Проблемы ОЗП 2017-2018 гг.: устаревшее оборудование и нехватка квалифицированного персонала
Трохинов Игорь Павлович
заместитель руководителя Средне-Поволжского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Как подготовились коммунальщики и энергетики к предстоящему периоду? Просчеты и недостатки в этой работе очень болезненно проявляются в самый ответственный осенне-зимний сезон. Как складывается ситуация с готовностью к ОЗП 2017-2018 гг., рассказал Игорь Павлович Трохинов, заместитель руководителя Средне-Поволжского уп-равления Ростехнадзора.
- Игорь Павлович, в настоящее время завершается подготовка к осенне-зимнему периоду 2017-2018 гг. Управление Ростехнадзора оценивает готовность муниципальных образований и субъектов энергетики к предстоящей зиме. Какими нормативными актами регулируется подготовка и проверка готовности к ОЗП 2017-2018 гг.?
- Оценка готовности к работе в осенне-зимний период 2017-2018 гг. (далее ОЗП) субъектов электроэнергетики федерального и регионального уровня проводится в соответствии с Положением о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период, утвержденным решением Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (федерального штаба), протокол от 06.07.2012 г. № 10.
Оценка готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии проводится в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 г. № 103, зарегистрированными в Минюсте России 24.04.2013 г. № 28 269.
Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Козака от 29.07.2017 г. № ДК-П9-4194, в соответствии с Приказом руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В. Алешина от 10.07.2017 г. № 256 «О контроле хода подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2017-2018 гг.» и выполнения Приказа Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.07.2017 г. № 388 «О контроле хода подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2017-2018 гг.» проводятся проверки хода подготовки субъектов электроэнергетики к прохождению ОЗП 2017-2018 гг.
- На какие моменты в подготовке к предстоящему ОЗП Средне-Поволжское управление Ростехнадзора обращало особое внимание? Учитывался ли опыт прошлого осенне-зимнего периода?
- В целях качественной и своевременной подготовки к работе ОЗП 2017-2018 гг. главам городских образований, муниципальных районов Самарской области и руководителям энергоснабжающих организаций бы-ло направлено информационное письмо «О подготовке предприятий и организаций, обеспечивающих электро- и теплоснабжение населения и объектов социальной сферы Самарской области, к работе в осенне-зимний период 2017-2018 гг.», в котором изложены требования о составлении планов работы, необходимости проведения испытаний тепловых сетей и энергетического оборудования и т.д., включении представителей Управления в комиссии и штабы по контролю хода подготовки к работе в ОЗП, а также изложены основные проблемы, выявленные в ходе обследования поднадзорных предприятий по подготовке к работе в ОЗП предыдущего периода.
- Каков график проверки готовности к ОЗП предприятий и МО? Есть опасения, что энергетики не получат паспорта готовности?
- Согласно законодательным документам, указанным в п.1, оценка готовности к работе в осенне-зимний период проводится:
- субъектов электроэнергетики федерального и регионального уровня с 1 октября;
- теплоснабжающих и теплосетевых организаций до 1 ноября;
- муниципальных образований до 15 ноября.
При проведении проверок субъектов электроэнергетики федерального и регионального уровня грубых нарушений, препятствующих получению паспорта готовности к работе в ОЗП, не выявлено.
- Какие основные нарушения и замечания при подготовке муниципальных образований и районов к ОЗП выявлены при работе комиссий по проверке? Каковы причины в отказе выдачи паспорта готовности к ОЗП?
- В коммунальной энергетике эксплуатируется значительный парк физически и морально устаревшего оборудования, которое не всегда обеспечивает достаточный уровень надежности. Около 300 котельных морально и физически устарели. До 70 % зарегистрированных котлов отработали нормативные сроки службы.
До сих пор эксплуатируются котельные, введенные в эксплуатацию в середине 50-х годов прошлого века. Оборудование большинства ведомственных и муниципальных котельных эксплуатируется более 25 лет.
Кроме того, в организациях ЖКХ ощущается нехватка квалифицированного оперативного и ремонтного персонала.
