Система НПО: технологии повышения качества обучения
ЗАЛАЗАЕВ Василий Николаевич
директор ГОУ НПО «Профессиональное училище №23»
Номер журнала:
Рубрика:
Инициатива решения этой проблемы уже давно выдвигалась ГОУ НПО «Профессиональное училище №23» г. Ижевска. Сегодня здесь предлагаются новые механизмы, повышающие качество подготовки специалистов в системе НПО. Об этом рассказывает директор Профессионального училища №23 Василий Николаевич Залазаев.
- Повышение качества обучения — основной приоритет, на который должна ориентироваться система начального профессионального образования (НПО). Это объясняется тем, что сегодня материально-техническая база профучилищ морально устарела, что создает серьезные барьеры для высокого уровня подготовки представителей рабочих специальностей.
Еще 10-15 лет назад техника, эксплуатируемая в реальных секторах экономики — сельском хозяйстве, строительном комплексе, нефтяной отрасли — соответствовала требованиям времени. Молодые специалисты, обучающиеся в профучилищах, имели возможность отработки навыков по эксплуатации таких машин. Сейчас, в период технологической модернизации экономики, предприятия обновляют основные фонды, делая акцент на применение техники и оборудования зарубежного производства.
В новых условиях учебные заведения НПО оказались за рамками конкурентоспособных - морально устаревшая база не позволяла обеспечивать надлежащий уровень подготовки рабочих кадров. Здесь надо иметь ввиду, что на протяжении длительного времени профучилищам не оказывался тот объем господдержки, какой направлялся в сферу высшего и среднего специального образования. Соответственно, не обновлялась и техническая база учреждений. Ситуация усугублялась тем, что в социуме, особенно в молодежной среде, был снижен престиж рабочих специальностей.
Вместе с тем лидирующие позиции на образовательном рынке заняли вузы и техникумы. Они всегда имели либо свои ресурсные центры, укомплектованные современной техникой, либо возможность сотрудничества с предприятиями, предоставляющими площадки для практических занятий. Развитие технической базы происходило здесь в силу объективных причин — в большинстве своем эти учебные заведения входят в систему организаций федерального значения, с соответствующим уровнем финансового обеспечения. Кроме того, они имеют возможность сотрудничества с предприятиями федерального уровня.
Сегодня для повышения качества обучения в системе НПО необходимо развивать несколько направлений работы. Во-первых, это сотрудничество между училищами, которое укрепит позиции «института» НПО. Во-вторых - взаимодействие профучилищ с предприятиями, которые нуждаются в наших специалистах. Прежде всего — с сельхозпредприятиями.
Такой подход можно назвать кадрово-ресурсным «бартером». Компании будут обеспечивать нам возможность использования площадок для проведения практических занятий, а также поддержку развития технической базы. Мы же со своей стороны предоставим квалифицированные кадры, имеющие навыки эксплуатации современного высокотехнологичного оборудования.
В этом ключе важно развивать долгосрочное сотрудничество и с агросоюзами. Кроме того - строительными трестами и управлениями, поскольку мы обучаем и по специальностям строительного профиля.
Сегодня в профучилищах, несмотря на отмеченную проблему, есть необходимые ресурсы для эффективной подготовки кадров. К примеру, в нашем учреждении созданы условия для высококачественной системы обучения. Прежде всего, этому способствует квалифицированный преподавательский коллектив — наши преподаватели обладают не только обширными теоретическими знаниями, но и имеют рабочие разряды. Это позволяет выстраивать образовательные процессы в практическо-прикладном русле.
Отмечу, что при устранении «узких» мест системы обучения будет достигнуто повышение качества подготовки представителей рабочих специальностей. Это положительно отразится как на работе конкретных предприятий, так и в целом на развитии экономики республики.
Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Автономная, 81, тел.: (3412) 71-54-31, 71-34-43, e-mail: pu-23@udm.net