Ростехнадзор: Удмуртии нужна энергетическая дисциплина
Номер журнала:
За последние семь лет мы привыкли к позитивным изменениям и не замечаем, что уже живем в другой стране. В 1999 году перед россиянами стояла проблема биологической выживаемости и сохранения целостности государства. Сегодня, как указал Президент России Владимир Путин, цель государства – обеспечение комфорта, свободы и безопасности. Все государственные ресурсы направлены на решение этой задачи. Экономический рост, национальные проекты, деятельность федеральных надзорных и контролирующих органов – не самоцель, а инструмент, позволяющий обеспечить гражданину России достойный уровень жизни, комфорт и безопасность.
Сегодня одним из важнейших направлений государственной деятельности является обеспечение энергетической безопасности, под которой необходимо понимать доступность энергетических ресурсов. Уровень развития человеческого общества в первую очередь определяется объемом и качеством потребляемых энергоресурсов. Систему жизнеобеспечения человека невозможно представить себе без теплоэнергетики и электроэнергетики.
Экономический рост и социальное развитие, наблюдаемые в последние годы, стали вызовом существовавшей до сих пор энергетической структуре. Она устарела. Устарела финансовая и корпоративная модель энергетики. Устарели системы менеджмента в отрасли, в том числе и связанные с организацией промышленной и экологической безопасности, охраны труда. Устарели основные производственные фонды, включая генерирующие мощности и транспортные системы.
Государство видит эту проблему. Президент России Владимир Владимирович Путин назвал устранение инфраструктурных ограничений роста одной из важнейших задач, стоящих перед Россией. «Безусловным приоритетом ближайших лет является электроэнергетика. Россия уже столкнулась с нехваткой мощностей для дальнейшего роста. Предстоит крупнейшая за последние десятилетия структурная реформа. По сути, речь идет о второй масштабной электрификации страны. К 2020 году необходимо увеличить на две трети производство электроэнергии в России. Рассчитываю, что благодаря активной работе правительства, а также инициативной позиции бизнеса планы развития электроэнергетики будут успешно реализованы», – сказал глава государства.
Перед страной поставлена грандиозная задача. При этом приоритетным направлением при ее решении является обеспечение должного уровня безопасности и надежности энергетики.
С одной стороны, необходимо обеспечить должный уровень доступности энергоресурсов для граждан и для предприятий. В современной России доступность энергетических ресурсов, ко всему прочему, является критерием оценки эффективности деятельности губернаторов. По крайней мере, в президентском Указе «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов федерации» он звучит в следующей редакции: заявленная мощность, которая не была удовлетворена в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства. Тем самым неумение удовлетворить спрос на энергоресурсы – это энергетический голод и недопотребление, снижение темпов роста ВВП и угроза выполнению национальных проектов. Это дискриминация в отношении предприятий и физических лиц, которые не смогли получить доступ к энергетическим ресурсам. И это снижение уровня энергетической безопасности в регионе.
С другой стороны, в условиях грандиозной структурной перестройки энергетики, в условиях ввода новых мощностей необходимо, чтобы хозяйствующие субъекты неукоснительно соблюдали требования промышленной, экологической безопасности.
В этих условиях роль деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору приобретает особую социально-экономическую значимость. Экономика страны построена на основе рыночных, либеральных отношений.
Хозяйствующие субъекты всю свою деятельность строят исходя из экономической целесообразности, что не всегда совпадает с требованиями безопасности. Но надзор и контроль, осуществляемый Ростехнадзором, направляет все процессы, происходящие в экономике, в русло безопасности. «Для собственников на первом месте стоит экономическая эффективность, а перед Ростехнадзором – энергобезопасность. Задача – найти разумный баланс, чтобы собственник, думая об извлечении прибыли, не забывал об энергетической безопасности», – говорит Константин Борисович Пуликовский, руководитель Ростехнадзора.
Отметим один знаковый момент. По поручению Председателя Правительства Российской Федерации Виктора Алексеевича Зубкова Ростехнадзор будет ежемесячно докладывать правительству о состоянии жилищно-коммунального хозяйства и эффективности использования энергетических ресурсов в осенне-зимний период 2007-2008 годов. Это прецедент, и он свидетельствует о возросшей роли Ростехнадзора и о серьезности намерений государства в энергетике.
От бизнеса государство ждет инициатив. При этом необходимо особо подчеркнуть, что бизнес должен быть социально ответственным. Это означает не точечную благотворительность и не строительство отдельных социальных объектов по заявкам администраций регионов или муниципалитетов. Речь идет о том, что предприятия, независимо от форм собственности, должны активно заниматься вопросами безопасности человека. Вкладывать средства в охрану окружающей среды, модернизацию и обновление основных производственных фондов, повышение уровня промышленной и энергетической безопасности. А оценка результатов этой деятельности – прерогатива Федеральной службы по экологическому технологическом и атомному надзору.
«Главная задача ведомства, – говорит руководитель Ростехнадзора Константин Борисович Пуликовский, – надзор за опасными промышленными объектами, обеспечение безопасности окружающей среды, безопасности людей, работающих и проживающих вокруг». Тем самым Ростехнадзор является тем инструментом федеральной власти, который направляет экономические и социальные процессы, проходящие в стране, в русло безопасности.
Что происходит в Удмуртской Республике? Анализ энергетических рисков в регионе показывает, что при сохранении существующих тенденций и подходов электроэнергетическая отрасль может стать тормозом на пути решения экономических и социальных задач. Дальнейшее увеличение потребления мощности в Удмуртской Республике без развития системообразующих связей и увеличения собственной генерации приведет к острому дефициту электроэнергии.
Объективных и непреодолимых предпосылок для ухудшения ситуации нет. В республике очень высок экономический потенциал. Наблюдается рост востребованности предприятий Удмуртии и их продукции на российском и международном рынке. На фоне позитивных изменений в управлении и экономике налицо концептуальный кризис идей. Он вызван непрозрачностью и закрытостью процессов принятия стратегических решений в вопросах развития инфраструктурных отраслей экономики.
Необходим комплексный подход с разработкой Программы развития энергетической отрасли Удмуртской Республики. Та, которая существует сегодня, формальна и требует корректировки в соответствии с задачами, поставленным Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. В этом процессе должны участвовать все заинтересованные стороны: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Удмуртской Республики, администрации муниципальных образований и предприятия энергетической отрасли, включая собственников, руководителей, ведущих специалистов.
При этом в сферу ответственности Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике входит все, что так или иначе может отразиться на энергобезопасности региона. В том числе – стратегия развития энергетической отрасли региона, обновление основных фондов, ввод в эксплуатацию новых мощностей, проблемы технического присоединения и энергосбережения, уровень подготовки предприятий энергетического комплекса к отопительному зимнему периоду.