Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

RAB-регулирование тарифов: с прицелом на развитие экономики региона

 

Номер журнала: 

В России вводится новая методика расчета тарифов – RAB-регулирование. К 2011 г. долгосрочное тарифное регулирование будет введено в энергосетях во всех регионах страны. По словам премьер-министра РФ В.В. Путина, тарифное регулирование инфраструктуры должно строиться на следующих принципах: гарантированности возвратности и рыночной доходности вложенных средств инвесторам и кредиторам и связанности уровня тарифа с качеством оказываемых услуг.

В 2010 г. в Удмуртской Республике начнет действовать новая система регулирования тарифа на услуги по передаче электрической энергии методом доходности инвестированного капитала (RAB). Какое влияние окажет внедрение RAB-регулирования на рост тарифов на электроэнергию? Какие плюсы и минусы несет новая система как для энергетиков, так и для потребителей? Сегодня уже можно говорить об определенном опыте, наработанном в «пилотных» регионах, где RAB-регулирование было введено с января 2009 г. (Тульская, Рязанская области, а также ряд регионов на Урале, кроме Перми, остальные регионы в центральной части России – Тверь, Липецк, Белгород, Ростов, Астрахань, Курган), и попытаться экстраполировать этот опыт на Удмуртскую Респуб-лику.

Что такое RAB?
Еще в 2003 г. был принят Федеральный закон «Об электроэнергетике», которым предусмотрен постепенный  переход к методу регулирования на основе экономически обоснованной доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование, от англ. Regulatory asset base – регулируемая база задействованного капитала). Основной принцип RAB-регулирования заключается в том, что капитал, инвестированный в естественную монополию, должен приносить, как минимум, отдачу, достаточную для привлечения  новых инвестиций и развития предприятия, а также соответствовать уровню риска инвестирования в него. Процедура определения тарифа при использовании RAB-регулирования состоит из трех этапов: выявление текущих издержек, оценки первоначальной стоимости вложенного капитала, определение уровня необходимых инвестиций и установление нормы доходности инвестиций.
Проще говоря, RAB-регулирование - это система тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, направленная на привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетевой инфраструктуры и повышение эффективности работы сетевых организаций. Для реализации региональных инвестиционных программ сетевые компании будут привлекать средства инвесторов. Напомним, что сейчас инвестиционная составляющая закладывается в тариф на транспортировку электроэнергии. На развитие сетей также направляются средства, полученные от платы за технологическое присоединение к сетям.
Предполагается, что тариф при введении системы RAB-регулирования будет устанавливаться не на один год, как сейчас, а на 3-5 лет. Однако он будет ежегодно корректироваться на фактический объем оказанных услуг по передаче электроэнергии, фактический уровень инфляции, фактический уровень затрат на компенсацию потерь, плату единой национальной электрической сети. Надо отметить, что нормативная база, необходимая для введения RAB-регулирования, уже создана. Она была разработана Федеральной службой по тарифам России с участием основных министерств и ведомств.

