Промышленные и экологические риски в нефтедобыче
СОЛОВЬЕВ Андрей Борисович
заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора (Удмуртская Республика)
Номер журнала:
Рубрика:
Представляем вашему вниманию интервью с заместителем руководителя Западно-Уральского Управления Ростехнадзора Соловьевым Андреем Борисовичем.
- Андрей Борисович, как Вы оцениваете состояние промышленной и экологической безопасности на предприятиях нефтегазовой отрасли Удмуртии?
- Ситуацию в нефтегазовой отрасли необходимо оценивать с точки зрения процессов модернизации экономики и создания условий для развития инновационного бизнеса. Ввиду относительной финансовой стабильности на крупных нефтедобывающих предприятиях республики ими реализуются инвестиционные программы, которые проходят согласование с Ростехнадзором. Они содержат серьезные блоки по повышению промышленной и экологической безопасности. ОАО «Удмуртнефть» и ОАО «Белкамнефть» практически единственные предприятия в Удмуртской Республике, где реализована интегрированная система управления технологическими рисками. Свою деятельность они ведут в соответствии с международными стандартами IS014000 «Системы экологического менеджмента» и OHSAS18000 «Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности». И в целом общее состояние промышленной и экологической безопасности на предприятиях нефтедобывающего комплекса нашего региона можно оценить как удовлетворительное.
Тем не менее в нефтедобывающей отрасли Удмуртии, как, впрочем, и в целом по России, наблюдаются определенные негативные тенденции. С учетом сегодняшней экономической обстановки, у собственников возникает соблазн оптимизации расходов, за счет так называемых непроизводственных расходов в первую очередь связанных с организацией безопасности. Замечу, что снижение количества инцидентов в отрасли, которое наблюдалось последние годы, во многом обусловлено не только особой эффективностью реализованных мероприятий, но и существенным сокращением наиболее опасных составляющих производств, например эксплуатационного бурения. Тем самым общий уровень безопасности при нефтедобыче должен повышаться в силу объективных факторов. Российская статистика это подтверждает, число аварий действительно сокращается, но и последствия, и их тяжесть, напротив, усугубляются. К примеру, в Российской Федерации произошло 56 аварий, погибло 242 человека. В 2007 г. аварий было в 2,5 раза меньше, а погибло – 232 человека. То есть почти столько же.
- Удмуртия, к счастью, благополучный с этой точки зрения регион. И во многом это заслуга надзорных органов. Но хотелось бы обсудить другой вопрос. В угольной отрасли России произошел ряд трагических аварий. Анализ событий на шахте «Распадская», «Ульяновская», «Юбилейная», показал, что их эксплуатация велась с грубейшими нарушениями Закона «О недрах»? А что происходит в нефтегазовой отрасли?
- В нефтедобывающей отрасли таких нарушений меньше, это связано, с одной стороны, большим, в сравнении с угольной отраслью, финансовым ресурсом, а с другой стороны – принципиально иными технологиями. Но при существующих условиях – низком дебете скважин, их большой обводненности (до 94-96%), непредсказуемой рыночной конъюнктуре – применение традиционных технологий в нефтегазовой отрасли не только является угрозой для экономической безопасности предприятия, но и автоматически приводит к снижению уровня промышленной и экологической безопасности. А это может привести к нарушению Закона «О недрах» и послужить поводом для отзыва лицензий на разработку месторождений
Напомню, что в соответствии с Законом «О недрах» вся хозяйственная деятельность нефтедобывающих компаний должна строиться в соответствии с законодательством и стандартами (нормами и правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды и безопасности. Пользователь недр также обязан обеспечить безопасное ведение работ, связанных с первичной переработкой минерального сырья, а также соблюдать условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами. Строительство и эксплуатация предприятиями подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами. Тем самым основанием для прекращения права пользования недрами может послужить возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Эти вопросы находятся в компетенции Ростехнадзора. Практика проведения Федеральной Службой по технологическому, экологическому и атомному надзору проверок недропользователей показала, что к наиболее существенным нарушениям Закона «О недрах» относятся: отсутствие согласования с государственным надзором документации на пользование недрами; несоблюдение технических проектов разработки полезных ископаемых; недостоверный учет добываемых полезных ископаемых; несоблюдение порядка консервации и ликвидации объектов недропользования. Отмечу, что ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий.
