшего решения.
Изначально неверное отношение служб заказчиков к функционированию системы экспертизы проектной документации было названо в числе видимых препятствий для организации эффективной работы. «Как ни парадоксально, – сказал генеральный директор ОАО «Проектный институт Прикампромпроект» Семенов Владимир Александрович, – у многих заказчиков сложилось отрицательное видение функции экспертных органов как помехи в реализации инвестиционных программ. Между тем в сегодняшней ситуации, когда роль государственного надзора в сфере лицензирования существенно ослаблена, экспертиза проектной документации является последним высоким барьером на пути претворения в жизнь некачественных проектов. Из нескольких сотен проектных организаций, работающих на территории Удмуртии, порядка половины имеют максимально сжатый численный состав. Но, несмотря на малый «штатный» потенциал, данными компаниями получены лицензии на проектирование сложных, социально значимых объектов. В связи с этим хотелось бы актуализировать потребность в налаживании информационной связи между лицензионным центром и ГУ «Управление государственной экспертизы проектов при Минстрое УР».
Рациональный метод, способствующий росту показателей деятельности, озвучил заместитель директора по строительству ООО СФ «Римский квадрат» Рейтенбах Валерий Евгеньевич:
- Проектные организации должны идти по пути предложения вариативности проектных решений, используя ресурсы имеющихся на сегодняшний день новаций. Это позволит получить необходимый экономический эффект на фоне осуществления действительно качественных проектов. Кроме того, хотелось бы подчеркнуть нецелесообразность возложения на заказчиков функции по сог-ласованию проектной документации с организациями, выдавшими технические условия. Данное обстоятельство приводит к многоступенчатой системе работы, увеличивающей сроки согласования.
Основным итогом заседания коллегии стало обозначение необходимости принятия мер, способствующих повышению качества проектов, оперативности их исполнения, своевременному устранению замечаний экспертизы. При этом главной методикой, обеспечивающей повышение уровня эффективности работы, должна выступить не только внутренняя политика совершенствования деятельности проектных организаций, экспертных органов, служб заказчиков, но и активизация взаимодействия между ними. Совместное решение указанных проблем положительно отразится на сроках и качестве строительства, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, а также будет способствовать дальнейшему развитию строительной отрасли.