Остановлюсь на основных нарушениях, выявленных в ходе проверок в отношении теплосетевых и генерирующих объектов (котельных):
- ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и персонал, эксплуатирующий тепловые энергоустановки, не прошли проверку знаний по Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ЗАО «Коммун-энерго», Богатовский район; ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ», г.о. Чапаевск (Чапаевск-11); г.п. Рощинский Волжского района; с.п. Бобровка (п. Октябрьский) Кинельского района; ОАО «КБАС», г. Самара);
- организация не проводит один раз в пять лет режимно-наладочные испытания и работы, по результатам которых составляются режимные карты, а также разрабатываются нормативные характеристики работы элементов системы теплоснабжения (ЗАО «Коммун-энерго», Богатовский район; ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ»; г.о. Чапаевск (Чапаевск-11); г.п. Рощинский Волжского района; с.п. Бобровка (п. Октябрьский) Кинельского района; ОАО «КБАС», г. Самара; МП «УК ЖКХ», Шигонский р-н; ООО «УК «Промкомстрой», Сызранский р-н; ФГБУ «Санаторий «Волжский Утес», Шигонский р-н);
- производственные здания котельных не содержатся в исправном состоянии, обеспечивающим надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда (МУП «Теплоэнергосеть», Большечерниговский район; ЗАО «Коммун-энерго», Богатовский район; ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ»; с.п. Бобровка (п. Октябрьский) Кинельского района);
- не проведена ревизия и наладка водоподготовительного оборудования котельных (Казенное предприятие «Волжское», Сызранский р-н; МУП «ЖЭС», г.о Сызрань);
- не проведены режимно-наладочные испытания котлов (МУП «РЖКХ», Сызранский р-н; МУП «Усольское ЖКХ», Шигонский р-н).
- Выявляются ли при проведении проверок готовности предприятий, муниципальных образований недостатки, которые повторяются из года в год? Как решается сложившаяся ситуация?
- Систематически, из года в год, срывается подготовка к отопительному сезону котельных и тепловых сетей, принадлежащих Министерству обороны РФ (военный городок 11 (Чапаевск-11), п. Рощинский Волжского района, п. Октябрьский Кинельского района и т.д.).
Ситуация обостряется в связи с частой сменой эксплуатирующих организаций, фактически непосредственно перед началом отопительного сезона.
Так, например, в 2015 г. подготовку котельных к отопительному сезону осуществляло ОАО «РЭУ», в 2016 г. ООО «НордЭнерго», в отопительный сезон 2016-2017 гг. котельные и тепловые сети эксплуатировались
АО «ГУ ЖКХ», подготовку к отопительному периоду 2017-2018 гг. осуществляет ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
По результатам участия представителей Управления в работе штабов по подготовке к отопительному сезону районов Самарской области выявлено существенное отставание от графиков подготовки к отопительному сезону 2017-2018 гг. объектов теплоснабжения, принадлежащих Министерству обороны РФ и эксплуатируемых в настоящее время структурами ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.
Сложившаяся ситуация приводит к систематическому неисполнению предписаний, выдаваемых Управлением и, следовательно, к неполучению паспортов готовности к отопительному сезону указанными муниципальными образованиями.
Управлением в рамках мероприятий по подготовке к прохождению к осенне-зимнего периода 2017-
2018 гг. теплоснабжающих и теплосетевых организаций было запланировано проведение внеплановой выездной проверки филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Центральному военному округу, обслуживающего объекты Минобороны России в пос. Рощинский Волжского района, пос. Октябрьский Кинельского района, в/г Чапаевск-11 г.о. Чапаевск.
Указом Президента РФ от 27.03.2017 г. № 125 в Положение о Министерстве обороны РФ внесены дополнения в части осуществления Министерством Обороны РФ федерального государственного энергетического надзора в Вооруженных силах.
Для дачи разъяснений в части осуществления федерального государственного энергетического надзора на объектах Минобороны России Управлением направлено письмо в Военную прокуратуру Самарского гарнизона. Согласно ответу, полученному Управлением, до настоящего времени Главным управлением контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны не определены функции федерального государственного энергетического надзора для территориальных отделов технического надзора Министерства обороны. Надзор за электрическими, тепловыми установками и сетями не осуществляется.