Инвестиции – стабильные и долгосрочные
Не секрет, что сетевые комплексы во всех регионах сегодня имеют очень высокий износ сетей. Так, по Удмуртской Республике этот показатель составляет 63%. Для кардинального изменения ситуации необходимы существенные вложения, однако частный инвестор не слишком охотно идет в этот сектор экономики. Слишком часто меняются правила игры, слишком непредсказуемы риски, слишком много социальных обязательств возложено на сетевые компании. 
Новая система тарифного регулирования как раз и призвана решить эти задачи. При этом энергетики получат инвестиции в необходимом объеме, а потребители – прогнозируемые тарифы и возможность оплачивать модернизацию сетей не одномоментно (в течение одного года, как сейчас), а в течение 35 лет. Этот механизм похож на механизм ипотечного кредитования.
Очень важно, что система RAB-регулирования предполагает зависимость выручки компании от показателей надежности и бесперебойности энергоснабжения, качества обслуживания клиентов. При этом она имеет и социальный эффект: мотивирует снижать затраты, оставляя сэкономленные средства в компании на 5 лет, а по истечении этого срока сокращая тариф на сэкономленную величину.
Примеры того, как изменение методики расчета тарифа на передачу электроэнергии приводит к быстрым результатам, есть в ОАО «МРСК Центра и Приволжья». Как уже упоминалось выше, в двух регионах – Тульской и Рязанской, входящих в зону деятельности компании, RAB-регулирование применяется с 2009 г. Инвестиционным сообществом и фондовым рынком данный факт был воспринят положительно и вызвал больший интерес к акциям компании. В течение этого года в ОАО «МРСК Центра и Приволжья» было построено несколько современных энергообъектов. Новая подстанция 110/10/10 кВ «Стечкин» мощностью 80 МВА введена в эксплуатацию в Тульской области 8 октября 2009 г. Сумма инвестиций, направленных на реализацию проекта строительства подстанции, составила порядка 400 млн. рублей. «Строительство подстанции завершено в самые короткие сроки – всего за один год, что стало возможным благодаря переходу «Тулэнерго» с января этого года на RAB-регулирование, - отметил генеральный директор ОАО «МРСК Центра и Приволжья» Евгений Викторович Ушаков на торжественном мероприятии, посвященном открытию ПС «Стечкин»: «Новая система тарифообразования позволяет поэтапно решать проблемы износа распределительных сетей и, следовательно, повышать качество и надежность электроснабжения потребителей, способствовать реализации социально-экономических проектов в регионе. Сегодня ОАО «МРСК Центра и Приволжья» при поддержке «Холдинга МРСК» и Министерства энергетики РФ реализует ряд мероприятий по переводу всех своих филиалов на новый метод регулирования с 2010 г. С 1 января 2010 г. мы планируем перевести на RAB-регулирование «Калугаэнерго», «Владимирэнерго», «Удмуртэнерго», а в течение года - оставшиеся филиалы».
В Рязани, где также с прошлого года действует новая тарифная система, 6 октября ОАО «МРСК Центра и Приволжья» осуществило ввод в эксплуатацию подстанции 220 кВ «Факел» после завершения строительства ее второго пускового комплекса. Совокупная трансформаторная мощность подстанции составила 200 МВА. Инвестиции компании в проект в целом - свыше 760 млн. рублей.
Общий объем инвестиционных вложений в Рязанской и Тульской областях увеличился в 2-3 раза и достиг ежегодных объемов в 1,3 млрд. руб. и 1 млрд. руб. соответственно. Как следствие,  уже сегодня можно говорить об улучшении состояния основных фондов электросетевого комплекса в этих областях. 

Потребители и инвесторы в итоге в выигрыше
Органы власти всегда стоят перед выбором: либо увеличивать тарифы, обеспечивая тем самым рост инвестиций в энергетическую отрасль и соответственно развитие региона, либо оставить ставки на прежнем уровне, отдавая предпочтение интересам потребителей, в том числе и населения. Приоритетной задачей тарифной политики государства в 2010-2012 гг. является ограничение темпов роста тарифов с сохранением текущей надежности и качества электроснабжения.
Во многом достижение таких показателей станет возможным благодаря тому, что в 2010 г. правительство прогнозирует переход на RAB-регулирование большинства распределительных электросетевых организаций российских регионов. Т.е. повсеместное внедрение максимально выгодных условий тарифного регулирования, учитывающих интересы и граждан, и инвесторов. Следует отметить, что доля тарифа на транспортировку электроэнергии в конечном тарифе, по которому расплачивается потребитель, составляет всего 20%.


Бакулев В.И., заместитель генерального директора- директор филиала "Удмуртэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья"
Электросетевой комплекс  Удмуртии сегодня остро нуждается в инвестициях. В результате нашей совместной работы с правительством региона и с РЭК Удмуртской Республики было принято решение, которое позволит нам с 1 января 2010 г. перейти на RAB-регулирование – систему, дающую возможность быстро модернизировать электросетевой комплекс и обес-печить экономическое развитие региона. Мы сможем снизить нагрузку в тарифе на возврат инвестиций, что, в свою очередь, позволит замедлить темп роста тарифов для потребителей. Электросетевые компании в то же время смогут поэтапно решать проблему износа сетей, повышать качество и надежность электроснабжения.



