Пути развития минерально-сырьевой базы России до 2035 года

Кобылкин Дмитрий Николаевич
министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Номер журнала:
Рубрика:
Минерально-сырьевой комплекс дает 40 % доходов федерального бюджета. Более того, на фоне снижения мировых объемов геологоразведки инвестиционная активность недропользователей в России растет. Объем геологоразведочных работ за счет внебюджетных средств в последние годы вырос на 20 % и составил более 300 млрд руб.
Совокупный объем внутреннего потребления основных видов минерального сырья в денежном выражении в 2017 г. составил более 11,5 трлн руб., экспорт — около 10 трлн руб.
Стратегические цели
«Целью настоящей стратегии является создание условий для устойчивого обеспечения минеральным сырьем социально-экономического развития и поддержания достаточного уровня экономической и энергетической безопасности Российской Федерации.
Риски и вызовы связаны с результатом геологоразведочных работ, конъюнктурой рынка, отсутствием инфраструктуры, а также состоянием технологий разведки и добычи.
Мы планируем снизить риски за счет активизации регионального геологического изучения, формирования минерально-сырьевых центров, использования современных технологий и экономических моделей, концентрации бюджетных средств, кадрового и технологического потенциала на значимых для отечественной экономики видах полезных ископаемых», — отметил в докладе Д. Кобылкин.
При выполнении задач наращивания запасов минерального сырья важным является снижение нагрузки на окружающую среду за счет внедрения механизмов наилучших доступных технологий и рационального использования недр.
Поощрение и управление
Основными инструментами управления развитием минерально-сырьевой базы являются стимулирование, регулирование и контроль.
Так, для стимулирования наращивания внебюджетных инвестиций в отрасль Минприроды России предлагает введение вычетов затрат на геологоразведочные работы из налогооблагаемой базы компаний с повышающими коэффициентами для наиболее сложных и рисковых объектов, использование механизмов венчурного финансирования малого и среднего бизнеса, совершенствование системы разовых платежей за пользование недрами, учет инфраструктурного фактора.
На отрасли позитивно сказывается внедрение новых подходов к освоению трудноизвлекаемых запасов нефти, неразрабатываемых месторождений твердых полезных ископаемых и техногенных месторождений. Стратегическим резервом запасов являются ресурсы шельфа Российской Федерации и дна Мирового океана.
В части регулирования Д. Кобылкин выделил разработку и принятие нормативно-правовых актов, снимающих административные барьеры, ускорение согласования и предоставления в пользование участков недр на лицензионной основе, применение заявительного принципа.
Также проектом стратегии предусматривается расширение заявительного принципа на участки недр, содержащих ресурсы полезных ископаемых категорий Р1 и Р2 на территории Дальнего Востока.
Надзор и меры воздействия
В проекте подробно разобраны меры контроля и надзора соблюдения недропользователями лицензионных обязательств.
Проведен анализ обоснованности неоднократно внесенных изменений в лицензионные условия на участках недр федерального значения, которые повлекли отсрочку ввода месторождений в эксплуатацию. По словам министра, из 318 действующих лицензий такие изменения вносились в 26.
Основными инструментами управления развитием минерально-сырьевой базы являются стимулирование, регулирование и контроль.
Также министр отметил, что важнейшей мерой по профилактике нарушений является внедрение Росприроднадзором в практику контрольно-надзорной деятельности риск-ориентированного подхода.
За нарушение установленных сроков геологического изучения в качестве экономической меры воздействия предложен механизм кратного увеличения размера регулярных платежей к недропользователям. Отмечена целесообразность применения меры ответственности в виде досрочного прекращения права пользования недрами при необоснованном затягивании ввода месторождений в разработку. Эти меры проходят согласования.
В завершении представления приоритетов было подчеркнуто, что в стратегии предусмотрены различные механизмы регулирования, которые в зависимости от вида полезных ископаемых могут повысить обеспеченность экономики страны сырьем до 25 %.