Управлением 31.08.2017 г. проведен технический совет с участием представителей Военной прокуратуры Самарского гарнизона, Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, Администраций муниципальных образований и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.
Письмо с информацией о сложившейся ситуации было направлено в Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области и в Военную прокуратуру Самарского гарнизона.
Военной прокуратурой Самарского гарнизона с участием представителей Средне-Поволжского управления Ростехнадзора 22.09.2017 г.
была проведена проверка объектов ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.
По результатам проверки установлено:
Котельная в/г № 11 и сети (Чапаевск-11)
- производственное здание котельной в/г № 11 (Чапаевск-11) не содержится в исправном состоянии; не обеспечивается надежность и безопасность работы, из трех водогрейных котлов КВГМ10-150 один находится в аварийном состоянии, на втором котле не проведено техническое освидетельствование и не получено разрешение на пуск его в эксплуатацию после монтажа; не произведена ревизия и наладка водоподготовительного оборудования, тепловых сетей; не проводятся испытания тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя.
Котельная № 176 и сети п. Рощинский
- не проведены режимно-наладочные испытания котельного оборудования, систем химводоподготовки и тепловых сетей; строительные конструкции здания котельной не подвергались техническому освидетельствованию специализированной организацией; баки-аккумуляторы горячей воды не подвергались технической диагностике; не проводится инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовых труб с привлечением специализированной организации.
Котельная в/г № 3 и сети пос. Октябрьский (Бобровка)
- не проведены режимно-наладочные испытания тепловых сетей; крыша котельной требует ремонта, необходимо устранить течи; строительные конструкции здания котельной не подвергались техническому освидетельствованию специализированной организацией.
Данные нарушения могут являться основанием для отказа в выдаче паспортов готовности вышеуказанным муниципальным образованиям.
- В каких еще муниципальных образованиях есть проблемы, снижающие надежность теплоснабжения, которые могут стать причиной невыдачи паспорта готовности?
- Вызывает опасения теплоснабжение жилых домов с.п. Пионерский, с.п. Суринск, с.п. Береговой Шигонского района Самарской области в предстоящем отопительном периоде 2017-2018 гг. 23.06.2017 г. с ООО «СамРЭК-Эксплуатация» был заключен муниципальный контракт на проведение работ по переводу теплоснабжения жилых домов на котлы наружного размещения. По имеющейся информации из 17 котлов наружного исполнения запланированных к установке смонтировано 17. Выполнен монтаж электрической сети на всех площадках, но не подключены к линиям электропередач. Выполнено строительство газопроводов на 15 площадках, на двух котельных в пос. Береговой не построены газопроводы. Не подключены котлы к тепловым сетям и водопроводу. Срок окончания монтажных работ — 01.10.2017 г.
Администрацией городского округа Самара 14 муниципальных котельных, ранее эксплуатируемых ЗАО «СУТЭК», переданы в эксплуатацию другой организации — ООО «КСК г. Отрадного», что требует переоформления лицензии на эксплуатацию ОПО, внесения изменений в реестр ОПО, оформления технической документации (паспортов, инструкций, схем, журналов и т.п.) и проведения проверки знаний персонала.
В м.р. Волжский до настоящего времени не оформлены в установленном порядке разрешения на пуск газа и разрешения на ввод в эксплуатацию двух новых котельных, расположенных в п. «Южный город». Также до настоящего времени не оформлены в установленном порядке разрешения на пуск газа и разрешения на ввод в эксплуатацию новой котельной в п. Кошелев парк.
Муниципальные образования, имеющие риски надежного теплоснабжения: с.п. Бобровка (п. Октябрьский) м.р. Кинельский; г.п. Рощинский м.р. Волжский; м.р. Богатовский; с.п. Пионерский м.р. Шигонский, с.п. Суринск м.р. Шигонский, с.п. Береговой м.р. Шигонский, г.о.Чапаевск, с.п. Большая Черниговка (м.р. Большечерниговский).
Основной причиной ненадежного теплоснабжения, является невыполнение теплоснабжающими/теплосетевыми организациями условий по готовности к отопительному периоду.