- Последние события привели к усилению государственного надзора, переподчинению Ростехнадзора Правительству России. Ростехнадзор будет наделен правом отстранять от занимаемой должности руководителей и специалистов предприятий. Предприятия Удмуртии дают для этого повод? Чем обусловлены основные производственные риски в нефтяной отрасли? Износом основных производственных фондов и оборудования?
- Старение основных производственных фондов и износ технологического оборудования – это комплексная, транснациональная проблема. Российская статистика показывает за последние пять лет рост числа аварий и инцидентов по всем отраслям экономики, произошедших по причине отказа и неисправности оборудования, с 15% до 32%. Но для нефтедобывающей отрасли это не самая критическая проблема, крупнейшие и ведущие предприятия занимаются модернизацией производства. В ОАО «Удмурт-нефть» разработана долгосрочная программа инвестиций капитального характера «Концепция развития инфраструктуры ОАО «Удмуртнефть» на период 2011-2025 годы». В процессе реализации Концепции осуществляется реконструкция объектов с высоким процентом износа основных фондов и строительство новых объектов, решающих вопросы перераспределения потоков и разгрузки максимально загруженных объектов инфраструктуры. Концепция развития инфраструктуры предусматривает приведение объектов подготовки нефти и газа в соответствие с требованиями Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности и корпоративным стандартам. На предприятии ОАО «Белкамнефть» в 2009 году была внедрена система управления промышленной безопасностью, охраной окружающей среды и труда в соответствии с требованиями российского законодательства в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды и труда, международного стандарта ISO 14001:2004 и международной спецификации ОНSАS 18001:1999.
Основные причины инцидентов в нефтяной отрасли - это неправильная организация работы и человеческий фактор.
- То есть недостаточный уровень подготовки специалистов и персонала, занятого в эксплуатации ОПО?
- Предприятия и организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, должны не только иметь лицензию на конкретный вид деятельности в области промышленной безопасности, но и обеспечивать укомплектованность штата квалифицированных работников. К работе на объектах могут быть допущены только лица, которые полностью соответствуют квалификационным требованиям, не имеющие медицинских противопоказаний к работе и в обязательном порядке прошедшие подготовку и аттестацию по дисциплине «Промышленная безопасность». К сожалению, качество подготовки персонала некоторыми учебными центрами нас не удовлетворяет. В погоне за валом теряется качество обучения. Ими допускаются нарушения руководящих документов, обучение проводится по несогласованным с Ростехнадзором программам подготовки, отсутствуют современные средства обучения. На сегодняшний день регламентом не допускается индивидуальная теоретическая подготовка вновь принятых рабочих основных профессий. Теоретическое и производственное обучение должно осуществляться в учебной группе. Есть случаи, когда это требование учебными центрами нарушается. И хотя подобные нарушения не являются повсеместными, ситуация нас не устраивает, поэтому в настоящее время разрабатывается комплекс мер по их устранению.
- Как будет развиваться государственный надзор в ближайшее время?
- Как уже было отмечено выше, надзор будет усилен. Рыночные механизмы не способствуют росту дисциплины в области безопасности среди хозяйствующих субъектов. Более того, в связи с перераспределением собственности усложнилась система менеджмента и принятия управленческих решений. Соответственно, должна быть повышена ответственность собственников и руководителей поднадзорных организаций.
Еще есть ряд проблем в части уровня проведения работ в области экспертизы промышленной безопасности и качества подготовки работников, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов. Я не говорю, что это повсеместное явление, но в ряде случаев оно имеет место, вплоть до представления поддельных документов. Этим вопросам будут посвящены совещания, которые Западно-Уральское управление Ростехнадзора намерено провести с представителями экспертных организаций и учебных центров.
Особенное внимание будет уделено исполнению Закона «О недрах», в том числе и в части рационального недропользования. Отмечу несколько основных требований по этому блоку, которые находятся в компетенции государственного надзора:
- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
- предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;
- предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения, либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Напомню, что в случае нарушения этих требований право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
И еще один важный, на мой взгляд, аспект рационального недропользования. Большинство небольших нефтедобывающих компаний убыточны. А это отсутствие налогооблагаемой базы. Нужно ли это республике и в целом государству?