Мозоль Д.В., заместитель директора по экономике и финансам филиала "Удмуртэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья"
Общая стоимость инвестпрограммы «Удмуртэнерго» на 2010-2014 гг. - 6,7 млрд. При ее реализации, кроме собственных средств компании, будут использоваться средства кредитных организаций, что является отличительной чертой RAB-регулирования, так как данная методика подразумевает гарантии возврата инвес-торам привлеченных средств.
Приводить сейчас конкретные цифры, к какому росту тарифа может привести реализация программы, наверно, было бы не правильно, поскольку решение об этом принимает РЭК Удмуртской Республики. Могу лишь сказать, что ФСТ РФ ограничила рост конечного тарифа для населения в 2010 г. 10-ю процентами.
Нужно также отметить, что метод RAB, с точки зрения роста тарифа, наиболее социально ориентирован. Инвестиционная нагрузка в тарифе распределяется на 35 лет, и за счет этого рост тарифа будет меньшим, чем при методе «Затраты +».
Кроме того, метод RAB предусматривает экономические стимулы снижения издержек. В этой системе тарифообразования прибыль компаний находится в прямой зависимости от надежности энергоснабжения и качества обслуживания потребителей. На основе этих показателей к выручке сетевой компании могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты.


Комментарий специалиста

Новоселов Юрий Васильевич, начальник Управления технологического присоединения и перспективного развития филиала "Удмуртэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья"
В настоящее время страна, как и весь мир, переживает финансовый кризис. Однако это не снимает с энергетиков ответственности за бесперебойное обеспечение потребителей электроэнергией сегодня и планирование их энергоснабжения завтра.
В то же время износ основных фондов филиала «Удмуртэнерго» на 01.08.09 составляет 63,3%. Такое состояние сетевой инфраструктуры при постоянном росте электропотребления и отсутствии резервных мощностей увеличивает возможность возникновения технологических нарушений разной степени сложности. Кроме того, за  последние два года к нам поступило запросов на дополнительную мощность более 200 МВт. Наибольший дефицит электрической мощности испытывают город Ижевск, Завьяловский район, а также территория вдоль реки Камы, отведенная под малоэтажную застройку. Выдать такую мощность без строительства  новых подстанций 110 кВ и реконструкции и расширения существующих нет возможности. Для решения этих проблем филиалом «Удмуртэнерго» сформирована инвестиционная программа на 2010-2014 гг. Она предусматривает поддержание в эксплуатации оборудования, необходимого для достаточного, надежного и бесперебойного энергоснабжения; проведение мероприятий по снижению производственных издержек, в том числе за счет повышения эффективности работы оборудования; модернизацию основных фондов; снижение потерь электрической энергии; обеспечение безопасности работы оборудования и персонала; отсутствие жалоб на качество электрической энергии; создание технической возможности подключения новых потребителей.
В частности, программой запланировано строительство нескольких новых подстанций. Четыре новых подстанции 110 кВ должны появиться в Ижевске: «Союзная», «Пазелы», «Набережная» и «Пушкинская». В Завьяловском районе мы планируем построить две подстанции 110 кВ – «Районная» и «Лудорвай». В Балезинском районе планируется строительство подстанции 35 кВ «Такапи». Еще на нескольких подстанциях 35-110 кВ мы планируем  заменить силовые трансформаторы. Речь идет о подстанциях «Сарапул» и «Высотная» в Сарапуле, «Кигбаево» в Сарапульском районе, «Гольяны», «Никольская», «Россия» и «Русский Вожой» - в Завьяловском, «Кулига» и «Новая Гыя» - в Кезском  и «Быргында» - в Каракулинском.
Программа предусматривает строительство новой высоковольтной линии 110 кВ «Звездная – Яр» с отпайкой на подстанцию Сянино, а также реконструкцию нескольких действующих линий. В частности, в Ижевске в реконструкции нуждаются ВЛ «Ижевск - Культбаза» и «Позимь - Калашников», в Балезинском районе – «Балезино - Сегедур» и «Балезино - Пибаньшур», в Ярском  - ВЛ-35 кВ «Звездная - 40 лет Октября».
Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа PR"