Проблемы в сфере обращения с ТКО: полигоны и договоры с предприятиями
ПОПОВА Елена Евгеньевна
начальник межрегионального отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Сокращение объема твердых коммунальных отходов и вторичный их оборот — важная и перспективная тема. Но сегодня поговорим о реальной ситуации, которая сложилась к концу первого года реформы.
- Елена Евгеньевна, какие основные проблемы существуют в настоящее время в сфере обращения с ТКО? Каковы пути их решения?
- С 01.01.2019 г. субъекты РФ осуществляют переход на новую систему обращения с ТКО. Это процесс самым активным образом проходит в Республике Татарстан.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2018 г. № 10-189/кс установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Гринта» по восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2018 г. № 10-190/кс установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Управляющая компания «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» по западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан.
При этом Республика Татарстан входит в шестую десятку рейтинга субъектов России по уровню установленных тарифов и имеет одни из самых низких тарифов.
Разъяснения по переходу на новую систему обращения с ТКО даны на сайте Росприроднадзора, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, сайтах региональных операторов.
Отметим, что с начала 2019 г. на территории республики сохранена наработанная периодичность вывоза ТКО (в соответствии с законодательством). Кроме того, организован дополнительный контроль мест накопления ТКО с участием органов местного самоуправления, операторов, с которыми заключены договоры на транспортирование ТКО.
В переходный период региональное Управление Росприроднадзора осуществляло ежедневный контроль своевременности вывоза ТКО. Население было проинформировано, куда можно обращаться в случае отсутствия оказания услуги, информация о телефонах оперативных дежурных была размещена на сайте Управления. Благодаря активному взаимодействию всех ведомств и служб в течение 2019 г. удалось не допустить срыва вывоза ТКО. Жалоб населения на несвоевременный вывоз отходов не поступало.
Возвращаясь к заданному вопросу, выделим основные проблемы, имеющиеся в Республике Татарстан в части обращения с ТКО. Во-первых, это несоблюдение по объективным причинам потоков движения ТКО. Вторая проблема — неполнота охвата образователей отходов при заключении договоров на вывоз ТКО.
Проведенный анализ территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами Республики Татарстан с учетом фактической ситуации по размещению ТКО и деятельности полигонов, показал, что в настоящее время, по ряду объективных причин, не соблюдаются потоки движения отходов, установленные территориальной схемой.
Некоторые полигоны не переоформили лицензии и, соответственно, с 01.01.2019 г. не могут осуществлять деятельность по размещению отходов. В связи с прекращением деятельности этих полигонов потоки размещения отходов перенаправляются на соседние объекты, что в свою очередь неизбежно приводит к ускоренному исчерпанию остаточной вместимости этих объектов.
Для повышения эффективности работы и максимального вовлечения производственных мощностей объектов размещения отходов необходимо активизировать работу по формированию Перечня объектов размещения отходов Республики Татарстан, порядок ведения которого принят Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14.05.2019 г. № 303 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов».
Кроме того, учитывая значительные отступления от потоков движения отходов, необходимо внести соответствующие изменения в Территориальную схему по результатам полноценного обследования и анализа остаточной вместимости всех полигонов ТКО.
В качестве главной причины, препятствующей полному охвату заключения договоров с образователями отходов, является отсутствие у региональных операторов информации о всех потребителях услуги (ИЖС, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие деятельность в жилых домах) с реквизитами для оформления договоров.
Также предприятия, организации и бюджетные учреждения зачастую отказываются заключать договоры с региональным оператором, поскольку не согласны с количеством отходов, рассчитанных исходя из утвержденных Постановлением Кабинета министров РТ от 12.12.2016 г. № 922 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Республике Татарстан» нормативов накопления твердых коммунальных отходов. По ряду объектов они завышены.
- Какова ситуация с договорной кампанией в настоящее время?
- Процент заключения договоров на вывоз отходов от населения составляет 95 %, с юридическими лицами и бюджетными учреждениями: по восточной зоне — 62 %, по западной зоне — 39 % от количества потребителей данных сегментов.
- Расскажите об особенности заключения таких договоров.
- Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее закон № 89-ФЗ) устанавливаются общие требования по обращению с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
При этом, согласно ч. 4 ст. 24.7 закона № 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.
В случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором в соответствии с законом № 89-ФЗ, региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения. Услуга подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается на срок, не превышающий срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности, собственнику ТКО.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Отметим, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором при наличии в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, где образуются такие ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Инструкции по заключению договоров, форма типового договора и прочая информация размещены на сайтах региональных операторов.
- Каковы особенности обращения с твердыми коммунальными отходами на предприятиях?
- Давайте еще раз четко определим: какие отходы относятся к ТКО? Согласно ст. 1 закона № 89-ФЗ «твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами».
Таким образом, к твердым коммунальным отходам, образующимся в процессе деятельности юридических лиц, можно отнести только отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях.
Перечень отходов утвержден Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (ФККО).
Согласно разъяснению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.12.2017 г., исх. № АА-10-04-36/26733, к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 730 000 00 00 0), в случае если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к твердым коммунальным отходам. Обращаем внимание, что смет с прилегающей территории предприятия, гаража, автозаправочных станций, смет от уборки складских помещений и т.д. не являются ТКО.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п.2 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156.
Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно правилам обращения с ТКО в местах (на площадках) накопления ТКО их складирование осуществляется потребителями следующими способами:
- в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
- в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Для крупногабаритных отходов должны быть отведены специальные площадки.
Количество контейнеров, необходимых для накопления ТКО, образуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется исходя из установленных нормативов накопления ТКО и в соответствии с условиями договора с региональным оператором.
Потребители обязаны разделять ТКО по видам и складировать сортированные отходы в отдельных контейнерах. Обратите внимание: осуществление такого разделения не требует получения потребителем лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, предназначенные для других видов отходов, за исключением случаев, установленных региональным законодательством.
Для установки мусоросборников всех типов должна быть оборудована контейнерная площадка с твердым покрытием, ограниченная бордюром и (или) ограждением, имеющая подъездной путь. Необходимо также предусмотреть возможность стока талых и ливневых вод.
Таким образом, ТКО на предприятии можно размещать только на обустроенных площадках для размещения отходов IV-V классов опасности в отдельных контейнерах, предназначенных для ТКО.
- Каким образом и с какой целью осуществляется учет ТКО в организациях?
- Учет в области обращения с отходами ведется согласно Приказу Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». Учет ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом. Учет ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
Учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.
- Какие нарушения выявляются государственными инспекторами в сфере обращения с отходами?
- Наиболее частыми нарушениями являются:
- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления;
- неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составления паспортов отходов I-IV классов опасности;
- неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления;
- осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
- Какие санкции применяются к нарушителям?
- Все юридические лица и ИП обязаны выполнять требования экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства в области обращения с отходами. К нарушителям применяются меры административного воздействия по ст. 8.2 КоАП РФ, ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.